Советы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Советы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Данная памятка разработана в помощь родителям и воспитателям (педагогам) по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Описано значение самообслуживания в воспитании детей, даны рекомендации для обучения самостоятельности, перечислены умения ребенка в этом возрасте, приведена необходимая литература для совместного с ребенком чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой).
Убирать после игры наместо игрушки, книжки.
Произведения художественной литеры для воспитания у детей самостоятельности в самообслуживании
Стихи: В. Овсеева «Лекарство», В.Н.Орловой «Хрюшка обижается»; С.В. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»; Э.Н.Успенского«Дети, которые плохо едят в детском саду», «Удивительное дело»; И. Муравейки «Я сама»,Н. П. Саконской «Где мой пальчик»; С. Капутикяна «Кто скорее допьёт»; А.Л. Барто «Девочка чумазая»; З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка»; Л. Вороньковой «Маша- растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»,. Чтение юмористических частушек Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела».
Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!», «Я так горжусь тобой!». «Смотри как у тебя хорошо получается!» и т.п. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 138»
городского округа Самара
443115, г. Самара, ул. Тополей, 16, тел. 925-95-49
Памятка для родителей
Советы по формированию навыков самообслуживания у детей
младшего дошкольного возраста
Подготовил педагог-психолог Кучина Н.С.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых– развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении.Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.
Значение самообслуживания в воспитании детей
Чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет.
У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делая за них то, что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.
Обслуживая себя, ребенок начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно начинает проявлять заботу о своих близких.
Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки развивает у них самостоятельность, волю, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении.
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
Рекомендации для обучения самостоятельности
Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он сделал то-то и то-то. Давайте оценку поступку
Не делать за ребенка то, что он способен выполнить сам.
Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.
Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной.
Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия малыша говорить, что, у тебя получится, ты справишься - ребенок будет настроен на успех.
Маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные напоминали. Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том, что пора полить цветы.
Единство требований взрослых (в семье и дошкольной организации).
Громадное значение в обучении самостоятельности играет личный пример.
Работа должна быть по силам малыша.
Что должны уметь дети младшего дошкольного возраста:
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.