kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра основной вид деятельности дошкольника,Звуки поставленные в игровой форме гораздо легче и быстрее  вводятся в речь 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков»

Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков

Учитель логопед МАДОУ детский сад №22 с Успенского

Бондарева С.В.

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую, монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).    

Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными для ребенка, нужно увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С целью коррекции дефектов речи у детей я широко использую в своей работе дидактические игры. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Предлагаю задания, которые направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Задания не требуют предварительной подготовки, что тоже немаловажно в работе логопеда.

На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия, как: «Заведи мотор» (р-р-р)

«Подметём дорожку» (щ-щ-щ)

«Листопад» (с-с-с)

«Змея ползёт» (ш-ш-ш)

Автоматизация  звуков в слогах.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей можно использовать следующие приёмы и упражнения:

«Проведи слог по звуковой дорожке»

Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

«Волшебная палочка»

Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.

«Здравствуй пальчик»

Большим пальцем здороваются со всеми остальными пальчиками и произносят слоги.

«Пианист»

Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.

Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Бабушкины бусы»

Взять бусины разных цветов и размеров. Ребёнок нанизывает бусины на нитку и повторяет заданный слог. Например, красный – «са», жёлтый – «со», синий – «су», зелёный – «сы». Нанизывая большие бусины ребёнок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

«Горка»

На листе бумаги нарисована горка, а на ней флажки. На флажках написаны слоги или слова на автоматизируемый звук. Ребёнок пальчиком по лыжне и, «объезжая» флажки проговаривает или повторяет за взрослым слоги, слова.

«Новогодняя гирлянда»

Ребёнок дотрагивается до фонарика и произносит слоги с заданным звуком.



Автоматизация звука в словах.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. Использование же игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.

«Песочные часы»

Ребенку нужно проговаривать речевой материал, до тех пор, пока не просыплется песок в часах (1мин, 3мин).

«Колокольчик»

Ребенку нужно произнести слоги, слова с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение веселым колокольным звоном.

«Шарик»

Во время произнесения слов детям нужно перебросить (передать из рук в руки) мячик, шарик.

«Волшебный клубочек»

Ребенку нужно намотать тесьму в клубочек (или на пальчик, четко проговаривая предложения, чистоговорки.

«Дорога-лабиринт»

Детям предлагается нарисовать или выложить из счетных палочек вертикальные и горизонтальные линии и одновременно произносить два заданных слова.

«Веселая дорога»

(продолжение игры "Дорога-лабиринт")

На листе бумаги нарисована дорога (лабиринт). Ребенок «едет» на машинке или идет по дорожке (лабиринту) с помощью маленькой игрушки (можно взять смешариков, смурфиков и т. п., проговаривая речевой материал.

«Су – джок»

Ребенок катает ребристую палочку (ребристый мячик) рукой, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Пирамидки»

Ребенку нужно нанизать колечки на стержень пирамидки, отрабатывая речевой материал.

«Цифровой калейдоскоп»

Ребенок перемешивает цифры закрытыми глазами. Какая цифра выпала - столько раз повторять слог, слово, предложение.

«Часики»

Ребенку нужно проговорить слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

«Бусы»

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на крепкую леску, отрабатывая речевой материал.

«Посчитаем на счетах»

Ребенку нужно произнести речевой материал одновременно передвигая колесико на счетах. Второй ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.

«Слова-рифмы»

Необходимо раскрасить картинки, в которых есть слова-рифмы (речка-печка, дочь-ночь, тучка-Жучка).

«Чистюля и грязнуля»

Надо «постирать те вещи, в названии которых есть звук л.

«Доскажи словечко»

Произношение чистоговорок.

«Логогрифы»

Загаданное слово узнаётся путём путём прибавления или отбрасывания звука или слога.

И по реке и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

А с буквой «и» - легко веду

Стальную птицу к небосводу.

(плот – пилот)

«Буратино и Мальвина собираются в школу»

Нужно дать Буратино школьные принадлежности, в названии которых есть звук Л, а Мальвине – в названиях которых есть звук Р. Или Мальвине дать картинки с мягким звуком ЛЬ, а Буратино – с твёрдым Л.

«Собери бусы»

Нанижи только те картинки, в которых есть заданный звук. Или продолжи – последняя буква первого слова – это первая следующего и т.д.

«Волшебная палочка»

Касаясь картинки изменить слово по образцу. Например: стул-стулья, дерево-деревья, карандаш-карандаши, утёнок-утята, огурец-огурцы и т.д. «Волшебная палочка» - плоскостной атрибут.  

«Жук» 

На листе изображение жука. Во время произношения ребёнок рисует круги на крыльях жука, «украшая» его. Инструкции: жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Но пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Загрустил жук. Давай ему поможем. Говори правильно слова и рисуй жуку на спинке кружочки.

«Ёжик»

 На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.

«Рыбалка»

В «аквариуме» «плавают» рыбки, к которым прикреплены буквы. С помощью удочки с магнитиком ребёнок вытаскивает «рыбку» и на данный звук подбирает слова. Поймав «рыбок» - слова (рыбку с картинкой), дети учатся не только правильно произносить слово с автоматизируемым звуком, но и делить его на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы: «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и т.п.

Автоматизация звука в предложениях

«Живые предложения»

 Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки.

«Путаница»

Детям необходимо восстановить правильный порядок слов.

«Мнемотехника»

Составить рассказ с опорой на схематичные рисунки.

Лариса резала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективные приёмы по автоматизации трудных звуков

Автор: Бондарева Светлана Владимировна

Дата: 18.04.2023

Номер свидетельства: 629852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Сообщение на тему: «Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр»"
    ["seo_title"] => string(98) "soobshchieniienatiemuvliianiieindividualnoirabotyporazvitiiuriechinaoboghashchieniiesiuzhietovighr"
    ["file_id"] => string(6) "331465"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464628901"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "ВЫСТУПЛЕНИЕ  ТЕМА:  «Формирование коммуникативной компетентности учащихся       с ЗПР в первом классе» "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-tiema-formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-s-zpr-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403117934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства