Конспект по развитию речи «Дикие животные» в старшей группе
Цель: Учить составлять описательные рассказы про животных по схемам.
Задачи:
Обучающие:
-Учить выделять отличительные признаки диких животных, правильно выражать свои мысли.
Развивающие :
-Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.
-Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.
Воспитывающие:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Речевые:
-Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные».
-Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Материалы: макет леса, игрушка «Белка», картинки животных, картинки овощей, фруктов, ягод, орехов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, загадки.
Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Н. Сладков «Лиса и заяц».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто, чем питается?», «У кого кто?», «Какое животное?».
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете узнаете, кто к вам придет на занятие.
С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.
Воспитатель: Правильно, это белка. А вот и она. А что это у нее в лапах? Какое – то письмо (воспитатель читает его)
Срочно приходите,
Срочно помогите.
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Поскорее приходите,
Помогите, помогите!
(жители леса)
Что же случилось с лесными жителями? (заколдовал волшебник)
- Поможем белочке спасти лесных жителей?
Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.
1, 2, 3, 4, 5 – в лес идем зверей спасать (звучит музыка, дети подходят к деревьям).
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Как надо вести себя в лесу?
Основная часть.
- Посмотрите, ребята под деревом лежит коробочка. Что же там внутри? Это схемы, которые нарисовал Злой Волшебник. Для того чтобы расколдовать животных, нам надо рассмотреть все схемы и опираясь на них составить рассказы о животных.
СХЕМА №1
Нужно отгадать загадки, чтобы узнать каких животных заколдовал волшебник:
По снегу бежит петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (заяц).
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно это (белка).
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком (волк).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса).
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной (ёжик)
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось,
Познакомьтесь это (лось)
Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Медведи и ежи зимой спят.
СХЕМА №2
Воспитатель: Ребята, а что общего есть у всех животных.
Дети: У всех животных есть голова, уши, лапы, хвост, тело покрыто шерстью.
СХЕМА №3 «Кто где живет?»
На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище.
Где живет белка? (Белка живет в дупле)
Где живет лиса? (Лиса живет в норке.)
Где живёт заяц? (Заяц живет под кустом.)
Где живёт волк? (Волк живет в логове.) Повторить тихо-громче-громко
Волк очень похож на собаку. Зубы у волка острые. Острое зрение помогает видеть в темноте, хороший слух,издалека выслеживать жертву. Волки охотятся стаями.
Зимой пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, где-нибудь в глухом овраге. Маленького волчонка можно приручит, но полностью доверять ему нельзя. Могут проявиться качества хищника.
СХЕМА №4
Звери забыли, чем они питаются. Поможете им вспомнить
Дидактическая игра: «Кто чем питается?».
(Использование игры с прищепками). По кругу расположены картинки с продуктами питания животных, изображения животных на прищепках.
СХЕМА №5 «Назови правильно»
Ребенок выбирает картинку из серии «Животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)
Физминутка Зайчата
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Составим рассказ о животных. В этом нам помогут схемы. 3- 4 ребенка.
Это медведь. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто густой шерстью. Живет медведь в лесу. Он кушает ягоды, грибы, рыбу, мясо, а самое любимое лакомство мед.
Заключительная часть
Животных расколдовали.
Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь вернулись». Открываем глаза. Мы снова в детском саду.
Где мы сегодня побывали?
Кому мы сегодня помогали (белочке расколдовать лесных жителей)
А что мы для этого сделали? (сочинили рассказы о животных).
Что понравилось на занятии?
Что нового узнали?
Белочка хочет сказать большое спасибо, что расколдовали лесных жителей.