Конспект НОД по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Моя малая Родина»
для детей подготовительной к школе группы
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Программное содержание:
«Социально - коммуникативное развитие»:
Расширять представления детей о городе Серпухове: познакомить с историей родного города, с отличительными знаками города (герб, флаг, гимн)
Пробуждать в детях интерес к истории своей страны, чувство гордости за свой родной город и его жителей
Воспитывать патриотические чувства к Родине
«Познавательное развитие:
«Речевое развитие»:
Словарная работа: городище, славяне, пашня, скотоводство, земледелие.
Предварительная работа:
• Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, ознакомление с гербом города Серпухова
Предметно-развивающая среда:
• Мультимедийная презентация «Моя малая Родина»
Способ организации детей:
1 часть – стоя на ковре.
2 часть - сидя на стульчиках.
3 часть - стоя у столов.
4 часть - сидя на стульчиках.
4 часть - стоя на ковре.
6 часть - стоя у столов.
7 часть - сидя на стульчиках.
Ход занятия:
Организационный момент:
Слайд №2
Воспитатель: Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
-Отвечал он пролетая:
- Лучше нет родного края!
Слайд №3
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей любимой Родине. А что такое Родина? (Ответы детей)
- Правильно, Родина — это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Но это малая Родина. А свою большую Родину мы называем страной. Как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
- Правильно, Россия. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы
.
Стихотворение: «Что мы Родиной зовем?» (читает воспитатель)
Что мы Родиной зовём?
Дом , где мы с тобой живём,
И берёзки , вдоль которых
Рядом с мамой мы идём .
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонки колоском,
Наши праздники и песни.
Тёплый ветер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим,
Флаг России на Кремлём!
А сейчас поиграем в игру «Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно слова и скажите, чем они похожи? «Родня, родить, родословная». (Ответы детей)
- Совершенно верно, они произошли от древнего слова «род», которое обозначало группу близких людей, родных, родственников… И место, где они родились и выросли, было для них так же дорого как родной человек – и стали называть это место - Родина.
- С давних времен русские люди очень любили сочинять пословицы и поговорки о любви к своей Родине и преданности ей, о желании защищать от врагов свое Отечество.
Повторение детьми пословиц и поговорок о Родине
Слайд №4-5
Воспитатель: Стоит гора соборная над Нарой.
Здесь начинался шесть веков назад
Наш славный Серпухов - золотоглавый
А под рекой раскинулся посад.
— Дети, а вы знаете, почему наш город получил такое название?
(Ответы детей: Река Серпейка протекала около города, она омывала город серпом. На берегах рек Нары и Серпейки, где возник город, росла трава, которую называли – серпуха.)
- Как звали князя, при котором началось строительство нашего города?
Слайд №6
Рассказ воспитателя о Владимире Храбром:
Владимир Храбрый — это князь — основатель нашего города Серпухова, основатель Высоцкого монастыря.
Детство Владимира Андреевича и отрочество молодой князь проводил в стольном городе Серпухове, где его привлекала красивая природа, прозрачные полноводные реки, изобилие рыбы и дичи. Охота была одним из любимых занятий юного князя.
Старинные книги рассказывают о том, что Владимир Андреевич понимал и говорил на греческом, литовском, татарском языках. Особый интерес князь проявлял к оружию, рассказам о сражениях.
Слайд №7
Владимир Храбрый – князь защитник. С раннего детства Владимира обучали воинскому искусству. В 8 лет он впервые принял участие в военном походе, а в 15 лет уже самостоятельно командовал войсками. За подвиги князя Владимира прозвали в народе Храбрым. Всю жизнь князь сражался с врагами за свободу нашей страны, чтобы русский народ мог жить в мире.
Для нас Серпуховской князь Владимир Андреевич является примером для подражания. Он был мужественным, преданным своей Родине. Его образ через века светит потомкам, служит примером для всех нас — русских людей.
Серпухов сейчас большой и красивый город (показывает иллюстрации), но он не всегда был таким…
Много лет назад город был небольшим, его называли городище. Жители города селились на месте сегодняшней Соборной горы и ниже.
Слайд №8
- Жителей первого поселения называли в то время – славяне.
- Как вы думаете, чем занимались наши предки — славяне много лет тому назад? (Ответы детей)
Воспитатель:- Правильно, они строили себе жилища – это обычные избы, еще они занимались скотоводством – разводили скот, т.е. домашних животных.
Также славяне занимались земледелием – возделывали пашню (землю) и выращивали овес, просо, пшеницу. Наши предки занимались рыболовством.
- Как вы это понимаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, они ловили рыбу, которой много было и в Наре и в Оке и в других речушках, которые протекали рядом.
Как вы думаете, в древности наши предки ходили на охоту? Какие животные им попадались в лесах? (лиса, заяц, волк, кабан и много диких птиц).
Воспитатель: В городе люди занимались ремеслом. Гончары делали посуду из глины. Как вы думаете, какую? (кувшины, миски, кружки).
Воспитатель: В кузнице работал кузнецы. Кузнецы изготавливали оружие и доспехи для воинов.
- Ткачи ткали ткань. Что из нее изготавливали? (одежду)
- А в выходные и праздничные дни люди надевали самые красивые нарядные одежды, шли в церковь, помолиться богу и попросить его о том, чтобы все родные и близкие люди были здоровы и счастливы. Дети бегали, играли в разные игры.
Вопросы к детям:
- Как вы думаете, зачем во времена князя Владимира Андреевича построили Серпуховской Кремль, Владычный и Высоцкий монастыри обнесли все высокой каменной стеной?
(Монастыри и кремлевские стены были нужны для защиты от врагов, для защиты родной земли).
Слайд № 9
-А вот так кремлевская стена выглядит в наши дни.
-Сначала все дома строились из дерева, а позднее, когда научились обрабатывать камень, то, чтобы защитить город от пожаров, все здания стали каменными.
- Сегодня мы с вами обратим внимание на прекрасный архитектурный памятник,
который является уникальным творением рук человеческих.
(Демонстрируется слайд с изображением Троицкого Собора).
Слайд № 10
Он получил свое название в честь иконы Святой Троицы. Образ Святой Троицы благословлял серпуховичей на битву с врагом).
Троицкий Собор был построен во времена князя Владимира Андреевича на самом высоком месте Соборной горы, на территории серпуховского Кремля. Это было красивое, высокое здание привлекало внимание любого путника.
Какого цвета здание? (Это здание белого цвета).
У Собора есть зеленая крыша в форме небесного свода, на нем располагается барабан, увенчанный куполом в форме луковицы. Барабан с луковичным куполом напоминает зажженную свечу. На самом верху мы видим крест – это характерно для православного храма. У Собора есть колокольня с крышей в форме шатра. Сегодня здесь находится экспозиция музея, где серпуховичи могут познакомиться с предметами старины и русского быта.
Физминутка: «Город» Это город. Как высок он!
(взявшись за руки дети идут по кругу, поднимают руки вверх) Сколько крыш и сколько окон (показывают над головой треугольник) Город наш такой большой (руки в стороны) Он уютный и живой (обнимаем себя) Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики») Город улыбается (улыбаются друг другу) Он нам очень нравится (показывают знак кистями «класс»)
Слайд № 11-12
Далее воспитатель обращает внимание детей на герб города Серпухова, задает следующие вопросы:
Какие символы имеет наш город? (Герб, флаг, гимн).
Как выглядит флаг нашего города? (Флаг нашего города красного цвета, в центре которого изображен павлин).
Воспитатель: У каждого города есть свой символ – отличительный знак – это герб.
Что изображено на гербе нашего города? (На гербе нашего города изображен павлин на красном фоне).
Воспитатель: Герб Серпухова красивый и запоминающийся – «в красном поле стоящий с расправленным хвостом павлин».
- Серпухов имеет свой гимн города. Предлагаю его вам прослушать (дети слушают стоя).
- Какая мелодия по характеру? (торжественная, праздничная)
- О чем поется в Гимне нашего города? (Ответы детей. Воспитатель обобщает ответы детей)
- Наш город становится краше с каждым годом, его украшают древние соборы и монастыри, но и новые красивые здания, улицы и площади.
Назовите главные здания и площади нашего города, улицы, которые вы знаете?
Предложить посмотреть, что происходит в нашем городе в данный момент.
http://www.serpvideo.ru/
Воспитатель: — А теперь, давайте помечтаем:
- Каким вы хотите видеть наш город в будущем?
- Что для этого необходимо?
- Что вы можете сделать для этого уже сегодня?
Дидактическая игра "Геральдика"
Цель: дать представление о символике родного города и страны.
Ход игры: Рассмотреть герб России, Серпухова, рассказать о символике. Предложить подобрать герб к нужному флагу.
Слайд № 13
Воспитатель: Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Совсем скоро приближается празднование Дня города Серпухова, я предлагаю вам с вашими родителями сходить на день города и поделиться своими впечатлениями о праздновании дня города.
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod108.htm