Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»
Формирование навыков здорового образа жизни
у детей раннего возраста
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Физическое воспитание в дошкольном учреждении предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное развитие и направлено на формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребенка, совершенствование всех функциональных систем организма. От того как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша. Поэтому, эта тема достаточно актуальна и требует особого к себе внимания. Проблема состоит в том, что у детей не сформированы : - основы здорового образа жизни; - культурно – гигиенические навыки.
Цель:
- оздоровление детей; - формирование здорового образа жизни; - привитие культурно – гигиенических навыков и умений; - использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
- расширить представление о здоровье, его ценностях; - укрепить и сохранить здоровье детей; - воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Гипотеза:
- здоровьесберегающие технологии являются эффективным средством формирования у детей представлений о здоровом образе жизни. Уже в раннем возрасте у детей начинаются проявляться артистические способности. Игры – драматизации очень полезны потому, что их можно использовать во всех формах работы. В игре снижается скованность, малыш раскрепощается, развивается фантазия, воображение. Например, имитирую позу «Кошечки», ребенок учится расслаблять те или иные мышцы. Его память воспроизводит «кошачьи» черты (малыш выгибает спинку, урчит, ползает на коленях). Или идет по дорожке так, как это делает зайчик – прыжками, медвежонок – вперевалочку, мышка -на носочках. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности: - все двигательные задания связаны с конкретной задачей: бросим мяч в корзину и т. д. ; - в играх прибегаем к сравнениям: «Попрыгаем как мячики. Побежим тихо как мышки». - детей нужно чаще хвалить чем порицать. Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней гимнастики. Гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных.
Для достижения эффективности формирования культурно - гигиенических навыков используются:
- дидактические игры; - игры – упражнения; -беседы; -чтение художественной литературы; -рассматривание иллюстраций; - наблюдения; - сюжетно – ролевые игры.
Особое внимание необходимо обращать на значимость для организма сна, еды, прогулки и других режимных процессов. Дети просыпаются, выполняют упражнения в кроватке, хождение по массажным коврикам. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. Упражнения носят имитационный характер: «насос», «полет самолета», «топорик». Профилактика зрения –это одна из важных задач в детском саду. Поэтому после каждого занятия связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями: - рассматриваем комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение; - рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно; - делаем гимнастику для глаз: крепко зажмурить на 3-5 секунд, затем открыть. Повторять 6 раз. - быстрые моргания в течении 20 секунд. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей осуществляется посредством коррекционных упражнений: - хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам. Проводим пальчиковые игры. Ведь они напрямую связаны с развитием речи.