Цель: формирование представлений о чрезвычайных ситуациях. Систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов ранней весной.
Задачи:
1. Познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; с правилами поведения в период ледохода и весеннего паводка;
2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приёмы оказания первой помощи; введение в речь новых слов-понятий: половодье, паводок, ледоход, наводнение
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Научить детей правилам поведения в близи водоёмов.
Ход деятельности
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об опасных ситуациях, и что надо делать в таких случаях.
2. Контроль исходного уровня знаний.
- Опасности могут возникнуть по вине человека. Назовите их. (пожар, взрыв газа, потоп, ДТП и др.)
- Это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям.
- От чего может возникнуть пожар? (от спички, от электроприборов, от газовой плиты и др.)
3. Основная часть.
- Есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, земли идр. Человек может оказаться один на один в чрезвычайной ситуации. Что такое ЧС? (Это опасность, угрожающая многим людям.)
- Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом вам помогут вопросы.
- Временное затопление суши из-за подъёма воды. (Наводнение.)
- Очень сильный ветер. (Ураган.)
- Очень сильная буря на море. (Шторм.)
- Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. (Землетрясение.)
- Как называют людей, которые приходят на помощь во время ЧС? (Спасатели.)
Ребята, в каком селе мы живём? Какие ЧС бывают в нашем селе? (Наводнение, ураган).
- Из-за чего происходит наводнение? (Из-за сильных дождей, быстрого таяния снегов, из-за сильных ветров). Что помогает нашему селу избежать наводнения, какое сооружение? (Дамба.)
- Молодцы, дамба - это защитное сооружение от наводнения
Об угрозе наводненья
Вас должны предупредить.
Все возможности к спасенью
Постарайтесь не забыть.
Сами быстро выходите,
На второй этаж маршрут,
На чердак, на крышу. Ждите:
Вас спасатели найдут.
«Ураган»
Пыльной бури пострашнее
Ураган. Всегда спеша,
Он быстрее мчит экспресса,
Всё ломая и круша.
Копны сена опрокинет,
Крышу дома передвинет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации - что это»
государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия
по ОБЖ
Тема: «Чрезвычайные ситуации - что это?»
Шальнева О. А., воспитатель
отделение с.Пестравка
Цель: формирование представлений о чрезвычайных ситуациях. Систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов ранней весной.
Задачи:
1. Познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку; с правилами поведения в период ледохода и весеннего паводка;
2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приёмы оказания первой помощи; введение в речь новых слов-понятий: половодье, паводок, ледоход, наводнение
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Научить детей правилам поведения в близи водоёмов.
Ход деятельности
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об опасных ситуациях, и что надо делать в таких случаях.
2. Контроль исходного уровня знаний.
- Опасности могут возникнуть по вине человека. Назовите их. (пожар, взрыв газа, потоп, ДТП и др.)
- Это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям.
- От чего может возникнуть пожар? (от спички, от электроприборов, от газовой плиты и др.)
3. Основная часть.
- Есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, земли идр. Человек может оказаться один на один в чрезвычайной ситуации. Что такое ЧС? (Это опасность, угрожающая многим людям.)
- Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом вам помогут вопросы.
- Временное затопление суши из-за подъёма воды. (Наводнение.)
- Очень сильный ветер. (Ураган.)
- Очень сильная буря на море. (Шторм.)
- Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. (Землетрясение.)
- Как называют людей, которые приходят на помощь во время ЧС? (Спасатели.)
Ребята, в каком селе мы живём? Какие ЧС бывают в нашем селе? (Наводнение, ураган).
- Из-за чего происходит наводнение? (Из-за сильных дождей, быстрого таяния снегов, из-за сильных ветров). Что помогает нашему селу избежать наводнения, какое сооружение? (Дамба.)
- Молодцы, дамба - это защитное сооружение от наводнения
Об угрозе наводненья
Вас должны предупредить.
Все возможности к спасенью
Постарайтесь не забыть.
Сами быстро выходите,
На второй этаж маршрут,
На чердак, на крышу. Ждите:
Вас спасатели найдут.
«Ураган»
Пыльной бури пострашнее
Ураган. Всегда спеша,
Он быстрее мчит экспресса,
Всё ломая и круша.
Копны сена опрокинет,
Крышу дома передвинет.
- Ребята, ветер тоже может навредить человеку. В нашем селе тоже бывают ураганы. Какие разрушения может вызвать ураган? (свалить дерево, рекламу, сорвать крышу и др.)
Если налетел ураган и вы дома, в квартире, что нужно сделать? (Закрыть окна и двери.)
- Если вы на улице, в лесу? (Спрятаться в ближайшее надёжное укрытие, прижаться к земле.)
Физкультминутка.
Посмотрите, посмотрите, потянулись в небо нити.
Дождь пошёл. Беда, беда, разбегайся кто куда!
На дворе переполох — ох, ох!
С неба сыплется горох — ох, ох!
Град и снег, скорей сюда!
Прячься, прячься кто куда!
- Ребята, на помощь нам всегда приходят спасатели. Какими должны быть спасатели? (сильными, смелыми, храбрыми, ловкими и др.)
- Определите, о какой поре года идёт речь в данных строках.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- Назовите приметы, которые бывают весной.
- Правильно все это бывает весной, но за таяньем снега скрывается много опасностей. О, которых, мы сегодня с вами поговорим и узнаем, как их избежать.
- Весной может наступить половодье или паводок. Это когда вода в реке поднимается, а вызывается это усиленным продолжительным притоком воды, который может быть из-за: весеннего таяния снега на равнинах; таянием снега и ледников в горах; обильными дождями.
Еще весной бывают наводнения. Это значительное затопление определенной территории земли в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море.
Но для нашего района, в котором мы живём, особую опасность представляет для нас, ледоход. Это движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.
4. Самостоятельная работа.
- Нужно обязательно знать правила как вести себя во время ЧС. Их мы закрепим в игре «Разрешается-запрещается». У детей в руках карандаши красного цвета (показывают, если делать нельзя) и зелёного цвета (показывают, если делать можно).
Просмотр мультика «Верните Рекса»
- Что случилось с мальчиком? Почему лёд треснул? Как вы думаете, какое правило безопасности нарушил мальчик?
- Весна опасна тем, что лёд на реках во время весеннего паводка становится рыхлым, «съедается» сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением.
Очень опасно по нему ходить: в любой момент может рассыпаться над и сомкнуться над головой. Поэтому следует помнить: на весеннем льду легко провалиться; быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов; весенний лёд, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
5. Контроль достигнутого уровня знаний.
-Давайте с вами запомним правила поведения возле водоёмов.
Запрещается:
- выходить в весенний период на водоём;
- переправляться через реку в период ледохода;
- проходить близко к реке в местах затора льда;
- стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
- собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
- откалывать льдины от берегов;
- измерять глубину реки или любого водоёма;
- ходить по льдинам кататься на них.
6. Итог.
- Дети, скажите, пожалуйста, что сегодня на занятии вам понравилось больше всего?