Просмотр содержимого документа
«"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"»
Формирования представлений о малой родине у дошкольников.
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отчеству, к малой родине. Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… ».История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок».Это — совокупность наследства, оставленного нам предками.Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.
Именно поэтому мы обратились к нравственным ценностям, культуре воронежского края. Мы конечно же, относимся с любовью к людям всех национальностей, но и считаем, что человек, живущий на родной земле, обязан знать ее культуру и историю. Воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному городу, родной природе, семье, дому, нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.
Мы живем и работаем на воронежской земле, которая богата своими обычаями и традициями. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, наш город Воронеж, особо выделив характерные только для данной местности особенности, доступно показать красоту и особенности родного края. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной.
Все вышесказанное обусловило наш выбор темы в реализации регионального компонента «Люби и знай свой край».
И нами были поставлены задачи:
Продолжать развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Мы решили планировать по темам:
- ознакомление с природой родного края;
- развитие труда и ремесел Воронежского края;
- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем города Воронежа;
- люди, прославившие воронежскую землю;
- приобщение к истокам народной культуры Воронежского края.
Работа по каждой теме включает:
- специально организованную деятельность;
- совместную деятельность:
- игровую,
- познавательную,
- трудовую,
- художественную;
- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.
Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок. Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса и реки.
Народное прикладное искусство Воронежа тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в деревне, селе, хуторе. Крестьянин, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На воронежской земле возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:
- художественная обработка соломы;
- вышивка;
- вязание крючком;
- вязание спицами;
- лоскутная техника;
- ковроплетение;
- художественная керамика;
- ковань;
- лазоплетение;
- резьба по дереву и др.
Чтобы лучше понять процесс развития целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой. В процессе приобщения дошкольников к ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т.д.В разделе об историческом прошлом и настоящем воронежского края детям сообщаются знания об истории заселения Воронежского края, знакомят с историей возникновения города Воронежа его символикой, рассказывают о Петре I и его значении в развитии города и строительстве флота на реке Воронеж, о традициях, достопримечательностях, памятниках и знаменитых людях, о внутреннем убранстве жилища, о истории возникновения воронежского костюма. Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В группах детского сада оборудованы специальные уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой и организованы мини-музеи.
Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании дошкольников, которые возникли в последнее время.
Методическая литература
1.Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А., А.Г.Гогоберидзе, О В. Солнцева.
2.Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
3.Г.Н. «Веденеева «Азбука родного края» 1995г..
4. Л.Земскова – Названова «Люби и знай родной свой край» 2006г.