Просмотр содержимого документа
«Дискуссия "Взаимодействие семьи и детского сада"»
Дискуссия
«Взаимодействие семьи и детского сада»
Ведущий: Первая школа воспитания растущего человека – семья. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Для маленьких детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьёй специалистами-педагогами на основе научно разработанной программы, в благоприятных для жизни ребят условиях. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и родителям и детям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирующуюся личность малыша.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Давайте вместе с вами назовём принципы, которые заложены в основе совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения:
Педагоги:
1.Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
3.Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
4.Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
5.Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Ведущий: Молодые родители, сталкиваясь со сложностями в поведении своего ребёнка и собственными психоэмоциональными проблемами, безусловно, ощущают потребность в психолого-педагогических знаниях, консультативной помощи. Что делают в этом случае мамы и папы?
Педагоги:Чаще всего обсуждают свои проблемы со знакомыми, у которых тоже есть дети; читают популярные журналы, на 90 % заполненные рекламой, ищут информацию в Интернете, в надежде получить ответы на наболевшие вопросы.
Ведущий: В результате огромный поток информации обрушивается на голову неопытного, мало знающего в силу своей молодости человека, который жадно «заглатывает» всё без разбора. А если и попытается разобраться, у него вряд ли это получиться - ведь сведения из непроверенных источников противоречивы и зачастую безграмотны.
Огромная роль в обеспечении родителей адекватной информацией, выстроенной системой психолога - педагогических знаний отводится дошкольному образовательному учреждению. Зная особенности развития ребёнка на разных этапах дошкольного детства, приоритетного направления его воспитания, мы, специалисты детского сада способны дать семье полезную информацию. Как вы думаете, какие формы работы с родителями приемлемы в дошкольном учреждении?
Педагоги: В группе для родителей можно организовать тематические литературные выставки(онлайн), например: «Играйте вместе с детьми», «Роль матери и отца в развитии и воспитании ребёнка», «Почему дети разные?» и т.д. Так же можно отправлять в родительский чат консультации: «Агрессивные дети», «Наказание и поощрение детей», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Секреты психологического здоровья».
Педагоги: Также может быть организована онлайн - библиотека для родителей, где они могут найти ответы на многие интересующие их вопросы.
Педагоги: Многие родители, активно занимаясь профессиональной самореализацией, не могут уделить достаточного внимания ребёнку, не читают специальную литературу и уж тем более не посещают различные мероприятия, предлагаемые дошкольным учреждением. Для таких родителей можно приготовить текстовую информацию, с которой родители спокойно могут ознакомиться в свободное время. Считаю, что организация наглядно-информационной базы группы даёт возможность доносить информацию до родителей в доступной и интересной форме: памятки «Основные причины эмоционального благополучия детей», «Статистика дорожно-транспортных происшествий», «Как вести себя во время чтения», «Стили и типы воспитания детей в семье», буклеты «Вместе веселей», «На дороге будь внимателен!», «Ребенок-пассажир», листовки «Покорми птиц», «С Днем Победы».
Ведущий: Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. Вы согласны со мной?
Педагоги: Да. Конечно, важно стараться привлечь родителей к оформлению стенгазет, выставок, к подготовке утренников и праздников, устраивать совместные посиделки, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
Педагоги: Совместная работа c родителями даёт практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Педагоги: Также важно ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Ведущий: Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя. Не так ли?
Педагоги: да, согласна. Для более тесного сотрудничества с родителями, можно создать дневник нашей группы в родительском чате. В нём можно выкладывать всё, что произошло в группе за день. Здесь родители могут ознакомиться с проблемами или радостью наших детей.
Педагоги: а так же можно организовывать разнообразной досуговую деятельность, ну конечно, когда закончится эпидемия, например праздник «Мисс мама», спортивный праздник «Отцы молодцы», деловые игры «Умный пешеход», «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня», «Знай правила движения, как таблицу умножения!». Всё это способствует сплочению родителей, педагогов и детей.
Ведущий: Вывод нашей дискуссии состоит в том, что совместными усилиями мы приобщаем родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия. Таким образом, мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. А основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка.