Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования
Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования
Представленная программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения на уровне основного общего образования содержит план работы с учащимися с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с социальной дезадаптацией, с низкой мотивацией к обучению и имеющими нарушения в поведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования»
Чешковская Наталья Петровна, директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 120 города Донецка» [email protected]
Полтавец Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 120 города Донецка» [email protected]
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Представленная программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения на уровне основного общего образования содержит план работы с учащимися с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с социальной дезадаптацией, с низкой мотивацией к обучению и имеющими нарушения в поведении.
Ключевые слова: коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения носит комплексный характер:
- обеспечивает поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
- создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых школой совместно с другими участниками образовательных отношений.
Программа коррекционной работы МОУ «Школа № 120 города Донецка» предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обучение в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования и по индивидуальной программе с использованием надомной формы обучения.
Программа коррекционной работы с обучающимися направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:
- несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;
- низкая познавательная и учебная мотивация;
- негативные тенденции личностного развития;
- коммуникативные проблемы;
- эмоциональные нарушения поведения;
- неуспеваемость и другие.
Цели программы:
- оказание комплекснойпсихолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных общеобразовательных программ основного общего образования.
Задачи программы:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации, ВКК, индивидуальной программой развития ребенка-инвалида);
- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей;
- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, правовым и другим вопросам.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования являются:
- формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- развития адаптивных способностей личности для самореализации в обществе
Нормативно-правовые основы программы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принятый 19 июня 2015 г. с изменениями и дополнениями от 04.03.2016, от 03.08.2018, от 12.06.2019)
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 25 июля 2018 № 665, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03августа 2018 № 2721.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 30 июля 2018 № 678, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной республики 03 августа 2018 № 2722.
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 30 июля 2018 № 679, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 августа 2018 № 2733.
Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом МОН ДНР от 14 августа 2018 № 701, зарегистрированный в Министерстве юстиции 31 августа 2018 № 2767.
Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях, утвержденное приказом МОН ДНР от 24.09.2015 № 570 «Об утверждении Положения об индивидуальной форме обучения в образовательной организации».
Основные принципы программы коррекционной работы:
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Принцип соблюдения интересов ребёнка и рекомендательного характера оказания помощи.Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК, ВКК (при их наличии) формы получения образования и формы обучения;
2) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Дети с ОВЗ принимаются или переводятся на обучение по адаптированной индивидуальной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК или ВКК. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной индивидуальной образовательной программой, а для обучающихся, имеющих инвалидность, также в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации (ИПР)
Образование обучающихся с ОВЗ на ступени основного общего образования осуществляется в общеобразовательных классах совместно с другими обучающимися или по индивидуальному учебному плану на дому.
- Принцип преемственностимежду программами коррекционной работы на ступени начального общего образования и основного общего образования, заключающийся в единстве методологического подхода к проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ, направлений, методов и методик оказания коррекционной помощи педагогами.. Кроме того данный принцип обеспечивает сохранение единого образовательного пространства при сопровождении учащихся с ОВЗ на этапе перехода с начальной на среднюю ступень образования. Данная программа взаимосвязана с другими разделами ООП ООО, что создаёт общий преемственный подход к формированию у обучающихся с ОВЗ универсальных учебных действий, к достижению метапредметных и личностных результатов образования, социальной адаптации и профориентации.
- Принцип системностизаключается в единстве всех направлений работы: диагностики, коррекции и развития, консультирования, психолого-педагогического просвещения и экспертно-методической деятельности, осуществляемых командой специалистов сопровождения (педагог-психолог, медицинский работник и педагогические работники) образования обучающегося с ОВЗ. Данный принцип обеспечивает многоуровневый комплексный подход, а также взаимодействие специалистов в решении проблем образования ребенка с ОВЗ.
- Принцип непрерывностиобеспечивает оказание коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ на протяжении всего периода обучения на ступени основного общего образования. Прекращение коррекционной работы наступает в случае наступления преодоления проблемы обучающегося с ОВЗ в освоении ООП ООО или в случае письменного отказа родителей (законных представителей) обучающегося от коррекционной помощи и психолого- педагогического сопровождения в МОУ «Школа № 120 города Донецка».
- Принцип вариативностиподразумевает как создание индивидуально ориентированных специальных условий образования для детей с ОВЗ в зависимости от характера имеющихся проблем, так и гибкое изменение созданных условий в случае необходимости в соответствии с индивидуальной динамикой развития обучающегося в ходе осуществления коррекционной работы.
Необходимые условия для реализации программы коррекционной работы в общеобразовательном учреждении
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПК, ВКК, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Программно-методическое обеспечение.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ. Педагогические работники ОУ должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. С этой целью в общеобразовательном учреждении организуется просветительская работа через методические семинары, педагогические консилиумы.
Материально-техническое обеспечение.
Использование имеющейся материально- технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.
В школе имеется учебное оборудование:
- аудиовизуальные средства;
- мультимедийное оборудование;
- компьютерный класс с доступом в Интернет;
- два спортивных зала с необходимым спортивным оборудованием;
- учебники, художественная и методическая литература
Информационное обеспечение.
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. С этой целью на сайте школы создана страница «Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса».
Этапы реализации программы:
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1 этап - информационно-аналитическая деятельность.
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
1. При переводе учащихся с ограниченными возможностями здоровья на ступень основного общего образования проводится анализ заключений специалистов различного профиля.
2. Проводится собеседование со специалистами школы (педагог-психолог, учителя предметники, классный руководитель и др.) с целью учета особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.
3. Проводится анализ результатов коррекционной работы и динамики развития учащихся с ОВЗ на предыдущем этапе обучения (в начальной школе).
2 этап - организационно-исполнительская деятельность.
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с трудностями в обучении.
1. При переводе учащихся с ОВЗ на ступень основного общего образования формируется списочный состав групп детей с ОВЗ, с выявленными психологическими трудностями, учащихся, имеющих трудности в усвоении учебной программы.
2. Разрабатываются (корректируются) рабочие программы, программы индивидуального обучения по всем предметам, входящим в учебный план.
3. Для детей, обучающихся по индивидуальной программе, а также с использованием надомной формы обучения назначаются учителя предметники, которые также планируют учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации.
4. Составляются программы для проведения коррекционных занятий.
3 этап - контрольно-диагностическая деятельность
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
1. В течение года все специалисты, работающие с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого ребенка, с учетом созданных условий.
2. Осуществляется оценка и корректировка программ с учетом эффективности проводимых мероприятий.
4 этап - регулятивно-корректировочная деятельность.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
1. По результатам диагностики в адаптационный период при переходе на ступень основного общего образования, а также с учетом результатов работы на ступени начального общего образования, специалистами предлагаются рекомендации учителям по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ.
2. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:
- административная группа состоит из представителей администрации школы, которая осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует, регулирует работу всех групп;
- социально-педагогическая группа состоит из учителей ступени начального общего образования, учителей-предметников, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и оказывают помощь в проблемных ситуациях;
- профилактическая группа состоит из медицинского работника, учителей физкультуры, руководителя хореографического кружка, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;
- психологическая группа состоит из психолога, классных руководителей, которые осуществляют диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.
Такое взаимодействие обеспечивает:
– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы основного общего образования следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание программы
I. Диагностическая работа
Цель: обеспечение своевременного выявления учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля и на этапе начального общего образования;
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Данные диагностических обследований в начале и в конце учебного года заносятся в индивидуальную карту развития учащегося. Обобщение данных диагностических обследований происходит на совещании при здиректоре. Результатом работы является разработка, реализация индивидуальной коррекционной программы (или маршрута) и контроль ее исполнения, а также анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Дети с трудностями в освоении образовательной программы направляются на обследование в районную ПМПК, с целью определения образовательного маршрута.
II. Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; создание условий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося;
— социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.
III. Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Консультативная работа включает:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Информационно-просветительская работа
Цель:организация разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа включает:
- информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным и правовым и другим вопросам;
- психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
Взаимодействие субъектов психолого-медико-педагогического и социального сопровождения
Участник сопровождения
Функции
Содержание работы
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Аналитическая
Контролирующая
Координирующая
Координация работы педагогов через проведение консилиума.
Повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, ознакомление с передовым педагогическим опытом.
Создание условий, способствующих благоприятному микроклимату в коллективе педагогов.
Контроль за:
Ведением документации;
Осуществлением диагностического обследования;
Соответствие намеченного плана работы результатам диагностики;
Осуществление учебно-воспитательного процесса
в соответствии с намеченным планом;
Степень готовности детей к школе как резуль-
тат функционирования службы психолого-педагогического сопровождения.
Классный руководитель
Исполнительская
Аналитическая
Организаторская
Диагностическая
Коррекционная
Прогностическая
Диагностика познавательных способностей, развития детей в разных видах деятельности.
Составление планов индивидуального развития ребенка.
Разработка и уточнение образовательных маршрутов.
Организация деятельности детей (познавательной, игровой, трудовой, конструктивной и т.д.).
Создание благоприятного микроклимата в группе.
Создание предметно – развивающей среды.
Коррекционная работа.
Анализ уровня образованности детей.
Педагог-
психолог
Диагностическая
Прогностическая
Организаторская
Коррекционная
Контролирующая
Консультативная
Психологическая диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения.
Составление прогноза развития ребенка, помощь учителю и другим специалистам в планировании работы с детьми.
Анализ микроклимата, стиля взаимодействия, анализ деятельности педагога с точки зрения психологии, взаимодействия специалистов.
Организация предметно – развивающей среды.
Организация системы занятий с детьми по коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
Контроль деятельности педагогов по организации учебно-воспитательного процесса.
Медицинский работник
Диагностическая
Прогностическая
Контролирующая
Аналитическая
Консультативная
Диагностика состояния здоровья.
Составление прогноза физического развития ребенка (совместно с учителем физкультуры).
Контроль физкультурно - оздоровительной работы.
Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
Анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительной работы. Анализ состояния здоровья детей.
Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Отслеживание детей в период адаптации.
Учитель-предметник
Исполнительская
Аналитическая
Организаторская
Диагностическая
Коррекционная
Прогностическая
1.Разработка индивидуальных планов обучения по программам основного общего образования с учетом результатов диагностик, медицинских показаний, рекомендаций ПМПК, ИПР, ВКК с учащимися, которые находятся на индивидуальной форме обучения
2. Осуществление коррекционной направленности учебных занятий с учащимися, которые находятся на индивидуальной форме обучения
3. Внесение корректив в планы индивидуальной коррекционной работы с учащимися, которые не успевают по учебным предметам
4. Построение учебных занятий с учетом работы с учащимися, имеющими низкую познавательную и учебную мотивацию, ОВЗ
Семья
Комплиментарная
Равноправные члены системы психолого-педагогического сопровождения.
Активное взаимодействие.
Планирование диагностической работы
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи (направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответственные
Медицинская диагностика
Определить
состояние
физического
и психического здоровья
детей.
Выявление состояния
физического и
психического
здоровья детей.
Изучение истории
развития ребенка,
беседа с родителями,
наблюдение
классного
руководителя
Сентябрь
Классный руководитель, медицинский работник
Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика
для выявления
детей с ОВЗ
Создание базы данных
обучающихся,
нуждающихся в
специализированной
помощи
Наблюдения, психологические занятия;
анкетирование родителей,
беседы с
педагогами
Сентябрь
Педагог-психолог
Углубленная
диагностика
детей с ОВЗ
Получение
объективных
сведений об
обучающихся на
основании
обследования
актуального уровня
психического и
речевого развития,
определение зоны
ближайшего
развития.
Диагностирование
Заполнение
диагностических
карт
Сентябрь- октябрь
Педагог-психолог
Проанализиро-вать
причины
возникновения
трудностей в
обучении.
Выявить
резервные
возможности
Выбор
индивидуальной
образовательной
траектории для
решения имеющихся
проблем
Составление
карт индивидуальной работы
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
Социально-педагогическая диагностика
Определить
уровень
организован
ности
ребенка;
уровень
знаний по
предметам
Получение
объективной
информации об
организованности
ребенка, его умении
учиться, уровне
знаний по предметам,
о мотивации учебной
деятельности,
трудностях в
овладении новым
материалом,
особенностях
личности,
эмоционально-
волевой сфере, соблюдении правил
поведения в обществе, о
взаимоотношениях с
коллективом, о
нарушениях в поведении, уровне
притязаний и самооценке.
Посещение семьи
ребенка,
наблюдение за
ребенком в
различных видах
деятельности,
изучение работ
ученика,
анкетирование по
выявлению школьных
трудностей, беседа с родителями и
учителями-
предметниками.
Анкета для
родителей и
учителей.
Составление
психолог-
педагогической
характеристики.
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог, классный руководитель
Планирование коррекционно-развивающей работы
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.
Задачи (направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответственные
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить
педагогичес-
кое
сопровожде-
ние детей с
ОВЗ
Планы, программы
Осуществление психолого-
педагогического мониторинга
достижений школьника.
Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ
коррекционных методик, методов и приёмов обучения в
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответственные
Консультиро-
вание
педагогичес-
ких
работников
по выбору
индивидуаль
но
ориентирова
нных
методов
приёмов
работы
обучающимся с ОВЗ
Рекомендации,
приёмы, упражнения
и др. материалы.
Индивидуальные, групповые
и тематические
консультации, психолого-педагогические консилиумы
В течении года
Педагог-психолог
Консультиро
вание
обучающихся по
выявленным
проблемам,
оказание
превентивной помощи
Рекомендации,
приёмы, упражнения
и др. материалы.
Индивидуальные,
групповые, тематические
консультации, тренинги
В течении года
Педагог-психолог
Консультиро
вание
родителей
по вопросам
выбора
стратегии
воспитания
и приёмов
коррекцион-
ного
обучения
ребёнка с
ОВЗ
Рекомендации,
приёмы, упражнения
и др. материалы.
Индивидуальные, групповые,
тематические консультации, родительские собрания
В течении года
Педагог-психолог
Планирование информационно-просветительской работы
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования детей с ОВЗ со всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответственные
Информирова-ние
родителей
(законных
представите-
лей) по
медицинским,
социальным,
правовым и
другим
вопросам
Организация работы
семинаров,
родительских
собраний, тренингов
и др.
Информационные
мероприятия (лекции, беседы,
информационные стенды,
печатные материалы,
информационные
материалы на сайте школы
по разъяснению индивидуально- типологичес-ких особенностей детей с ОВЗ)
В течении учебного года
Педагог-психолог, заместитель директора по УВР , классные руководители
План индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы
Работа с обучающимися с задержкой психического развития
Цель: проведение коррекционной и реабилитационной работы с учащимися среднего школьного возраста с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, осуществления индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Основные направления психокоррекционных занятий (осуществляется педагогом-психологом):
5 класс:
- Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, мышление, пространственные представления, зрительно-двигательная координация, речь);
- Развитие эмоционально-волевой сферы (Общение, взаимодействие самооценка, эмоции, эмоциональные состояния).
6-7 классы:
- Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- Развитие умения слушать других людей;
- Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
- Обучения способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
- Формирование позитивной моральной позиции;
- Расширение знаний о профессиях.
8-9 классы:
- Снятие эмоционального напряжения
- Развитие навыков общения
- Развитие навыков взаимодействия
- Развитие способности к саморефлексии
- Развитие эмпатии
- Развитие эмоциональной выразительности
- Формирование умения контролировать свои эмоции
- Повышение самооценки
- Социальная адаптация
- Расширение знаний о профессиях, профессиональном определении и личностном развитии.
Основные направления социально-педагогической коррекции (осуществляется классным руководителем, учителями-предметниками) :
1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка;
2) деятельность по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения, включающую противоалкогольное и другое обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя, наркотикам и табаку;
3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;
4) деятельность по социальной реабилитации ребенка;
5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.
Работа с обучающимися с легкой умственной отсталостью (осуществляется педагогом-психологом)
Цель: создание условий, способствующих освоению детьми с лёгкой умственной отсталостью основной образовательной программы основного общего образования; осуществление индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощи детям с лёгкой умственной отсталостью; коррекция недостатков познавательной и эмоционально- волевой, личностной сферы обучающихся
Планирование работы с обучающимися
Направление
Методика
программа
Класс
Цель
Сроки
Диагностика
«Анкета оценки школьной мотивации и адаптации»
Н.Г.Лусканова
5-6кл
Изучение уровня школьной мотивации
сентябрь
Методика «Дерево»
5-6кл
7-9кл
Изучение уровня эмоционального комфорта в классе
октябрь
Методика
«Социометрия» Морено
5-6кл
7-9кл
Изучение
социометрического
статуса
ноябрь
Методика «Цветные матрицы Равена»
5-9 кл
Изучение уровня эмоционального контакта с
учителем
ноябрь
февраль
«Шкала тревожности»
Опросники
личности Кэттела А.М. Прихожан
Методика «САН»
5 кл
6-8кл
9кл
Изучение эмоциональной сферы особенностей
Декабрь
февраль
апрель
Ю.Л.Ханина
«Опросник Басса-
Дарки»
8 кл
Изучение уровня
агрессии
декабрь
Методика «Уровень тревожности»
Кондаш
5-6кл
Изучение уровня школьной
тревожности
март
Методика «Дерево»
5-6кл
Итоговая
диагностика эмоционального благополучия
май
Опросник «Мои интересы и
склонности»
9кл
Профориентационная работа
май
Коррекцион ная работа
Адаптированная программа развития эмоционально-
личностной сферы у
умственно отсталых подростков.
5-9кл
Развитие и коррекция
эмоционально- личностной
сферы
Февраль-март
Программа общения для подростков
7-8кл
Развитие и коррекция
коммуникативной сферы, поведения,
Сентябрь- май
Консульти-рование
5-9 кл
Учителя, родители (по личным вопросам
воспитания и обучения
В течение года
Информаци онно-прос- ветительс- кая
Беседы
«Как вести себя в школе»
«Мои внутренние враги и друзья»
«Как найти друзей»
«Как общаться с родителями»
«Как бороться с ленью»
«Вредные привычки»
5-6кл
7-9кл
Профилактика негативных
явлений в
детской среде
В течении учебного года
Родительские собрания
«Психологические особенности
развития детей»
«Как помочь детям учиться лучше»
«Мой особенный ребенок»
5-6кл
7-9кл
Информирование и профилактика трудностей
В течение года
Оформление
информационного стенда в школе, посвященного
сохранению и укреплению психического
здоровья школьников
Разработка памяток- рекомендаций для родителей
В течении учебного года
Работа с обучающимися с социальной дезадаптацией
Цель: развитие социальной активности обучающихся, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим; обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлению правильного выбора форм поведения; привитие уважения к членам коллектива, помощь в обретении социального статуса; оптимизация положительный опыта обучающегося, нивелирование опыта девиантного поведения; создание и закрепление позитивных образцов поведения.
Представление об уверенном, неуверенном, грубом поведении.
Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного грубого поведения.
Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.
Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.
Я в своих глазах и глазах других людей.
Обида.
Как справиться с раздражением, плохим настроением.
Наши чувства, желания, настроения. "Стоп! Подумай! Действуй!"
Победи своего дракона!
Звездная карта всей жизни. Вручение телеграмм. Контракт с самим собой.
Работа с учащимися имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы (реализуется педагогом-психологом)
Цель: адаптация к жизни во взрослом обществе, формирование уверенности в себе и в успешном поведении, приобретение практических навыков в общении, развитие эмоционально - волевой сферы.
План работы с обучающимися
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Диагностика
-Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина);
Тест «Автопортрет» — проективная методика, дающая представление о личности;
Тест «Несуществующее животное» — проективная методика, дающая представление о личности;
Тест «Рука» — проективная методика, выявляющая уровень агрессивности подростка;
Тест на выявление акцентуации характера— характера по Шмишеку.
Сентябрь, декабрь, май
Педагог-психолог
Упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость.
Октябрь
Педагог-психолог
Упражнение «Пальчики-мордашки».
Ноябрь
Педагог-психолог
Коррекция эмоционально - волевой сферы с помощью игровых упражнений формирование правил поведения . позволяющих добиться успеха в общении с людьми.
Ноябрь
Педагог-психолог
Осознание себя, определение своего типа с помощью психогеометрического теста
Декабрь
Педагог-психолог
Осознание важности восприятия своего «Я» со всеми преимуществами и недостатками
Январь
Педагог-психолог
Определение способа реагирования на конфликтную ситуацию, выявление тенденции взаимоотношений в трудных ситуациях.
Февраль
Педагог-психолог
Приобретение психологических навыков, которые способствуют взаимопониманию.
Февраль
Педагог-психолог
Продемонстрировать значение чувств в нашей жизни, необходимость их проявления для формирования дружеских взаимоотношений.
Март
Педагог-психолог
Как бороться со стрессом
Март
Педагог-психолог
Обучение приемам релаксации
Апрель
Педагог-психолог
Как управлять негативными эмоциями
Апрель
Педагог-психолог
Эмоции и поведение
Май
Педагог-психолог
Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению
Цель: создание условий для целостной систематической работы со слабоуспевающими учащимися, повышение их уровня обученности и обучаемости; организация работы педагогического коллектива школы, в направлении на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
План работы с обучающимися
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Формирование списка учащихся, имеющих низкую мотивацию
Май, сентябрь
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
Составление списка учащихся по классам, заполнение диагностических карт и педагогических характеристик на учащихся
сентябрь
Классные руководители, педагог-психолог
Проведение инструктивно-методического совещания по вопросу создания условий обучения учащихся данной категории
сентябрь
Администрация
Проведение психологической диагностики по выявлению причин низкой мотивации к обучению и низкой успеваемости учащихся
сентябрь, апрель
Педагог-психолог
Организации системы дополнительных занятий
в течение года
Учителя-предметники
Организация досуга учащихся в каникулы
в течение года
Классные руководители
Контроль администрации за посещаемостью учащимися уроков, дополнительных занятий
В течение года
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Индивидуальные беседы с учащимися, классными руководителями и учителями по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала
По мере необходимости
Педагог-психолог
Обеспечение дифференцированного подхода при организации контроля усвоения знаний учащимися по отдельным темам
Персональный контроль
Учителя –предметники
Контроль за системой работы учителя проверкой рабочих и контрольных тетрадей и работой над ошибками
В течение года
Заместитель директора по УВР, руководители МО,
Контроль за работой классных руководителей и учителей с дневниками учащихся по вопросу своевременного доведения до сведения родителей результатов обучения учащихся
В течение года
Заместитель директора по УВР
Организация педагогических консилиумов с целью выявления проблем неуспеваемости учащихся и определение перспектив работы с ними
По плану
Педагог-психолог
Посещение уроков учителей для изучения работы учителя на уроке со слабоуспевающими учащимися
По плану
Заместитель директора по УВР
Подготовка рекомендаций для учителей и классных руководителей по работе с учащимися данной категории
Тесты, программы
Педагог-психолог
Обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа
В течение года
Учителя
Организация досуга учащихся в рамках работы школы
В течение года
Классные руководители, учителя-предметники
Привлечение учащихся к участию в общешкольных и общеклассных мероприятиях
В течение года
Классные руководители
Проведение профориентационной работы с учащимися
Май
Педагог-психолог, классные руководители
Консультирование родителей по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата
В течение года
Педагог-психолог сихолог, классные руководители
Проведение тематических классных часов
По плану
Классные руководители
Тренинг «Снижение уровня тревожности у подростков»
По плану
Педагог-психолог
Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе
В течение года
Педагог-психолог
Организация работы психолога с родителями по устранению причин неуспеваемости и прогулов учащихся
По мере необходимости
Педагог-психолог, классные руководители
Организация встречи родителей с учителями в рамках работы совета профилактики правонарушений
По плану
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Отработка тематики бесед с родителями учащихся по воспитанию детей
По плану
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Привлечение родительских комитетов школы и класса к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблем воспитания детей
В течение года
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Работа с учащимися, имеющими нарушения в поведении(осуществляется педагогом-психологом)
Цель: коррекция отклоняющегося поведения с опорой на позитивные ресурсы и личностный потенциал формирование активного самосознания и навыков волевой саморегуляции обучающегося, развитие рефлексии формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале и современном мире профессий.
План работы с обучающимися
Категория учащихся
Задачи сопровождения
Формы занятий
Формат проведения
5 – 7 классы
Создание условий для развития способности принимать конструктивные групповые решения, умения учитывать различные мнения и прогнозировать то, как личные решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
Развитие жизненно необходимых навыков (общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).
Сплочение участников.
Снятие эмоционального напряжения, активизация самораскрытия и самовыражения участников.
Создание условий для развития способности нестандартно, творчески решать различные задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
«Творческая мастерская»
Студийная форма
«Тренинг жизненных навыков»
4 раза в год
«Творческая мастерская»
Студийная форма
«Тренинг жизненных навыков»
Один раз в полугодие
Цикл психологических игр
Один раз в четверть
8 – 9 классы
Моделирование будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей.
Создание условий для развития навыков саморефлексии, понимания своего характера, своих достоинств, недостатков и желаний, стилей группового взаимодействия.
Создание условий для выражения неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний с помощью методов арт-терапии. Снятие эмоционального напряжения.
Снятие эмоционального напряжения, активизация самораскрытия и самовыражения участников.
Цикл психологических игр
Один раз в четверть
«Творческая мастерская»
Студийная форма
«Тренинг жизненных навыков»
Один раз в полугодие
профориентация
Один раз в четверть
Описание содержания занятий
Форма занятия
Цель
Задачи
Пиихопрофилак-тические занятия с использованием методов арт-терапии
«Творческая Мастерская»
Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие, способствующее социальной адаптации детей «группы риска».
Коррекция имеющихся у детей и подростков поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных и тревожных реакций, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.
Формирование у участников арт-терапевтической группы положительной самооценки, реализация их творческого потенциала.
Развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций.
Психопрофилактические занятия
«Тренинг жизненных навыков»
Развитие у подростков со сложностями социальной адаптации жизненно-необходимых навыков через взаимодействие с социально-адаптированными сверстниками (методами экстремально-приключенческих игр)
Раскрытие и развитие личностных ресурсов подростков (эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности).
Развитие жизненно необходимых навыков (навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).
Формирование ценностного отношения к себе, другим людям, своему здоровью, жизни, жизненным ценностям и целям.
Осознание подростками установленных правил, принятие ответственности за их нарушение.
Создание условий для развития способности принимать конструктивные групповые решения, умения учитывать различные мнения и прогнозировать то, как личные решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
Цикл психологичес-
ких игр
Формирование активной, творческой позиции в отношении жизни
Формирование способности к совершению поступков — поведенческих проявлений, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целями, смыслами и ценностями
Формирование умения осознанно планировать свои действия исходя из поставленных целей и системы ценностей. Гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемого исходя из внешних условий и внутреннего отношения
Развитие способности регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач (умение не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы
Занятия по профессиональ-ной ориентации и профессиональ-ному самоопределению
Формирование у старшеклассников навыков в исследовании своих профессиональных склонностей и определении жизненных позиций.
Содействие формированию у учащихся навыков в исследовании своих профессиональных склонностей и определении жизненных позиций.
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
Содействие формированию умения и готовности проводить выбор, способности к переориентации в случае ошибочного выбора.
Оказание учащимся психологической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.
Планируемые результаты коррекционной работы
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования планируемые результаты коррекционной работы формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (УУД):
- личностные
- регулятивные
- коммуникативные
- познавательные.
В разделе «Программа коррекционной работы» не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не является задачей коррекционной работы.
Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД формулируются только на уровне «обучающийся сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную коррекционную помощь. Однако, следует также учитывать, что планируемые результаты коррекционной работы сформулированы в обобщённом виде, вследствие чего некоторые обучающиеся с ОВЗ в зависимости от индивидуальных особенностей имеющихся нарушений могут не достигнуть планируемых результатов в полном объёме.
Планируемые личностные результаты.
Обучающийся будет или сможет:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- при помощи педагога или самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; принимать посильное участие (в пределах возрастных и индивидуальных возможностей) в общественной жизни класса и школы (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
- придерживаться (в некоторых случаях при помощи педагога) норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- при помощи педагога или самостоятельно строить жизненные планы с учётом конкретной ситуации и собственных индивидуальных возможностей и склонностей;
- при помощи педагога или самостоятельно выбирать профильное образование для дальнейшего обучения;
- с помощью педагога ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в различных аспектах школьной жизни на основе их анализа;
- давать оценку результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогом;
- осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью педагога;
- принимать и придерживаться традиционных ценностных ориентаций (семьи, природы, своей страны, здорового образа жизни, уважительного отношения к окружающим людям).
Планируемые регулятивные результаты.
Обучающийся будет или сможет:
- с помощью педагога или самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее оптимальные способы решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно или с помощью педагога выбирать приоритетные цели;
- под руководством педагога или самостоятельно координировать свои действия с
планируемыми результатами, контролировать ход выполняемой деятельности, выбирать способы действий, исходя из имеющихся условий и требований, корректировать действия при изменении ситуации;
- с помощью педагога или самостоятельно оценивать собственные возможности при выполнении учебной задачи, правильность её выполнения;
- самостоятельно или под руководством педагога принимать решения в учебной и внеучебной деятельности;
- делать простейший прогноз будущих событий и развития выполняемой деятельности самостоятельно или под руководством педагога;
- прогнозировать и контролировать временные рамки выполнения учебной и внеучебной деятельности самостоятельно или с помощью педагога;
- существлять самоконтроль и самооценку на индивидуально доступном уровне.
Планируемые коммуникативные результаты.
Обучающийся будет или сможет:
- вступать в учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителями (в паре, в группе) на индивидуально доступном уровне;
- регулировать самостоятельно или при участии педагога конфликтные ситуации посредством учёта интересов сторон и поиска компромисса;
- аргументированно отстаивать своё мнение самостоятельно или под руководством педагога;
- согласно индивидуальным возможностям формировать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- сознательно использовать устную и письменную речь в учебно-познавательной деятельности, для общения, выражения собственных мыслей, чувств, идей на индивидуально доступном уровне самостоятельно или при помощи педагога;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь как регулятор планирования, осуществления и коррекции деятельности самостоятельно или под руководством педагога;
- участвовать в диалоге, в групповом обсуждении при совместной деятельности на индивидуально доступном уровне.
Планируемые познавательные результаты.
Обучающийся будет или сможет:
- самостоятельно или с помощью педагога определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- самостоятельно или под руководством педагога создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;
- использовать навык смыслового чтения на индивидуально доступном уровне, применять основы ознакомительного, поискового чтения;
- проводить простейшие наблюдения по плану и простейшие эксперименты под руководством учителя;
- самостоятельно или под руководством педагога объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- самостоятельно или при помощи педагога осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- на индивидуально доступном уровне адекватно воспринимать переносный смысл выражений, пословиц, метафор, применяя образные обороты речи;
- самостоятельно или при помощи педагога работать с текстом, выявляя его структуру, главную идею, тему, последовательность событий и причинно- следственные связи;
- на индивидуально доступном уровне принимать участие в проектно- исследовательской деятельности самостоятельно или под руководством педагога.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
- динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;
- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
- увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ ;
- сравнительная характеристика данных педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения
Список использованных источников
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.
Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
Коменский, Я. Л., Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития школьников / Я. Л. Коменский, Е. А. Панько. – М, 2004. – 17с.
Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
Пономаренко, Л. П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Л. П. Пономаренко. – О.: Астра-Принт, 1999. – 198с.
Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8- 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2006. – 288с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.
Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.