Просмотр содержимого документа
««Экологическое воспитание детей раннего возраста»»
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание детей
раннего возраста»
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Задачи экологического воспитания:
- Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
- Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Очень важно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности: порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребёнок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут яркими и красивыми, но, если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья). Узнают, что все растения- живые существа, что для жизни и роста они должны сохранять свою целостность, что им нужны определённые условия: тепло, свет, влага, воздух. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьёзно, хвалить их как можно чаще за то, что увидели какое- либо изменение в природе. В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, на которое ребёнок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нём обитает множество жильцов (насекомых, птиц). При знакомстве детей с зимующими и перелётными птицами они узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняют, чем птицы питаются. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведёт планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в неё работу с семьёй. Для родителей оформляются различные стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания. Успех экологического воспитания детей раннего возраста обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей раннего возраста при помощи дидактических игр с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребёнок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, развивается мышление и речь. Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры