kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная программа коррекционной работы  общеобразовательного учреждения на уровне основного общего образования содержит план работы с учащимися с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с социальной дезадаптацией, с низкой мотивацией к обучению и имеющими нарушения в поведении.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования»

Чешковская Наталья Петровна, директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 120 города Донецка» school120@list.ru

Полтавец Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 120 города Донецка» olga.anatolevna1204@gmail.com

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Представленная программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения на уровне основного общего образования содержит план работы с учащимися с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с социальной дезадаптацией, с низкой мотивацией к обучению и имеющими нарушения в поведении.

Ключевые слова: коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения носит комплексный характер:

- обеспечивает поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

- создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых школой совместно с другими участниками образовательных отношений.

Программа коррекционной работы МОУ «Школа № 120 города Донецка» предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обучение в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования и по индивидуальной программе с использованием надомной формы обучения.

Программа коррекционной работы с обучающимися направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:

- несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

- низкая познавательная и учебная мотивация;

- негативные тенденции личностного развития;

- коммуникативные проблемы;

- эмоциональные нарушения поведения;

- неуспеваемость и другие.

Цели программы:

- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных общеобразовательных программ основного общего образования.

Задачи программы:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации, ВКК, индивидуальной программой развития ребенка-инвалида);

- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей;

- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; 

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, правовым и другим вопросам.

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования являются:

- формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- развития адаптивных способностей личности для самореализации в обществе

Нормативно-правовые основы программы:

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принятый 19 июня 2015 г. с изменениями и дополнениями от 04.03.2016, от 03.08.2018, от 12.06.2019)

  2. Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 25 июля 2018 № 665, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03августа 2018 № 2721.

  3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 30 июля 2018 № 678, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной республики 03 августа 2018 № 2722.

  4. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МОН ДНР от 30 июля 2018 № 679, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 августа 2018 № 2733.

  5. Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом МОН ДНР от 14 августа 2018 № 701, зарегистрированный в Министерстве юстиции 31 августа 2018 № 2767.

  6. Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях, утвержденное приказом МОН ДНР от 24.09.2015 № 570 «Об утверждении Положения об индивидуальной форме обучения в образовательной организации».

Основные принципы программы коррекционной работы:

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Принцип соблюдения интересов ребёнка и рекомендательного характера оказания помощи. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК, ВКК (при их наличии) формы получения образования и формы обучения;

2) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования обучающимися с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Дети с ОВЗ принимаются или переводятся на обучение по адаптированной индивидуальной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК или ВКК. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной индивидуальной образовательной программой, а для обучающихся, имеющих инвалидность, также в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации (ИПР)

Образование обучающихся с ОВЗ на ступени основного общего образования осуществляется в общеобразовательных классах совместно с другими обучающимися или по индивидуальному учебному плану на дому.

- Принцип преемственности между программами коррекционной работы на ступени начального общего образования и основного общего образования, заключающийся в единстве методологического подхода к проблеме психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ, направлений, методов и методик оказания коррекционной помощи педагогами.. Кроме того данный принцип обеспечивает сохранение единого образовательного пространства при сопровождении учащихся с ОВЗ на этапе перехода с начальной на среднюю ступень образования. Данная программа взаимосвязана с другими разделами ООП ООО, что создаёт общий преемственный подход к формированию у обучающихся с ОВЗ универсальных учебных действий, к достижению метапредметных и личностных результатов образования, социальной адаптации и профориентации.

- Принцип системности заключается в единстве всех направлений работы: диагностики, коррекции и развития, консультирования, психолого-педагогического просвещения и экспертно-методической деятельности, осуществляемых командой специалистов сопровождения (педагог-психолог, медицинский работник и педагогические работники) образования обучающегося с ОВЗ. Данный принцип обеспечивает многоуровневый комплексный подход, а также взаимодействие специалистов в решении проблем образования ребенка с ОВЗ.

- Принцип непрерывности обеспечивает оказание коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ на протяжении всего периода обучения на ступени основного общего образования. Прекращение коррекционной работы наступает в случае наступления преодоления проблемы обучающегося с ОВЗ в освоении ООП ООО или в случае письменного отказа родителей (законных представителей) обучающегося от коррекционной помощи и психолого- педагогического сопровождения в МОУ «Школа № 120 города Донецка».

- Принцип вариативности подразумевает как создание индивидуально ориентированных специальных условий образования для детей с ОВЗ в зависимости от характера имеющихся проблем, так и гибкое изменение созданных условий в случае необходимости в соответствии с индивидуальной динамикой развития обучающегося в ходе осуществления коррекционной работы.

Необходимые условия для реализации программы коррекционной работы в общеобразовательном учреждении

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПК, ВКК, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Программно-методическое обеспечение.

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ. Педагогические работники ОУ должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. С этой целью в общеобразовательном учреждении организуется просветительская работа через методические семинары, педагогические консилиумы.

Материально-техническое обеспечение.

Использование имеющейся материально- технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.

В школе имеется учебное оборудование:

- аудиовизуальные средства;

- мультимедийное оборудование;

- компьютерный класс с доступом в Интернет;

- два спортивных зала с необходимым спортивным оборудованием;

- актовый зал;

- кабинет психолога, оснащенный коррекционно-развивающими играми, компьютером, программами для коррекции психоэмоциональных нарушений обучающихся;

- учебники, художественная и методическая литература

Информационное обеспечение.

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. С этой целью на сайте школы создана страница «Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса».

Этапы реализации программы:

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1 этап - информационно-аналитическая деятельность.

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

1. При переводе учащихся с ограниченными возможностями здоровья на ступень основного общего образования проводится анализ заключений специалистов различного профиля.

2. Проводится собеседование со специалистами школы (педагог-психолог, учителя предметники, классный руководитель и др.) с целью учета особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.

3. Проводится анализ результатов коррекционной работы и динамики развития учащихся с ОВЗ на предыдущем этапе обучения (в начальной школе).

2 этап - организационно-исполнительская деятельность.

Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с трудностями в обучении.

1. При переводе учащихся с ОВЗ на ступень основного общего образования формируется списочный состав групп детей с ОВЗ, с выявленными психологическими трудностями, учащихся, имеющих трудности в усвоении учебной программы.

2. Разрабатываются (корректируются) рабочие программы, программы индивидуального обучения по всем предметам, входящим в учебный план.

3. Для детей, обучающихся по индивидуальной программе, а также с использованием надомной формы обучения назначаются учителя предметники, которые также планируют учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации.

4. Составляются программы для проведения коррекционных занятий.

3 этап - контрольно-диагностическая деятельность

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

1. В течение года все специалисты, работающие с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого ребенка, с учетом созданных условий.

2. Осуществляется оценка и корректировка программ с учетом эффективности проводимых мероприятий.

4 этап - регулятивно-корректировочная деятельность.

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

1. По результатам диагностики в адаптационный период при переходе на ступень основного общего образования, а также с учетом результатов работы на ступени начального общего образования, специалистами предлагаются рекомендации учителям по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ.

2. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:

- административная группа состоит из представителей администрации школы, которая осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует, регулирует работу всех групп;

- социально-педагогическая группа состоит из учителей ступени начального общего образования, учителей-предметников, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и оказывают помощь в проблемных ситуациях;

- профилактическая группа состоит из медицинского работника, учителей физкультуры, руководителя хореографического кружка, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;

- психологическая группа состоит из психолога, классных руководителей, которые осуществляют диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.

Такое взаимодействие обеспечивает:

– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы основного общего образования следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

- Районную психолого-медико-педагогическая консультацию,

- Родительскую общественность;

- ЦДЮТ

Направления работы по реализации программы:

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание программы

I. Диагностическая работа

Цель: обеспечение своевременного выявления учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля и на этапе начального общего образования;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Данные диагностических обследований в начале и в конце учебного года заносятся в индивидуальную карту развития учащегося. Обобщение данных диагностических обследований происходит на совещании при здиректоре. Результатом работы является разработка, реализация индивидуальной коррекционной программы (или маршрута) и контроль ее исполнения, а также анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Дети с трудностями в освоении образовательной программы направляются на обследование в районную ПМПК, с целью определения образовательного маршрута.

II. Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; создание условий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося;

— социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.

III. Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

IV. Информационно-просветительская работа

Цель: организация разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа включает:

- информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным и правовым и другим вопросам;

- психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Взаимодействие субъектов психолого-медико-педагогического и социального сопровождения

Участник сопровождения

Функции

Содержание работы

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Аналитическая

Контролирующая

Координирующая

  1. Координация работы педагогов через проведение консилиума.

  2. Повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, ознакомление с передовым педагогическим опытом.

  3. Создание условий, способствующих благоприятному микроклимату в коллективе педагогов.

  4. Контроль за:

Ведением документации;

Осуществлением диагностического обследования;

Соответствие намеченного плана работы результатам диагностики;

Осуществление учебно-воспитательного процесса

в соответствии с намеченным планом;

Степень готовности детей к школе как резуль-

тат функционирования службы психолого-педагогического сопровождения.

Классный руководитель

Исполнительская

Аналитическая

Организаторская

Диагностическая

Коррекционная

Прогностическая

  1. Диагностика познавательных способностей, развития детей в разных видах деятельности.

  2. Составление планов индивидуального развития ребенка.

  3. Разработка и уточнение образовательных маршрутов.

  4. Организация деятельности детей (познавательной, игровой, трудовой, конструктивной и т.д.).

  5. Создание благоприятного микроклимата в группе.

  6. Создание предметно – развивающей среды.

  7. Коррекционная работа.

  8. Анализ уровня образованности детей.

Педагог-

психолог

Диагностическая

Прогностическая

Организаторская

Коррекционная

Контролирующая

Консультативная

  1. Психологическая диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения.

  2. Составление прогноза развития ребенка, помощь учителю и другим специалистам в планировании работы с детьми.

  3. Анализ микроклимата, стиля взаимодействия, анализ деятельности педагога с точки зрения психологии, взаимодействия специалистов.

  4. Организация предметно – развивающей среды.

  5. Организация системы занятий с детьми по коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы.

  6. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

  7. Контроль деятельности педагогов по организации учебно-воспитательного процесса.

Медицинский работник

Диагностическая

Прогностическая

Контролирующая

Аналитическая

Консультативная

  1. Диагностика состояния здоровья.

  2. Составление прогноза физического развития ребенка (совместно с учителем физкультуры).

  3. Контроль физкультурно - оздоровительной работы.

  4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

  5. Анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительной работы. Анализ состояния здоровья детей.

  6. Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

  7. Отслеживание детей в период адаптации.

Учитель-предметник

Исполнительская

Аналитическая

Организаторская

Диагностическая

Коррекционная

Прогностическая

1.Разработка индивидуальных планов обучения по программам основного общего образования с учетом результатов диагностик, медицинских показаний, рекомендаций ПМПК, ИПР, ВКК с учащимися, которые находятся на индивидуальной форме обучения

2. Осуществление коррекционной направленности учебных занятий с учащимися, которые находятся на индивидуальной форме обучения

3. Внесение корректив в планы индивидуальной коррекционной работы с учащимися, которые не успевают по учебным предметам

4. Построение учебных занятий с учетом работы с учащимися, имеющими низкую познавательную и учебную мотивацию, ОВЗ

Семья

Комплиментарная

Равноправные члены системы психолого-педагогического сопровождения.

Активное взаимодействие.


Планирование диагностической работы

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить

состояние

физического

и психического здоровья

детей.

Выявление состояния

физического и

психического

здоровья детей.

Изучение истории

развития ребенка,

беседа с родителями,

наблюдение

классного

руководителя

Сентябрь

Классный руководитель, медицинский работник

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика

для выявления

детей с ОВЗ

Создание базы данных

обучающихся,

нуждающихся в

специализированной

помощи

Наблюдения, психологические занятия;

анкетирование родителей,

беседы с

педагогами

Сентябрь

Педагог-психолог

Углубленная

диагностика

детей с ОВЗ

Получение

объективных

сведений об

обучающихся на

основании

обследования

актуального уровня

психического и

речевого развития,

определение зоны

ближайшего

развития.

Диагностирование

Заполнение

диагностических

карт

Сентябрь- октябрь

Педагог-психолог

Проанализиро-вать

причины

возникновения

трудностей в

обучении.

Выявить

резервные

возможности

Выбор

индивидуальной

образовательной

траектории для

решения имеющихся

проблем


Составление

карт индивидуальной работы

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Социально-педагогическая диагностика

Определить

уровень

организован

ности

ребенка;

уровень

знаний по

предметам

Получение

объективной

информации об

организованности

ребенка, его умении

учиться, уровне

знаний по предметам,

о мотивации учебной

деятельности,

трудностях в

овладении новым

материалом,

особенностях

личности,

эмоционально-

волевой сфере, соблюдении правил

поведения в обществе, о

взаимоотношениях с

коллективом, о

нарушениях в поведении, уровне

притязаний и самооценке.

Посещение семьи

ребенка,

наблюдение за

ребенком в

различных видах

деятельности,

изучение работ

ученика,

анкетирование по

выявлению школьных

трудностей, беседа с родителями и

учителями-

предметниками.

Анкета для

родителей и

учителей.

Составление

психолог-

педагогической

характеристики.

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог, классный руководитель


Планирование коррекционно-развивающей работы

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить

педагогичес-

кое

сопровожде-

ние детей с

ОВЗ

Планы, программы


Осуществление психолого-

педагогического мониторинга

достижений школьника.

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ

коррекционных методик, методов и приёмов обучения в

соответствии с его особыми

образовательными потребностями;

социальная защита ребёнка в

случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих

обстоятельствах.

В течении учебного года

Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители

Обеспечить

психологиче

ское

сопровожде-

ние детей с

ОВЗ

Позитивная динамика

развиваемых

параметров


Организация и проведение

психологом индивидуальных и

групповых коррекционно-развивающих занятий,

необходимых для преодоления

нарушений развития и трудностей обучения.

В течении учебного года

Педагог-психолог

Лечебно – профилактическая работа

Создание

условий для

сохранения

и

укрепления

здоровья

обучающихся с ОВЗ

Позитивная динамика

развиваемых

параметров

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесбере- гающих технологий в

образовательный процесс

Организация и проведение

мероприятий, направленных

на сохранение, профилактику

здоровья и формирование

навыков здорового и безопасного образа жизни.

В течении учебного года

Медицинский работник, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители


Планирование консультационной работы

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные

Консультиро-

вание

педагогичес-

ких

работников

по выбору

индивидуаль

но

ориентирова

нных

методов

приёмов

работы

обучающимся с ОВЗ

Рекомендации,

приёмы, упражнения

и др. материалы.

Индивидуальные, групповые

и тематические

консультации, психолого-педагогические консилиумы

В течении года

Педагог-психолог

Консультиро

вание

обучающихся по

выявленным

проблемам,

оказание

превентивной помощи

Рекомендации,

приёмы, упражнения

и др. материалы.


Индивидуальные,

групповые, тематические

консультации, тренинги

В течении года

Педагог-психолог

Консультиро

вание

родителей

по вопросам

выбора

стратегии

воспитания

и приёмов

коррекцион-

ного

обучения

ребёнка с

ОВЗ

Рекомендации,

приёмы, упражнения

и др. материалы.

Индивидуальные, групповые,

тематические консультации, родительские собрания

В течении года

Педагог-психолог


Планирование информационно-просветительской работы

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования детей с ОВЗ со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные

Информирова-ние

родителей

(законных

представите-

лей) по

медицинским,

социальным,

правовым и

другим

вопросам

Организация работы

семинаров,

родительских

собраний, тренингов

и др.

Информационные

мероприятия (лекции, беседы,

информационные стенды,

печатные материалы,

информационные

материалы на сайте школы

по разъяснению индивидуально- типологичес-ких особенностей детей с ОВЗ)

В течении учебного года

Педагог-психолог, заместитель директора по УВР , классные руководители

Психолого-

педагогическое

просвещение

педагогических

работников

по вопросам

развития,

обучения и

воспитания

детей с ОВЗ

Организация

методических

мероприятий

Информационные

мероприятия (лекции,

беседы, информационные стенды, печатные материалы).


В течении учебного года

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог


План индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы

  1. Работа с обучающимися с задержкой психического развития

Цель: проведение коррекционной и реабилитационной работы с учащимися среднего школьного возраста с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, осуществления индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Основные направления психокоррекционных занятий (осуществляется педагогом-психологом):

5 класс:

- Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, мышление, пространственные представления, зрительно-двигательная координация, речь);

- Развитие эмоционально-волевой сферы (Общение, взаимодействие самооценка, эмоции, эмоциональные состояния).

6-7 классы:

- Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

- Развитие умения слушать других людей;

- Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

- Обучения способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

- Формирование позитивной моральной позиции;

- Расширение знаний о профессиях.

8-9 классы:

- Снятие эмоционального напряжения

- Развитие навыков общения

- Развитие навыков взаимодействия

- Развитие способности к саморефлексии

- Развитие эмпатии

- Развитие эмоциональной выразительности

- Формирование умения контролировать свои эмоции

- Повышение самооценки

- Социальная адаптация

- Расширение знаний о профессиях, профессиональном определении и личностном развитии.

Основные направления социально-педагогической коррекции (осуществляется классным руководителем, учителями-предметниками) :

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения, включающую противоалкогольное и другое обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя, наркотикам и табаку;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.

  1. Работа с обучающимися с легкой умственной отсталостью (осуществляется педагогом-психологом)

Цель: создание условий, способствующих освоению детьми с лёгкой умственной отсталостью основной образовательной программы основного общего образования; осуществление индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощи детям с лёгкой умственной отсталостью; коррекция недостатков познавательной и эмоционально- волевой, личностной сферы обучающихся

Планирование работы с обучающимися

Направление

Методика

программа

Класс

Цель

Сроки

Диагностика

«Анкета оценки школьной мотивации и адаптации»

Н.Г.Лусканова

5-6кл

Изучение уровня школьной мотивации

сентябрь

Методика «Дерево»

5-6кл

7-9кл

Изучение уровня эмоционального комфорта в классе

октябрь

Методика

«Социометрия» Морено

5-6кл

7-9кл

Изучение

социометрического

статуса

ноябрь

Методика «Цветные матрицы Равена»

5-9 кл

Изучение уровня эмоционального контакта с

учителем

ноябрь


февраль

«Шкала тревожности»

Опросники

личности Кэттела А.М. Прихожан

Методика «САН»

5 кл


6-8кл

9кл

Изучение эмоциональной сферы особенностей

Декабрь

февраль


апрель


Ю.Л.Ханина




«Опросник Басса-

Дарки»

8 кл

Изучение уровня

агрессии

декабрь

Методика «Уровень тревожности»

Кондаш

5-6кл

Изучение уровня школьной

тревожности

март

Методика «Дерево»

5-6кл

Итоговая

диагностика эмоционального благополучия

май

Опросник «Мои интересы и

склонности»

9кл

Профориентационная работа

май

Коррекцион ная работа

Адаптированная программа развития эмоционально-

личностной сферы у

умственно отсталых подростков.

5-9кл


Развитие и коррекция

эмоционально- личностной

сферы

Февраль-март

Программа общения для подростков


7-8кл

Развитие и коррекция

коммуникативной сферы, поведения,

Сентябрь- май

Консульти-рование


5-9 кл

Учителя, родители (по личным вопросам

воспитания и обучения

В течение года

Информаци онно-прос- ветительс- кая

Беседы

«Как вести себя в школе»

«Мои внутренние враги и друзья»

«Как найти друзей»

«Как общаться с родителями»

«Как бороться с ленью»

«Вредные привычки»

5-6кл




7-9кл

Профилактика негативных

явлений в

детской среде

В течении учебного года


Родительские собрания

«Психологические особенности

развития детей»

«Как помочь детям учиться лучше»

«Мой особенный ребенок»

5-6кл







7-9кл

Информирование и профилактика трудностей

В течение года

Оформление

информационного стенда в школе, посвященного

сохранению и укреплению психического

здоровья школьников


Разработка памяток- рекомендаций для родителей



В течении учебного года


  1. Работа с обучающимися с социальной дезадаптацией

Цель: развитие социальной активности обучающихся, побуждение и привитие интереса к себе и окружающим; обучение саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлению правильного выбора форм поведения; привитие уважения к членам коллектива, помощь в обретении социального статуса; оптимизация положительный опыта обучающегося, нивелирование опыта девиантного поведения; создание и закрепление позитивных образцов поведения.

Тематика занятий (реализуется педагогом-психологом):

  1. Представление об уверенном, неуверенном, грубом поведении.

  2. Мой дневник. Что я хочу рассказать другим о себе. Невербальные формы уверенного, неуверенного грубого поведения.

  3. Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.

  4. Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ в ее выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу.

  5. Я в своих глазах и глазах других людей.

  6. Обида.

  7. Как справиться с раздражением, плохим настроением.

  8. Наши чувства, желания, настроения. "Стоп! Подумай! Действуй!"

  9. Победи своего дракона!

  10. Звездная карта всей жизни. Вручение телеграмм. Контракт с самим собой.

  1. Работа с учащимися имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы (реализуется педагогом-психологом)

Цель: адаптация к жизни во взрослом обществе, формирование уверенности в себе и в успешном поведении, приобретение практических навыков в общении, развитие эмоционально - волевой сферы.

План работы с обучающимися

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностика

-Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина);

Тест «Автопортрет» — проективная методика, дающая представление о личности;

Тест «Несуществующее животное» — проективная методика, дающая представление о личности;

Тест «Рука» — проективная методика, выявляющая уровень агрессивности подростка;

Тест на выявление акцентуации характера— характера по Шмишеку.

Сентябрь, декабрь, май

Педагог-психолог

Упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость.

Октябрь

Педагог-психолог

Упражнение «Пальчики-мордашки».

Ноябрь

Педагог-психолог

Коррекция эмоционально - волевой сферы с помощью игровых упражнений формирование правил поведения . позволяющих добиться успеха в общении с людьми.

Ноябрь

Педагог-психолог

Осознание себя, определение своего типа с помощью психогеометрического теста

Декабрь

Педагог-психолог

Осознание важности восприятия своего «Я» со всеми преимуществами и недостатками

Январь

Педагог-психолог

Определение способа реагирования на конфликтную ситуацию, выявление тенденции взаимоотношений в трудных ситуациях.

Февраль

Педагог-психолог

Приобретение психологических навыков, которые способствуют взаимопониманию.

Февраль

Педагог-психолог

Продемонстрировать значение чувств в нашей жизни, необходимость их проявления для формирования дружеских взаимоотношений.


Март

Педагог-психолог

Как бороться со стрессом


Март

Педагог-психолог

Обучение приемам релаксации


Апрель

Педагог-психолог

Как управлять негативными эмоциями

Апрель

Педагог-психолог

Эмоции и поведение


Май

Педагог-психолог


  1. Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению

Цель: создание условий для целостной систематической работы со слабоуспевающими учащимися, повышение их уровня обученности и обучаемости; организация работы педагогического коллектива школы, в направлении на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

План работы с обучающимися

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Формирование списка учащихся, имеющих низкую мотивацию

Май, сентябрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Составление списка учащихся по классам, заполнение диагностических карт и педагогических характеристик на учащихся

сентябрь

Классные руководители, педагог-психолог

Проведение инструктивно-методического совещания по вопросу создания условий обучения учащихся данной категории

сентябрь

Администрация

Проведение психологической диагностики по выявлению причин низкой мотивации к обучению и низкой успеваемости учащихся

сентябрь, апрель

Педагог-психолог

Организации системы дополнительных занятий

в течение года

Учителя-предметники

Организация досуга учащихся в каникулы

в течение года

Классные руководители

Контроль администрации за посещаемостью учащимися уроков, дополнительных занятий

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Индивидуальные беседы с учащимися, классными руководителями и учителями по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала

По мере необходимости

Педагог-психолог

Обеспечение дифференцированного подхода при организации контроля усвоения знаний учащимися по отдельным темам

Персональный контроль

Учителя –предметники

Контроль за системой работы учителя проверкой рабочих и контрольных тетрадей и работой над ошибками

В течение года

Заместитель директора по УВР, руководители МО,

Контроль за работой классных руководителей и учителей с дневниками учащихся по вопросу своевременного доведения до сведения родителей результатов обучения учащихся

В течение года

Заместитель директора по УВР

Организация педагогических консилиумов с целью выявления проблем неуспеваемости учащихся и определение перспектив работы с ними

По плану

Педагог-психолог

Посещение уроков учителей для изучения работы учителя на уроке со слабоуспевающими учащимися

По плану

Заместитель директора по УВР

Подготовка рекомендаций для учителей и классных руководителей по работе с учащимися данной категории

Тесты, программы

Педагог-психолог

Обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа

В течение года

Учителя

Организация досуга учащихся в рамках работы школы

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

Привлечение учащихся к участию в общешкольных и общеклассных мероприятиях

В течение года

Классные руководители

Проведение профориентационной работы с учащимися

Май

Педагог-психолог, классные руководители

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата

В течение года

Педагог-психолог сихолог, классные руководители

Проведение тематических классных часов

По плану

Классные руководители

Тренинг «Снижение уровня тревожности у подростков»

По плану

Педагог-психолог

Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе

В течение года

Педагог-психолог

Организация работы психолога с родителями по устранению причин неуспеваемости и прогулов учащихся

По мере необходимости

Педагог-психолог, классные руководители

Организация встречи родителей с учителями в рамках работы совета профилактики правонарушений

По плану

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Отработка тематики бесед с родителями учащихся по воспитанию детей

По плану

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Привлечение родительских комитетов школы и класса к сотрудничеству с педагогическим коллективом школы по разрешению проблем воспитания детей

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители


  1. Работа с учащимися, имеющими нарушения в поведении (осуществляется педагогом-психологом)

Цель: коррекция отклоняющегося поведения с опорой на позитивные ресурсы и личностный потенциал формирование активного самосознания и навыков волевой саморегуляции обучающегося, развитие рефлексии формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале и современном мире профессий.

План работы с обучающимися

Категория учащихся

Задачи сопровождения

Формы занятий

Формат проведения

5 – 7 классы

Создание условий для развития способности принимать конструктивные групповые решения, умения учитывать различные мнения и прогнозировать то, как личные реше­ния могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Развитие жизненно необходимых навыков (общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).

Сплочение участников.

Снятие эмоционального напряжения, активизация самораскрытия и самовыражения участников.

Создание условий для развития способности нестандартно, творчески решать различные задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

«Творческая мастерская»

Студийная форма

«Тренинг жизненных навыков»

4 раза в год

«Творческая мастерская»

Студийная форма

«Тренинг жизненных навыков»

Один раз в полугодие

Цикл психологических игр

Один раз в четверть

8 – 9 классы

Моделирование будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей.

Создание условий для развития навыков саморефлексии, понимания своего характера, своих достоинств, недостатков и желаний, стилей группового взаимодействия.

Создание условий для выражения неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний с помощью методов арт-терапии. Снятие эмоционального напряжения.

Снятие эмоционального напряжения, активизация самораскрытия и самовыражения участников.

Цикл психологических игр

Один раз в четверть

«Творческая мастерская»

Студийная форма

«Тренинг жизненных навыков»

Один раз в полугодие

профориентация

Один раз в четверть


Описание содержания занятий

Форма занятия

Цель

Задачи

Пиихопрофилак-тические занятия с использованием методов арт-терапии

«Творческая Мастерская»


Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие, способствующее социальной адаптации детей «группы риска».


Коррекция имеющихся у детей и подростков поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных и тревожных реакций, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.

Формирование у участников арт-терапевтической группы положительной самооценки, реализация их творческого потенциала.

Развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций.

Психопрофилактические занятия

«Тренинг жизненных навыков»


Развитие у подростков со сложностями социальной адаптации жизненно-необходимых навыков через взаимодействие с социально-адаптированными сверстниками (методами экстремально-приключенческих игр)

Раскрытие и развитие личностных ресурсов подростков (эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности).

Развитие жизненно необходимых навыков (навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).

Формирование ценностного отношения к себе, другим людям, своему здоровью, жизни, жизненным ценностям и целям.

Осознание подростками установленных правил, принятие ответственности за их нарушение.

Создание условий для развития способности принимать конструктивные групповые решения, умения учитывать различные мнения и прогнозировать то, как личные реше­ния могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Цикл психологичес-

ких игр

Формирование активной, творческой позиции в отношении жизни

Формирование способности к совершению поступков — поведенческих проявлений, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целями, смыслами и ценностями

Формирование умения осознанно планировать свои действия исходя из поставленных целей и системы ценностей. Гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемого исходя из внешних условий и внутреннего отношения

Развитие способности регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач (умение не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы

Занятия по профессиональ-ной ориентации и профессиональ-ному самоопределению


Формирование у старшеклассников навыков в исследовании своих профессиональных склонностей и определении жизненных позиций.


Содействие формированию у учащихся навыков в исследовании своих профессиональных склонностей и определении жизненных позиций.

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Содействие формированию умения и готовности проводить выбор, способности к переориентации в случае ошибочного выбора.

Оказание учащимся психологической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.


Планируемые результаты коррекционной работы

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования планируемые результаты коррекционной работы формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (УУД):

- личностные

- регулятивные

- коммуникативные

- познавательные.

В разделе «Программа коррекционной работы» не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не является задачей коррекционной работы.

Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД формулируются только на уровне «обучающийся сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную коррекционную помощь. Однако, следует также учитывать, что планируемые результаты коррекционной работы сформулированы в обобщённом виде, вследствие чего некоторые обучающиеся с ОВЗ в зависимости от индивидуальных особенностей имеющихся нарушений могут не достигнуть планируемых результатов в полном объёме.

Планируемые личностные результаты.

Обучающийся будет или сможет:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- при помощи педагога или самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; принимать посильное участие (в пределах возрастных и индивидуальных возможностей) в общественной жизни класса и школы (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

- придерживаться (в некоторых случаях при помощи педагога) норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- при помощи педагога или самостоятельно строить жизненные планы с учётом конкретной ситуации и собственных индивидуальных возможностей и склонностей;

- при помощи педагога или самостоятельно выбирать профильное образование для дальнейшего обучения;

- с помощью педагога ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в различных аспектах школьной жизни на основе их анализа;

- давать оценку результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогом;

- осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью педагога;

- принимать и придерживаться традиционных ценностных ориентаций (семьи, природы, своей страны, здорового образа жизни, уважительного отношения к окружающим людям).

Планируемые регулятивные результаты.

Обучающийся будет или сможет:

- с помощью педагога или самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее оптимальные способы решения учебных и познавательных задач;

- самостоятельно или с помощью педагога выбирать приоритетные цели;

- под руководством педагога или самостоятельно координировать свои действия с

планируемыми результатами, контролировать ход выполняемой деятельности, выбирать способы действий, исходя из имеющихся условий и требований, корректировать действия при изменении ситуации;

- с помощью педагога или самостоятельно оценивать собственные возможности при выполнении учебной задачи, правильность её выполнения;

- самостоятельно или под руководством педагога принимать решения в учебной и внеучебной деятельности;

- делать простейший прогноз будущих событий и развития выполняемой деятельности самостоятельно или под руководством педагога;

- прогнозировать и контролировать временные рамки выполнения учебной и внеучебной деятельности самостоятельно или с помощью педагога;

- существлять самоконтроль и самооценку на индивидуально доступном уровне.

Планируемые коммуникативные результаты.

Обучающийся будет или сможет:

- вступать в учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителями (в паре, в группе) на индивидуально доступном уровне;

- регулировать самостоятельно или при участии педагога конфликтные ситуации посредством учёта интересов сторон и поиска компромисса;

- аргументированно отстаивать своё мнение самостоятельно или под руководством педагога;

- согласно индивидуальным возможностям формировать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- сознательно использовать устную и письменную речь в учебно-познавательной деятельности, для общения, выражения собственных мыслей, чувств, идей на индивидуально доступном уровне самостоятельно или при помощи педагога;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь как регулятор планирования, осуществления и коррекции деятельности самостоятельно или под руководством педагога;

- участвовать в диалоге, в групповом обсуждении при совместной деятельности на индивидуально доступном уровне.

Планируемые познавательные результаты.

Обучающийся будет или сможет:

- самостоятельно или с помощью педагога определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- самостоятельно или под руководством педагога создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;

- использовать навык смыслового чтения на индивидуально доступном уровне, применять основы ознакомительного, поискового чтения;

- проводить простейшие наблюдения по плану и простейшие эксперименты под руководством учителя;

- самостоятельно или под руководством педагога объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

- самостоятельно или при помощи педагога осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- на индивидуально доступном уровне адекватно воспринимать переносный смысл выражений, пословиц, метафор, применяя образные обороты речи;

- самостоятельно или при помощи педагога работать с текстом, выявляя его структуру, главную идею, тему, последовательность событий и причинно- следственные связи;

- на индивидуально доступном уровне принимать участие в проектно- исследовательской деятельности самостоятельно или под руководством педагога.

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

- динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);

- увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ОВЗ ;

- сравнительная характеристика данных педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения






















Список использованных источников

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.

  2. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

  3. Коменский, Я. Л., Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития школьников / Я. Л. Коменский, Е. А. Панько. – М, 2004. – 17с.

  4. Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002

  5. Пономаренко, Л. П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Л. П. Пономаренко. – О.: Астра-Принт, 1999. – 198с.

  6. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8- 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2006. – 288с.

  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.

  8. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.






.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования

Автор: Чешковская Наталья Петровна

Дата: 17.07.2019

Номер свидетельства: 516853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа коррекционной работы для учащихся 1-2 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-korriektsionnoi-raboty-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "227153"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440613696"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Роль работы педагога-психолога при работе с детьми имеющими"
    ["seo_title"] => string(61) "rolrabotypiedaghoghapsikhologhaprirabotiesdietmiimieiushchimi"
    ["file_id"] => string(6) "271625"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451719088"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства