Особенности реализации здоровьесохраняющих технологий в школе
Особенности реализации здоровьесохраняющих технологий в школе
В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования здоровьесохраняющих компетентностей участников учебно-воспитательного процесса, создания адаптивной, комфортной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья детей.Авторы коснулись особенностей подготовки учителей в новом образовательном пространстве.
Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации здоровьесохраняющих технологий в школе»
Особенности реализации здоровьесохраняющих технологий в школе.
Аннотация
В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования здоровьесохраняющих компетентностей участников учебно-воспитательного процесса, создания адаптивной, комфортной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья детей.Авторы коснулись особенностей подготовки учителей в новом образовательном пространстве.
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить[1с.3-12]. Термин «компетенция» имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем [1с.3-12]. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В. Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта[2с.32-38].
Анализ мониторинга состояния здоровья обучающихся школы, по результатам медицинских осмотров, поставил перед педагогическим коллективом школы задачи, связанные с воспитанием у детей ответственного отношения к собственному здоровью как к высшей индивидуальной и общественной ценности, формирование у школьников навыков принятия самостоятельных решений по поддержке и укреплению здоровья, формирование здоровьесохраняющей образовательной среды.
Осознание педагогами приоритетности работы по формированию у школьников культуры здорового образа жизни обусловило теоретические и практические поиски в направлении создания адаптивной, комфортной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья детей» [3с. 152-154]. Здоровьесохраняющая компетентность учащихся является одной из ключевых для системы школьного образования.
И.А. Анохина рассматривает здоровьесохраняющую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержкой, укреплением и сохранением здоровья, как своего, так и окружающих [4].
Здоровьесохраняющая компетентность связана с готовностью вести здоровый образ жизни в физической, социальной, психической и духовной сферах. Здоровьесохраняющая компетенция - способность (готовность) мобилизовать систему знаний, умений умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к сохранению здоровья, а также умение предвидеть, предупреждать или компенсировать потерю здоровья как средства удовлетворения базовых потребностей человека [5с.341-343].
Д.Е. Воронин считает, что здоровьесохраняющая компетентность предполагает не только медико-валеологическую информативность, но и применение полученных знаний на практике, владение методиками укрепления здоровья и предупреждения заболеваний. Формирование направленности мышления на сохранение и укрепление здоровья - неотъемлемый компонент здоровьесохраняющей компетентности учителей.
Деятельностный компонент здоровьесохраняющей компетенции учителя предполагает владение теми умениями и приемами деятельности, которые обеспечивают формирование у учащихся убеждений в необходимости бережного отношения к своему здоровью [6 с.214-223].
Педагогический коллектив школы накопил определенный опыт в этом направлении работы. В школе создана целостная система по пропаганде здорового образа жизни и культуры здоровья и соответствующие условия для формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни путем внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных подходов, методов, форм работы, инновационных педагогических технологий здоровьесохраняющего направления.
Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечение мобильности и пополнение профессиональных и личностных качеств, гибкость в усвоении методов теоретической и способов практической деятельности, критичность мышления, саморефлексия, стремление к непрерывному профессиональному росту. В ее структуре важная роль принадлежит здоровьесохраняющей компетентности, которая требует от учителя владения соответствующими теоретическими знаниями и навыками практической деятельности. Реализация идеи здоровьесохраняющей педагогики является основанием для перестройки всей работы с учётом приоритета сохранения и укрепления здоровья детей, которая претворяется в жизнь педагогическим коллективом школы и каждым учителем отдельно. Возникает необходимость подготовки учителей к работе в здоровьесохраняющем образовательном процессе школы [5с.341-343]. Это отображено в основных направлениях организационной и методической деятельности образовательной организации (табл.1), в системе работы с педагогическим коллективом школы (табл.2).
Основные направления организационной и методической деятельности:
Ориентация педагогов на использование инновационных здоровьесохраняющих технологий.
Формирование компетентности педагогов по вопросам сохранения здоровья и валеологии.
Направление педагогического процесса на формирование позитивной мотивации учителей и учащихся на здоровый образ жизни.
Создание комфортных условий учебно-воспитательного процесса.
Использование содержания всех учебных предметов для формирования позитивной мотивации сохранения здоровья.
Обеспечение психологического комфорта через реализацию педагогических проектов .
Мониторинг состояния здоровья и физического развития обучающихся на основании медицинских осмотров
Таблица 1. Основные направления организационной и методической деятельности.
Система работы с педагогическим коллективом.
Формы работы
Тематика
Заседание педагогического совета
Определение основных направлений работы школы по здоровьесохранению, мотивация учащихся на здоровый образ жизни.
Валеологизация учебно-воспитательного процесса.
Комплексное совершенствование здоровьесохраняющего направления в учебно-воспитательном процессе.
Совещание при директоре
Анализ мониторинга состояния здоровья обучающихся.
Определение групп для занятий на уроках физической культуры.
Анализ занятости учащихся в спортивных секциях и кружках.
Состояние охвата учащихся горячим питанием.
Профилактика травматизма участников учебно-воспитательного процесса.
Роль ученического самоуправления в формировании у учащихся ответственного отношения к здоровью.
Оформление информационного банка материалов здоровьесохраняющей направленности.
Методическое объединение учителей.
Методическое объединение классных руководителей.
Разработка личностно-ориентированной программы классных часов здоровьесохраняющей и валеологической направленности.
Анализ здоровьесохраняющего аспекта внеклассных мероприятий.
Формирование психологической культуры учащихся и педагогов.
Изучение адаптации учащихся 1, 5 классов.
Индивидуальная работа, проведение тренингов.
Составление рекомендаций учителям и родителям.
Творческие группы педагогов
Разработка для каждой ступени модели здоровьесохраняющего урока.
Разработка комплекса физкультминуток для каждой возрастной категории.
Таблица 2. Система работы с педагогическим коллективом.
Использование здоровьесохраняющих технологий учителем на уроке, является важнейшей задачей школы и каждого учителя. Если школа научит детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, а учителя будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. Каждому педагогу нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии, инновационные методы для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был интересным, доступным, увлекательным и конечно, здоровьесохраняющим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12
2 Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10, с.32-38 3. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с.152-154;
4. Братищенко І. В. Впровадження здоров’язбережних технологій у навчальному закладі //Електронний ресурс. – 2012. – режим доступа http://teacherjournal.com.ua/
5.Тевкун В.В. Здоров’язбережувальні компетенції – основа професійної підготовки майбутніх вчителів// вісник Чернігівського національного педагогічного університету - 2014 – с.341-343
6. БондаренкоТ.Є. Визначення структури здоров’язберігаючої компетентності майбутніх вчителів біології / Т.Є. Бондаренко // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. –Сумський державний педагогічний університет імені А. С. Макаренка, 2012. – №1(19). – С. 214-223.