• Наблюдение на участке д/сада за живой и неживой природой;
• Экскурсии по участкам д/сада;
• Рассматривание репродуктивных художников;
• Беседы об осени, зиме, весне, лете;
• Чтение художественной литературы;
• Заучивание стихов;
• Труд на участке д/сада.
Материалы для изготовления пособия:
1. лист оргалита (50х80 см, ткань такого же размера, лоскуты ткани белого, голубого, желтого, зеленого цвета, клей «Мастер», мебельный степлер, кнопки большие и маленькие, липучие ленты разного цвета, крючки, пуговицы мелкие для сезонных атрибутов.
Способ изготовления модели:
1. На оргалит натягиваем ткань, приклеиваем ее на клей «Мастер» - это основа изделия.
2. Приклеиваем дерево с левой стороны (ткань из драпа коричневого цвета, драп предварительно был пропитан клеем.
3. Приклеиваем лоскут голубой ткани в виде прямоугольника (ситец, на нем пришиты кнопки для атрибутов сезона.
4. Приклеиваем атласную ткань в виде речки, по наклонной линии.
5. На основу приклеены липучки (размером 2 см) над речкой, под речкой – это поле для времен года.
6. Отдельно изготавливаются лоскуты ткани желтого, белого, зеленого цвета для каждого времени года, на них липучки. Для каждого поля изготавливаются атрибуты по сезонам (разноцветные листочки для дерева на время года «осень», цветочки для лета, тучки, солнце и т. д., на каждом атрибуте или кнопочки, или крючки.
Ход игры:
Вос-ль: Сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие – по временам года. Руководителями путешествия будем мы, воспитатели. А вы все будете путешественниками. Вы готовы? Отгадайте загадку:
Она повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела? Что это?
Дети: Осень
Вос-ль: Правильно, это время года- осень. Давайте составим картину осени. Что вы видите на нашем панно?
Дети: Дерево
Вос-ль: Что происходит с деревьями осенью?
Дети: У деревьев желтеют листья.
Вос-ль: Давайте украсим дерево листочками. (Дети прикрепляют желтые, красные листья). Что еще увидели?
Дети: Небо голубое, солнышко.
Вос-ль: Какое небо часто бывает осенью?
Дети: Хмурое, часто идут дожди.
Вос-ль: Как можно это показать? Давайте прикрепим тучки и капельки- дождинки (дети прикрепляют). Что происходит с травой?
Дети: Она желтеет – сохнет.
Вос-ль: Предлагаю землю укрыть желтым полем! Давайте ребята его прикрепим на панно.
Что может на земле быть кроме травы?
Дети: Разноцветные листья.
Вос-ль: А когда сильно дует ветер, листьев много с деревьев падает? Как это явление называется?
Дети: Листопад.
Вос-ль: Физкультминутка
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с деревьев полетели (2 раза)
На панно нужно показать осенний листопад, для этого прикрепите листья и на землю и на речку.
Вос-ль: Что делают люди в это время в саду, в огороде?
Дети: Убирают урожай, в огородах и в саду собирают яблоки, груши, в лесу-грибы.
Вос-ль: Что происходит с птицами, насекомыми, зверями?
Дети: Насекомые прячутся под кору деревьев. Перелетные птицы на юг улетают, звери меняют «шубки», делают запасы. (прикрепляем на планшет).
Вос-ль: Как вы думаете, составили мы картину осени?
Дети: Да.
Вос-ль: Какие вы умницы! Действительно мы составили картину осени. В следующий раз мы отправимся с вами в гости к зиме (весне, лету).
Аналогично проводятся путешествия по другим временам года. Для каждого времени года есть свои атрибуты (тучки, цветы, грибочки, ягодки, капельки, снежинки, бабочки и т. д), которые хранятся в подписанных коробках. (весна, лето, осень, зима). Это пособие очень эффективное, дети хорошо усваивают определенные сезонные признаки, учатся ежедневно определять погоду, самостоятельно меняя атрибуты игры, развивается познавательный интерес к природе, память, речь, мелкая моторика рук.