kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Артикуляционная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс артикуляционной гимнастики для дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребёнка — язык, губы, челюсти — также работал пра­вильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнас­тика, которая состоит из упражнений для трени­ровки подвижности и переключаемости опреде­ленных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Подобранные логопедом упражнения реко­мендуется выполнять сначала медленно, обяза­тельно перед зеркалом, со временем перехо­дя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется 6—8 раз по 10 секунд. Для пущей наглядности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком, старательно всё объясняя и показывая. Вскоре ребенок научится выполнять движение самостоятельно и без зеркала. Упраж­нения, которые ребенок выполняет без затрудне­ний, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.

В том случае, если все-таки какое-то движе­ние никак не получается, следует оказывать по­мощь. Например, для удержания широкого язы­ка за верхними зубами (для произнесения звука ш) можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончи­ка языка (для звука р) — палец ребенка (разуме­ется, чистый).

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (сверху или снизу)?

  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости детей.

  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более четкими и плавными, без подёргиваний.

  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений


Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.


Упражнения для губ

Трубочка

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.

Улыбка

Удерживать сильно растянутые губы в улыб­ке. Зубы не видны.

Бублик

Губы округлить (шепотом произнеся звук о) и немного вытянуть вперед. Упражнение дела­ется без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна вы­двигаться вперед.

Заборчик

Улыбнуться без напряжения, обнажая перед­ние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произ­носить звук и.)



Упражнения для языка

Птенчик

Широко открыть рот, как можно дальше раз­ведя уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.

Лопаточка

Открыть рот и положить широкий расслаб­ленный язык на нижнюю губу. Занести «ло­патку» в рот и опустить за нижние зубы, ста­раясь не напрягать язык.

Чашечка

Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. При­поднять края языка, не касаясь верхних зу­бов.

Иголочка

Открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык.

Наказать непослушный язычок Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его гу­бами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удер­живать широкий расслабленный язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губа­ми надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.


Горка

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх.

Трубочка

Открыть рот и немного высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх. По­дуть в получившуюся «трубочку». Должен выходить холодный воздух.

Лошадка

Открыть рот и поцокать языком. Цокать мед­ленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, рабо­тает только язык. Кончик языка надо подни­мать прямо, не поворачивая, и цокать за верх­ними зубами.

Грибок

Улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко его открыть. (Язык — это тон­кая «шляпка гриба», а растянутая подъязыч­ная связка — его «ножка».)

Гармошка

Улыбнуться и приоткрыть рот, язык присо­сать к небу (как при цокании, но с большой задержкой). Не отрывая язык от неба, откры­вать и закрывать рот, растягивая подъязыч­ную связку, причем надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в

верхнем положении. Следить, чтобы при от­крывании рта губы были неподвижны.



Часики

Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуть­ся к уголкам рта. Взрослый приговаривает: «Тик-так, тик-так...». При движении язык не прикасается к губам и зубам.

Змейка

Широко открыть рот. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот. За­тем выдвинуть, двигая им из стороны в сторо­ну, и снова убрать.

Качели

Открыть рот, как при звуке а. Языком тянуть­ся к носу («Раз!») и подбородку («Два!»).

Конфета

Губы сомкнуть, напряженным языком упи­раться то в одну щеку, то в другую.

Чистим зубки

Губы сомкнуты, языком совершаются круго­вые движения языка между губами и зубами. Рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Ниж­няя челюсть и губы неподвижны. Движущий­ся из стороны в сторону кончик языка должен находиться у десен, а не скользить по верхней кромке зубов. Движущийся снизу вверх кон­чик языка должен быть широким и начинать движение от корней нижних зубов.

Маляр

Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по небу вперед-назад, не от­рываясь. Нижняя челюсть не двигается.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются (можно придерживать ее пальцем).

Оближем губки

Приоткрыть рот и медленно, не отрывая язы­ка, облизать сначала верхнюю, затем ниж­нюю губу по кругу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Артикуляционная гимнастика

Автор: Крайнюченко Наталья Олеговна

Дата: 18.11.2018

Номер свидетельства: 486337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Презентация на тему: " Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_netraditsionnye_formy_provedeniia_artikuliatsionnoi_gimnas"
    ["file_id"] => string(6) "521179"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569658654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "«Формирование правильной речи у детей посредством артикуляционной гимнастики» "
    ["seo_title"] => string(84) "formirovaniie-pravil-noi-riechi-u-dietiei-posriedstvom-artikuliatsionnoi-ghimnastiki"
    ["file_id"] => string(6) "239575"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444824598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(86) "vliianiie-artikuliatsionnoi-ghimnastiki-na-razvitiie-diktsii-u-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "255650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447957540"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Артикуляционная гимнастика в коррекции звукопроизношения "
    ["seo_title"] => string(65) "artikuliatsionnaia-ghimnastika-v-korriektsii-zvukoproiznoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "215320"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432646785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»"
    ["seo_title"] => string(69) "rol_artikuliatsionnoi_gimnastiki_v_korrektsii_rechevykh_rasstroistv_1"
    ["file_id"] => string(6) "626620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677418539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства