РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1. Годичное планирование и технология проведения уроков
2. Годичные изменения показателей физической подготовленности школьников 6 классов занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программам
3. Характер воздействия уроков физической культуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6 классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ »
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1. Годичное планирование и технология проведения уроков
2. Годичные изменения показателей физической подготовленности школьников 6 классов занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программам
3. Характер воздействия уроков физической культуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6 классов
В последние годы наблюдается падение интереса школьников к урокам физической культуры и как следствие этого, низкая посещаемость занятий.
Излишняя регламентация существующих программ и поурочных планов почти не позволяет учитывать разнообразие возможностей различных регионов Казахстана и специфику самого предмета.
Направленность урока означает, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи школьной физкультуры все четыре учебные четверти будут решаться, в основном, средствами одного вида программного материала (например: гимнастики, легкой атлетике или спортивных игр). Выбор будет зависеть от местных условий, интересов учащихся и подготовленности преподавателей.
К настоящему времени имеется ряд исследований, посвященных изучению воздействия различных форм уроков физической культуры на организм школьника. Однако сведения, имеющиеся в литературе отечественных авторов не дают полного объяснения возможности эффективного проведения уроков физической культуры игровой направленности в течении учебного года или даже нескольких лет.
Учитывая вышеизложенное, в настоящем разделе исследования, рассматриваются вопросы обоснования и экспериментальной проверки эффективности разработанной для 6-7 классов средней общеобразовательной школы программы проведения уроков физической культуры, основанной на преимущественном использовании средств волейбола.
1. Годичное планирование и технология проведения уроков
Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от средств гимнастики, легкой атлетики и других дисциплин, просто парциальный вклад видов программного материала в общем объеме учебного времени изменяется. В нашем варианте программы занятий доля волейбола составляла около 70 процентов от общего объема учебного времени, отводимого в течение года на физическую культуру.
Материалы других разделов учебной программы занимали около 30 процентов. Такое соотношение базовой и вариативной частей программы приводится в ряде исследований (37) как эффективное, позволяющее ученикам успешно выполнять задачи школьной физической культуры.
Раздел "Легкая атлетика" включал в себя метание малых мячей в цель и на дальность, бег на 60, 1500 и 2000 метров, прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание", в длину способом "согнув ноги", метание мяча весом 150 грамм. Программный материал этого раздела школьники осваивали в начале и в конце учебного года, что создает благоприятные возможности для контроля за их физическим развитием.
Раздел "Кроссовая подготовка" занимал одно из основных мест в учебной программе по физической культуре. Учащиеся на каждом "кроссовом уроке" пробегали до 3000 м по периметру школьного стадиона, отрабатывая при этом элементы преодоления полосы препятствий в ее различных вариантах. Начинался этот раздел с середины первой четверти, после того как школьники сдадут все нормативы по легкой атлетике.
Таким образом, кроссовой подготовке посвящался каждый четвертый урок, который обязательно проводился на открытой школьной площадке . В оставшееся время урока учащиеся проводили учебную игру, эстафеты с элементами волейбола на гимнастической площадке или в зале.
Идея раздела "Контрольные упражнения" состояла в том, чтобы во время урока свободные от учебной или двусторонней игры учащиеся готовились и сдавали разработанные для каждого класса нормативы по ОФП, которые вывешиваются на стенде перед входом в спортивный зал. Нормативы являлись также ориентиром при выполнении домашних заданий. Зная результаты выполнения нормативов, ученик самостоятельно должен контролировать свой уровень физической подготовленности и, при необходимости, дополнительно может заниматься в домашних условиях.
Учебный материал раздела "Гимнастика" состоял из общих упражнений для мальчиков и девочек (строевые и общеобразовательные упражнения, упражнения в равновесии), а также из упражнений только для мальчиков и только для девочек (висы и упоры, опорные прыжки, акробатика).
Учитывая особую координационную сложность учебного материала этого раздела, а также трудности, связанные с перестановкой снарядов, гимнастику изучали компактно в III четверти с 33-го по 46-й урок.
Раздел "Волейбол" включал в себя изучение и совершенствование ряда технических приемов, доступных, как показывает опыт, для учащихся данного возраста. При изучении раздела осуществлялось опережающее обучение игре (31-33), связанное не только с увеличением объема времени, отводимого на волейбол, но и с необходимостью устранения ряда методических несогласованностей, выявленных при анализе существующих учебных программ. В них, начиная с V класса, предусмотрена учебная игра, а ученики не изучили еще введение мяча в игру. Этот технологический разрыв был учтен и ликвидирован. Поэтому в VI классе изучались нижняя боковая и нижняя прямая подачи, волейбольные перемещения по площадке.
Подача мяча ( нижняя прямая ) по комплексной программе (29) изучается с VI класса, а прием подачи- только в VIII классе. Чтобы отмеченные несогласованности не нарушили принципа последовательности в изучении учебного материала, мы предусмотрели в VI классе изучение приема мяча с подачи. Таким образом, учебный материал, рассчитанный комплексной программой на 7 лет, ученики изучали и закрепляли за 4 года, обучаясь в V-VШ классах, а затем в 1Х-Х1 классах, в основном, совершенствовали навыки в игровых формах с применением тактических вариантов игры.
Рассматривая распределение программного материла по физической культуре для 6 класса на учебный год, подробнее остановимся на анализе материала раздела "Волейбол".
Один из первых технических приемов, изучаемых в 6 классе — чередование способов перемещений (боком, лицом, спиной вперед, скачком). Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры.
Учитывая специфику перемещений в волейболе, на уроках постоянно уделялось внимание совершенствованию исходных положений, а также способов перемещений до принятия исходного положения.
Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Данный технический прием изучался в V классе, поэтому на первых уроках волейбола в VI классе шло повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начиналось изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращалось внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствованию данного приема на уроках способствовали игровые упражнения, подвижные игры.
Прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения. Техника выполнения этого игрового элемента на месте, так же как и передачи мяча сверху двумя руками, изучалась в V классе, поэтому технология повторения обучения приему мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше.
Нижняя боковая подача. Данный технический прием, к сожалению, незаслуженно забыт при начальном обучении школьников волейболу, хотя и является, на наш взгляд, самым естественным и доступным. Опыт показывает, что изучение нижней боковой подачи — один из нужных этапов на пути к изучению более сложной нижней и верхней прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность урока.
Нижняя прямая подача. Этот прием изучался после овладения нижней боковой подачей.
Прием мяча с подачи. Закономерно в методическом плане обучение введению мяча в игру нижней боковой и нижней прямой подачами сочетать с приемом мяча с подачи, так как подача и прием мяча с подачи взаимосвязаны. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоили передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависела от траектории и скорости полета мяча.
Особое место на уроках занимали подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогавшие совершенствовать как индивидуальные качества, так и групповые и командные взаимодействия игроков. Использование разнообразных подвижных игр и эстафет позволяло, на наш взгляд, добиться от учеников хорошего технического исполнения элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры.
Несколько слов об учебной игре в VI классе. Обычно учебные игры проводятся после того, как учащиеся освоят передачи мяча двумя руками снизу и сверху. Вначале мяч вводят в игру верхней передачей, выполняемой из-за линии нападения. По мере овладения техникой нижней боковой подачи и приема мяча снизу двумя руками учебные игры проводились с использованием этих приемов. С самого начала включения учебных игр в уроки волейбола надо постоянно добиваться от учащихся ведения игры в три касания.
Для повышения эффективности обучения волейболу целесообразно широко использовать домашние задания. Так, при закреплении и совершенствовании какого-либо технического приема на уроках волейбола мы в качестве домашнего задания предлагали учащимся несколько подготовительных упражнений на развитие необходимых физических качеств. Проверяли же выполнение домашнего задания на уроках, используя для этого эстафеты и подвижные игры, включающие в себя заданные упражнения. Например, ученикам, неуверенно выполнявшим передачу мяча сверху двумя руками, предлагалось в качестве обще развивающего упражнения выполнять дома сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Пользу от выполнения домашнего задания определяли на уроке по результатам выполнения учениками эстафеты "Гонка тачек".
2. Годичные изменения показателей физической подготовленности школьников 6 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе
Результаты тестирования девочек 6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в таблицах 2,3.
Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности девочек примерно одинаков и достоверных различий не наблюдается.
Воздействие же уроков физической культуры игровой направленности и обычных уроков на организм учащихся, их физическую подготовленность существенно различаются.
Так, достоверные различия исходных и конечных результатов наблюдаются в обеих группах почти по всем изучаемым параметрам.
Статистически достоверные различия (рt=3,54) и метание набивного мяча (t=3,83). Изменение результата прыжка вверх с места еще значительнее и составляет по критерию – t Стьюдента — 5,11(р
Сведения о годичных изменениях уровня физической подготовленности мальчиков 6 классов, участвующих в исследовании, представлены в таблицах 4 и 5.
Однако в течение учебного года показатели физической подготовленности испытуемых претерпели значительные изменения, причем более выраженные в экспериментальных группах. Так, в контрольных группах мальчиков 6-х классов не имели существенных изменений (р0,05) результаты по 4 показателям из 7 рассматриваемых.
В экспериментальных группах зафиксированы статистически достоверные отличия по всему массиву рассматриваемых критериев.
Конечные результаты тестирования участников контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о неодинаковом воздействии различных форм уроков физкультуры на показатели физической подготовленности мальчиков из 6-х классов. Так, в группе учащихся 6-х классов достоверные (р t=2,25) и прыжках в длину (t=2,14).
3. Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6 классов
При анализе годичной взаимосвязи объемов уроков физкультуры и уровня физической подготовленности школьников 6 классов, занимающихся по обычной и экспериментальной программам, выделим наиболее характерные особенности, отражающие основные тенденции развития рассматриваемого явления. Отметим, прежде всего разноплановый характер взаимозависимости исследуемых параметров в течение учебного года при относительном совпадении их исходных значений.
Так, прирост показателя становой силы в экспериментальной группе девочек 6-х классов за учебный год составил в среднем 13,5 кг, у их сверстниц в контрольной группе увеличение этого показателя равно 7,5 кг.
Улучшение результата в метании набивного мяча из положения сидя в экспериментальной группе у девочек 6-х классов (42,1 см) более чем в 2 раза превышает изменение этого показателя у сверстниц из контрольной группы (21,0 см).
Проведение уроков физкультуры игровой направленности позволило школьникам 6-х классов успешно выполнять все разделы комплексной программы. Например, занимаясь по обычной программе, из 12 девочек 6-х классов выполнили зачетные упражнения по волейболу в конце учебного года на «отлично» - 3 человек, на «хорошо» - 4 человек, на «удовлетворительно» - 3 человек и на «неудовлетворительно» - 2 человек. То есть количество сдавших на «3» и «2» составило 5 человек или свыше 38% от общего числа занимающихся.
В группе девочек, занимавшихся на уроках физкультуры игровой направленности (экспериментальная программа), результаты гораздо лучше. Так, из 13 девочек 6-х классов в конце учебного года выполнили зачетные упражнения по волейболу на «отлично» – 8 человек (61,8%), на «хорошо» - 4 человека (36,2%) и всего 1 человек сдал на «удовлетворительно» (2%) .
Занятия на уроках физкультуры игровой направленности привели к существенному улучшению результатов сдачи контрольных нормативов. Так, девочки из 6-х классов за учебный год, занимаясь по традиционной программе, улучшили результат в метании мяча с 20,9 метра до 22,8 метра, то есть прирост в среднем по классу составил 1,9 метра. Увеличение этого показателя у девочек 6-х классов за учебный год превысило 2,6 метра.