Просмотр содержимого документа
«Фольклорный праздник для родителей с детьми: «Посиделки в горнице»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Фольклорный праздник для родителей с детьми: «Посиделки в горнице»
Муз. руководитель Мошкина С. В.
г. Чернушка
Хозяйка усаживает гостей. Входит еще одна группа детей.
Декорация: деревянная изба с русской печкойI столами, лавками. На полу- домотканые половики. На столе - застеленный вышитыми скатертями самовар, чайная посуда.
Взрослые и дети в народных костюмах. Звучит русская народная мелодия в аудиозаписи.
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие гости!
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких.
Собирали посиделки Пожилых и молодых,
При лучинушке сидели.
Отдыхали от забот - Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, были посиделки,
Светлым праздником души.
Часто мы сидим без дела - Чем заняться, как нам быть?
Скучно жить без посиделок.
Их бы надо возродить!
Под русскую народную мелодию на середину зала выходят Хозяин с Хозяйкой.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник радостный. По обычаю по-старинному посиделками называется.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости.
Гости-дети: Здравствуйте!
Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!
Гость: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Гости: Здравствуйте.
Хозяин: У нас для каждого найдутся и местечко и словечко.
Гости: Гости - люди подневольные. Где посадят там и сидят.
Хозяин усаживает гостей.
Входит новая группа детей.
Гости: Здравствуйте.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость. Гость: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да и себя показать.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли видно, всем ли слышно, всем и места хватило?
Гость: Гостям - известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком да поговорим ладком.
Ведущая: О чем разговаривали на посиделках? Чем занимались на посиделках раньше? (Водили хороводы, пели песни, частушки, рассказывали сказки.) Вы хотели бы послушать сказку? Сказка называется «Старик-годовик».
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз, и полетели первые 3 птицы. Повеял холод и мороз.
О каком времени года в сказке говорится? (О зиме).
Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях показались цветы.
Какое это время года? (Весна).
Махнул старик-годовик третий раз, и
полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Какое это время года? (Лето).
Махнул старик-годовик четвертый раз, и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер. Послышался частый дождь, залегли туманы.
Когда это бывает? (Осень). Какие птицы полетели, вылетели четвертый раз?
(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Какие имена дал сентябрю русский народ? (Хмурень, Ревун, Вересень). Почему? А как называют октябрь в народе? (Листобой, Грязник, Ветродуй, Хлебник). Как вы думаете, почему? Какие имена дал народ ноябрю? (Полузимник, Ледовой кузнец). Почему? Вы знаете много поговорок об этих месяцах. Давайте поиграем, я начну поговорку, а вы продолжите.
Декабрь год кончает - зиму начинает.
Декабрьский денек - с воробьиный скок.
Январь на порог - прибыло дня на куриный скок.
Январь - году начало, зиме середка.
Б.Январю - большие морозы, февралю -
метели.
В феврале два друга - мороз и вьюга.
Как в феврале аукнется, так осенью и откликнется.
Февраль рисует, малюет, красную весну чует.
Ведущая: Ох, и талантливый народ на Руси у нас живет! И охотники, и плотники, и жнец и певец. Как начнет плясать, никому не
устоять! А песни, какие поет- заслушаешься.
Песни по усмотрению муз. руководителя.
Ведущая: А теперь пришла пора поиграть вам детвора. Есть у меня для вас игра- забава. Вы теперь все в кроссовках на липучках ходите, а раньше дети лапти носили. Сумеете ли вы лапти надеть?
Игра «Кто быстрее обует лапти»
Ведущая: Только какой же праздник без петрушки? Что-то его не слыхать и не видать!
Входит петрушка с шарами.
Игра «Кто быстрее»
Ведущая: Ну, где же тебя, петрушка, носит? Народ давно потехи просит. Аты где-то шатаешься и вот еще шарами забавляешься.
Петрушка: Я не просто так болтался. Для народа я старался
Ведущая: Стало быть, я зря шумела? А шары нам пригодятся. Пусть ребята с тобой повеселятся.
Петрушка:
Коли Народ невесел,
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешиться пора,
Становитесь в хоровод,
Вот и костромушка идет.
Игра «Кострома»
Ведущая: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит-остальных прошу молчать. Что ж, Петрушка, говори ты скороговорку, а уж нам сказать - что комара словить. Из-под топота копыт, пыль по полю летит.
Ведущая: И для гостей званных да почетных приготовили мы скороговорки. Кто из вас скороговорки говорить горазд,
шкатулку открывайте, скороговорки
вынимайте.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Ведущая: Ну а сейчас что скажешь? Петрушка: Коль споешь, меня уважишь. Ведущая:
Где гармонь заиграла,
Там частушка зазвучала.
Русская народная,
Веселая, задорная,
А потому объявляю исполнение частушек
Дети
Родители
Дети и взрослые исполняют частушки. Ведущая:
Весел нас много раз Русский танец, перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре.
А лихая наша пляска -
Это ль не чудо, это ль не сказка
Русский танец с платком.
Хозяин:
Песня русская родная До чего ж ты хорошо Под гармонь и балалайку Весело поет душа.
Песня по усмотрению муз. руководителя.
Ведущая:
Чтоб посиделки провести,
Вложили много мы труда.
Но без ребят и без гостей Мы не собрались никогда б!
Мы смеялись, веселились,
Хохотали от души.
Наши песни и частушки были очень хороши.
Хозяин: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем знатным.
Ведущая: А угощенья наши готовы,
приглашаем всех на чай. Чай горячий наливаем и беседу продолжаем.
Викторина.
Ведущая: Дорогие гости наши! Сегодня мы проведем викторину «Все о чае»
Что такое чай? (Культивируемое, вечно зеленое растение, на высушенных листьях которого настаивают горячий, ароматный напиток. Сбор листьев начинается с 4 года жизни растения)
Какие виды чая вы знаете? •(Грузинский, цейлонский, азербайджанский, индийский, вьетнамский, липовый, малиновый)
Где у нас в СНГ выращивают чай?( В Грузии, Азербайджане, Краснодаре)
НА сколько групп делится чай? (Две группы - рассыпной и прессованный)
Какой самый распространенный чай?(Черный, зеленый, байховый)
Какой импортный чай известен в России? (Китайский, цейлонский, индийский)
Где родился чай? (В Китае, тогда же и родилось слово чай)
Что лечит чай? (Ожоги, от тошноты, наружные и внутренние язвы, болезни глаз, десен)
Что можно мыть чаем? (Зеркала, ковры)
Пословицы о чае:
На Руси еще никто чаем не подавился.
За чаем не скучаем - по 3 чашки выпиваем.
Пей чай, не вдавайся в печаль.
Выпей чайку-забудешь тоску.
Чай пить - не дрова рубить.
Музыкальная игра «Козочки и волки»
Цель:
различать высокие и низкие звуки
осваивать легкий, ритмичный бег, не наталкиваясь друг на друга
отмечать движениями контрастный характер музыки
Ход игры:
Дети делятся на 2 группы, одна - «козочки», другая - «волки».
«Козочки» находятся в «доме», у одной из стен зала, а «волки» стоят друг за другом у одной из боковых стен зала.
Первая часть музыки - «козочки» весело скачут в произвольных направлениях. Вторая часть музыки - «козочки» бодаются, группируясь по двое. Касаться друг друга нельзя. Третья часть музыки - «козочки» снова весело скачут, в конце музыки приседают на корточки.
На музыку «волки» - большими шагами бегут по кругу. С концом музыки - четкая остановка. Все козочки убегают в «дом», а «волки» их ловят и отводят в установленное место.
Пойманные «козочки» выходят из игры, игра начинается сначала.