Цель: формировать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи:
ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывая мнение партнёра; прививать бережное отношение к воде;
Материал (на каждого ребенка): 4 пронумерованных стакана (1стакан с чаем,3 стакана с водой, 2 чайные ложки, сахар, растительное масло, полоски бумаги разных цветов, пипетки, различные формочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем работать в лаборатории. Посмотрите, что я принесла. Кто из вас знает, что это такое? (у воспитателя в руках глобус).
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Ребята, посмотрите какого цвета на глобусе больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, что же обозначено синим и голубым цветом на глобусе? (ответы детей)
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Ребята, скажите кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Конечно, без воды нет жизни на земле, вода нужна людям, животным, растениям. А что человек делает при помощи воды? (ответы детей)
Игра «Доскажи словечко»:
В морях и океанах вода…(соленая)
Вода в море…(морская)
Вода в реках …(речная)
Вода в болотах…(болотная)
Вода в родниках…(родниковая)
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать.
Загадки:
1. Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3. Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
7. На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Воспитатель: Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
1. Жидкое состояние.
Это-дождь, капелька, роса, ручеек.
2. Газообразное состояние.
Это пар, облака, туман.
3. Твердое состояние
Это лёд, сосулька
Воспитатель: Какай вывод можно сделать? (ответы детей). Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
Физкультминутка:
Воспитатель: Ребята, если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть. Приготовились?
Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.
Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!
Воспитатель: а сейчас ребята, я вам предлагаю побыть учеными мы с вами отправляемся в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Займите места за столами. Прежде чем мы начнем скажите, а что делают в лаборатории? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас ребята мы тоже проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства, но сначала вспомним, как нужно вести себя в лаборатории? (ответы детей)
ОПЫТ 1 «Вода не имеет цвета»
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что стоит на ваших столах?
Дети: стаканчики
Воспитатель: Возьмите стаканчики под номерами 1 и 2. Что налито в стаканчиках? (вода и чай)
Воспитатель: Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками? (на столах лежат полоски из цветной бумаги). Ответы детей
Воспитатель: Каким они цветом? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом чая.
Воспитатель: Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды? Есть у воды цвет? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Так, что мы можем сказать о воде? Какая она, если она не имеет цвета?
Вывод: Она бесцветна.
ОПЫТ 2 «Вода прозрачная»
Воспитатель: У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с чаем. Ребята, скажите пожалуйста, видно ли ложечку в стакане с чаем? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, а видно ли ложку в стакане с водой? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите ребята, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода прозрачная.
ОПЫТ 3 «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами попробуем воду и скажем какой вкус у воды? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса
ОПЫТ 4 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем определить запах воды. Что можно сказать, чем вода пахнет? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет запаха.
ОПЫТ 5 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода? Перед вами на столах лежат разные формочки. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, мы с вами можем сделать вывод- вода не имеет форму.
ОПЫТ 6 «Вода – растворитель»
Воспитатель: а сейчас давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчик под номером 3. В него положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан под номером 4 с водой несколько капель масла. (дети самостоятельно работают. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с маслом в воде?). Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились. (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять ее. Не оставлять кран открытым, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим и запрещать другим.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? (ответы детей). Спасибо за работу, вы были настоящими учёными.