Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ"»
Слайд№1 Формирование навыков самообслуживания
у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Перед педагогом стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умение не обходимые им в быту. В связи с этим на первое место встаёт проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально- бытовой адаптации. Данные навыки начинают формироваться у них с первых дней поступления в школу.
Слайд№2 Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Основные направления по формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Слайд№3 Первое направление. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой. Правильно сидеть за столом. Убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, все крошки на тарелочку, т.е. , чтобы сметали со стала на пол. Подмести под столом.
Слайд№4 Второе направление. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;
- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Слайд№5 Третье направление. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
- при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
Слайд№6 Четвертое направление. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.;
- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).
Тут приходится труднее, например Наташе всё равно как одета шапка, в какую сторону она повёрнута. Т.е. нужен контроль воспитателя.
Я применяю методы поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребёнком. Использую словесный метод. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой и.т.д.) учатся выполнять с ними определённые действия в соответствии с назначением. В течении дня постоянно происходит обучение самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов. Моя помощь достаточно разнообразна:
- устная, слова которые наталкивают ребёнка на требуемое действие
-демонстрационная, показ самого действия, чтобы ребёнок сделал правильно.
-наглядная, наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
-физическая-физические действия, помогающие ребёнку справиться с той частью деятельности, которая для него особо сложна.