Конспект занятия по экологии в старшей возрастной группе с использованием фольклора и оитературных стихотворений поэтов Приднестровья. Программное содержание: познакомить детей с разнообразием объектов природы; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости царств природы, всего живого на Земле; закрепить знание дошкольников о глобусе и карте; воспитывать бережное отношение к объектам природы; дать представление о природоохранной деятельности человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этот прекрасный и разный мир »
Конспект занятия по экологии
в старшей возрастной группе
«ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ И РАЗНЫЙ МИР»
Программное содержание:
познакомить детей с разнообразием объектов природы;
формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости царств природы, всего живого на Земле;
закрепить знание дошкольников о глобусе и карте;
воспитывать бережное отношение к объектам природы;
дать представление о природоохранной деятельности человека.
Материал:
глобус, карта ПМР, дидактическое пособие «Царства природы», дидактическая игра «Волшебные картинки», детский «сотовый» телефон.
Предварительная работа:
знакомство с глобусом и картой, беседы о царствах природы, о родном крае.
Ход занятия:
В начале занятия воспитатель с детьми рассматривает глобус – модель планеты Земля, на которой расположены все царства природы. Затем воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Орлова «Полоска земли»:
Одна во вселенной планета Земля.
Озера и реки, леса и поля.
Моря, океаны и горы ее -
Твое, Человек, достоянье, твое!
И есть на планете полоска земли,
Которую предки мои, как могли,
Века обживали. Мы тоже живем
На ней, и ее Приднестровьем зовем.
Воспитатель: (показывая карту ПМР):
Приднестровье – это наш родной край. И на нашей земле, как и на всей планете, есть свои царства природы, Давайте расселим жителей царств по своим местам. (Дети раскладывают предметные картинки в соответствующие царства: царство растений - деревья, кустарники, цветы и травы; царство животных - животные, птицы, рыбы; царство людей - люди белой, желтой и черной рас; царство минералов - вода, песок, камни).
Вот мы и заселили наши царства. А теперь познакомимся с жителями царства растений и царства животных. Отгадайте русские народные загадки:
В небольшом гаю стоит, как картинка, веселая зеленная красавица. (Елка)
Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
Сидит Федосья, распустивши волосья. (Лук)
Синенький цветочек, мал малышочек,
Мясо бросят, а шкуру износят.
В землю малый ушел, в синей шапке пришел.
( Лен)
Черный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам - враг.
(Грач)
В болоте плачет, а из болота нейдет.
(Кулик)
Белые хоромы, красные упоры.
(Гусь)
Пятак есть, а ничего не купит.
(Свинья)
Ползун ползет, иголки везет.
(Еж)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком,
хвост колечком.
(Собака)
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,
а моется всех чище.
(Кошка)
(Дети отгадывают загадки и называют еще по несколько видов представителей флоры и фауны).
Ребята, как вы думаете: жители царств растений и животных могут прожить друг без друга? (Рассуждения детей). Правильно, не могут. Ведь животные, птицы и рыбы не могут обойтись без лесов, полей, рек с их растительным миром: лошадь любит есть траву, медведь - лакомиться малиной, а птицы с удовольствием клюют семена разных растений. Но и растениям нужна помощь животных: птицы избавляют деревья от вредных насекомых, пчелы и шмели опыляют цветы. Все живут в согласии и дружбе.
(Раздается телефонный звонок. Воспитатель «говорит» по телефону, затем обращается к детям): Ребята, жители царств растений и животных просят помочь им в беде. Хотите отправиться на помощь вместе со мной? Тогда слушайте внимательно, я буду объяснять, как найти дорогу.
Физминутка:
Через речку – по мосточку,
Перепрыгивая кочки.
Обходя зигзагом ели.
Чтобы вовремя успели.
Да, успели мы, кажется, вовремя. Посмотрите-ка сюда: вот они, попавшие в беду растения и животные. Сейчас мы узнаем, что же с ними случилось. (Показывая иллюстрации, воспитатель рассказывает народные скороговорки):
Шесть мышат в камыше шуршат.
Обидел Тараска маму мышат.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Наш Полкан попал в капкан.
Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятами в лесу на ветке.
Росла за горой, за пригорочком
Сосенка с подприсосеночком.
На рынке Прол купил топор и срубил сосенку
Да с подприсосеночком.
У Антипа срублена одна липа,
А Филипп срубил семь лип.
Ребята, кто же мог так поступить с и этими животными и птицами? (Ответы детей). Раз человек может причинить вред жителям других царств, нужно научить его жить в согласии с природой и исправлять свои ошибки. Как мы с вами можем помочь несчастным жителям, попавшим в беду? (Рассуждения детей).
Представьте себя на минуточку всемогущими волшебниками. Для начала, откройте клетку для птички (переворачивает с детьми целлофан с нарисованной клеткой) - вот она и на свободе. Дайте человеку в руку лейку (переворачивает целлофан) - сейчас он польет поникший цветок, и он оживет.
Мы сделали с вами два маленьких чуда. И если все люди на Земле будут совершать каждый день такие чудеса, то наш родной край, да и вся наша Планета Земля, станут красивее и добрее, потому что: