Внеклассное мероприятие:
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Цели:
Цели мероприятия
1. Воспитывать у детей доброе бережное отношение к животным.
2. Развивать у учащихся нравственные чувства — сопереживание, доброту, ответственность за свои поступки. Развивать у учащихся умение рассуждать. Формировать у школьников доброту, милосердие, как важнейшую нравственную ценность
Обогащать эмоциональный мир детей нравственными переживаниями.
ПОДГОТОВКА, Оформление:
1. Классный руководитель адаптирует текст рассказа Л. Г. Алешиной «За что?. . » для своего класса.
2. В классе ученики оформляют выставку рисунков на тему «Наши любимые животные».
3. Классный руководитель и учащиеся подбирают фотографии домашних питомцев.
4. Один из учеников учит наизусть стихотворение АЛ. Бар - то «Уехали».
5. книжная выставка «Про братьев наших меньших»;
6. детские песни о домашних животных;
7. сочинения о своих питомцах
8. рисунки «Мой четвероногий друг»
Класс оформлен рисунками детей на тему «Наши любимые животные». На доске написана тема мероприятия, подготовлена выставка фотографий животных, живущих у учащихся дома. Перед началом мероприятия дети рассматривают выставку фотографий и рисунков.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий:
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Дорогие ребята! Тема нашей беседы очень важная и серьезная — «Мы в ответе за тех, кого приручили». Слова, которые помогли обозначить тему, сказал один известный французский писатель. Как вы думаете, к кому они относятся?
Дети отвечают.
Верно, они сказаны по отношению к людям, которые приучают живых существ, например, ЖИВОТНЫХ. А как вы думаете, что значит «приручить»?
Дети дают ответы.
В Словаре русского языка СИ. Ожегова говорится о том, «приручить» — значит сделать ручным, послушным. Веет; ли люди понимают ответственность за прирученных животных «Мы в ответе за тех, кого приручили!».
Но все ли мы понимаем смысл этих слов?
А задумывались ли Вы когда – нибудь, какая судьба ждёт животное, домом которого стала улица?! Вы проходите мимо них каждый день. Вам кажется, что эти грязные, голодные животные портят своим видом облик нашего села. Но ведь они не виноваты!
Каждый из них, появляясь на свет весёлым и неуклюжим, вряд ли догадывался, какая незавидная судьба его ждёт…
Они замерзают холодными зимами, их сбивают машины, на них ставят опыты и учатся студенты, их убивают живодёры. За что они так страдают???
Их бросают на дорогах или оставляют на автобусных и железнодорожных вокзалах. В эти глаза нельзя смотреть без слёз! Это очень умные глаза, в которых можно увидеть и радость, и боль…
Люди, оглянитесь вокруг! Что же мы делаем? Ведь собаки наши верные друзья! Зачем и за что мы приносим им столько страданий и боли?!
Ребята, сегодня мы поговорим о домашних животных, о том, что они имеют право на жизнь, милосердие, нормальные условия существования.
Послушайте внимательно рассказ Людмилы Алешиной «За что?. . ».
Семье Петровых дали новую квартиру. В доме все зашумело, заволновалось, задвигалось. Было беспорядочно, суматошно и радостно. Старые вещи увозили в комиссионный магазин, книги и посуду складывали в большие картонные коробки. Хозяйка приносила домой пакеты, и глаза ее сияли от восторга.
Особенно суетился рыжий мохнатый пес Топс. Он не знал, что такое новая квартира, но своим преданным собачьим сердцем понимал, что хозяева счастливы, и ликовал. Когда приходил хозяин, Топе весело прыгал, тащил ему домашние туфли и ждал, когда хозяин после обеда ляжет на диван с газетой, а Топс, как обычно, устроится у его ног и будет иногда дотрагиваться лапой до газеты, чтобы заглянуть в глаза хозяину. Правда, теперь хозяин почти не лежал после обеда. Хозяйка своим резким и громким голосом все время ему приказывала. И он что - то двигал, заворачивал, перевязывал.
Топс стал замечать, что с хозяином творится что - то неладное. Он отводит глаза от Топса! Почему? Хозяин чувствует себя виноватым перед ним? В чем может быть виноват этот мягкий, ласковый человек?
Топс не подозревал, что хозяйка решила не брать его в новую квартиру. Поэтому хозяин хочет продать собаку. Но Топс не был, как говорится, чистых кровей, и его никто не покупал. Свезти в деревню, откуда Петров привез его щенком, он не мог. Времени не было. И он согласился с женой — оставить собаку в старом дворе. . . возьмет же кто - нибудь! Топс не знал, что любящий его человек готов совершить вероломство, и по - прежнему заглядывал ему в глаза и безмолвно спрашивал, что произошло.
В день выезда, когда вещи были погружены, Топе стоял у ворот и ждал, что его хозяева сядут в машину, окликнут его, как это было всегда, когда они уезжали на дачу, и он поедет с ними. Но хозяева сели, машина тронулась, а Топс остался у ворот, его не позвали. Он побежал за машиной, подал голос, хозяева даже не оглянулись. Топс повернул к дому, вошел в пустую квартиру и стал ждать. Немного спустя снова выбежал на улицу. . . и опять вернулся в квартиру. Он обошел все уголки. Никого. Пусто и тихо.
Уже несколько дней подряд люди выезжали из старого дома, предназначенного на слом.
Топс остался один. Уныло бродил по двору, подбирая объедки случайно найденной пищи. В его собачьем сердце жила бесконечная тоска по близкому человеку и теплому уюту жилища. Когда засыпал, он видел во сне прежнюю жизнь, ласковые глаза хозяина, слышал его голос. Он звал его: «Топс!» Топс просыпался, искал в коридоре, кухне. . . и снова ждал и надеялся. А над его головой что - то гремело и грохотало. (Начали ломать старый дом. ) Пес побрел в пустую квартиру, лег на то место, где стоял старый диван хозяина, лизнул пол, где стояли его домашние туфли. Он даже протянул лапу, как прежде, чтобы тронуть газету и заглянуть в глаза хозяину. Но его лапа прикоснулась к пустоте. Топс глубоко вздохнул и закрыл глаза.
Вдруг над его головой раздался страшный треск. Что - то упало на него, ударило лапу. Топс попытался встать. Идти было трудно, лапа не слушалась. Опять что - то грохнуло и придавило его. Боль охватила все тело, двинуться он не мог.
Истекая, кровью, Топс потянул носом и сквозь запах пыли и грязи услышал любимый запах ласковой руки, хозяина. Тут что - то огромное свалилось на голову Топса, и его воспоминания и страдания кончились. . .
А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью.
Ребята, какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Дети отвечают.
Давайте немного поразмышляем над услышанным.
Опишите своими словами, какой был Топс?
Почему автор рассказа называет сердце Топса «преданным»? Можно ли сказать, что Петровы приручили Топса Почему?
Как вы думаете, почему хозяева не взяли Топса в новую квартиру?
Понимал ли хозяин свою ответственность за судьбу Топса? Почему вы так думаете?
Какие слова из текса показывают, что хозяину было стыдно перед Топсом?
Можем ли мы осудить поступок хозяина? Почему?
Какими словами можно охарактеризовать поступок хозяев?
Как вы считаете, вспоминал ли потом Топса хозяин? Почему?
Что бы вы сделали на месте хозяина?
Какое чувство у вас вызвал конец рассказа: «А в новом доме, среди полированной мебели и хрустальных ваз и бокалов, веселились люди, праздновали новоселье, поздравляли гостеприимных хозяев, восхищались их дружбой и преданностью»?
Почему рассказ называется «За что?. . »?
Встречали ли вы во дворах брошенных собак?
Какие чувства они у вас вызывают?
Ребята, когда я читала рассказ, то чувствовала, что вы очень переживали за Топса. Мне кажется, что вы бы никогда не поступили так бездушно и безответственно, как это сделали Петровы. Я знаю, что у многих из вас дома есть животные, которых вы приручили. На своих рисунках вы изобразили их с большой любовью. Скажите несколько добрых слов о своих питомцах.
Ученики с теплотой рассказывают о своих домашних животных.
Всякое случается в нашей жизни: можно о чем - то забыть, что - то сделать не так. Но всегда надо стараться исправить свою ошибку, быть ответственным за свой поступок. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Уехали». . Послушайте стихотворение Агнии Барто «Уехали».
Стихотворение читает один из учащихся класса.
Ученик
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он ласков был и неуклюж
И с аппетитом пил из луж.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес...
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.
Он был один в саду пустом.
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нем,
Вернулись с полпути,
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Классный руководитель. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети отвечают.
Ученик: Беспомощный щенок худой
Скулил у моего порога
Я принесла его домой,
Дала поесть немного
Хотела отнести назад,
Но сердце екнуло несмело,
Поймала я собачий взгляд,
И молнией пронзило тело.
Наверно правду говорят:
«Ты друга за версту узнаешь».
Один лишь только нужен взгляд
И ты поверишь и оттаешь.
«Ну что ж дружок, уговорил», -
Прижав его, я прошептала.
А он от радости скулил,
Собачье сердце ликовало.
Ведущий: А сейчас небольшая историческая справка. Собаки домашние, млекопитающие, семейство псовых. Распространены по всему земному шару. Произошли от волка. Одомашнены в каменном веке. Создано свыше 400 пород собак, различающихся размерами, телосложением, шерстным покровом, окрасом, поведением. У них тонкий слух, острое зрение, развитое обоняние. Они хорошо бегают, прыгают, плавают. Современные породы собак делят на 3 группы: охотничьи собаки, служебные и декоративные (комнатные).
Просмотр презентации о породах собак.
Собака - бесценный помощник. Она способна делать многое и многое. А в некоторых видах служб просто не имеет себе равных. Они и спасатели, и музыканты, и артисты, и пожарные, и охотники и т. д. Сенбернар по кличке Барри спас в Альпах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся в пути.
Просмотр презентации Собака – помощник человека.
Ученик(1): Спешит могучий сенбернар
К вершине перевала
Там снежный прогремел обвал,
Метель отбушевала.
На помощь человек зовет
Он там погибнуть может.
Но сенбернар его найдет
В беде ему поможет.
Ученик(2): Вот таежная ищейка:
Лишь зверька отыщет след,
И ему в любой лазейке
От нее не скрыться, нет!
А у кедра вдруг залает,
Стойку сделает она,
И уже охотник знает-
Белка ей вверху видна.
Ученик(3): Зал аплодирует, хохочет:
- Что за прыжки! Что за повадки!
В награду – сахара кусочек,
Но труд артиста-
Ох, несладкий!
Ведущий: Собаки-пожарные работают вместе с людьми на пожаре. Собаки – таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, они находят наркотики. Собаки-водолазы спасают утопающих. Они прекрасно ныряют, прыгают в воду с любой высоты, способны бережно доставить на берег попавшего в беду. Собаки-доноры могут стать донором для другой собаки, если той необходимо переливание крови. Собака-доктор снимает нервное напряжение, недаром есть такое выражение: кто имеет пса, тот здоров душой. Собаки-космонавты: Белка и Стрелка были первыми космонавтами, которые совершили полет в космос.
Итак, собаки приносят человеку огромную пользу. Человек обязан заботиться о своих питомцах - собаках, не оставлять их на произвол судьбы.
(Звучит отрывок из песни «Собака бывает кусачей».)
Мы в ответе за тех, кого приручили. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак, которые опасны в стае и могут быть переносчиками инфекционных болезней. Бездомных животных создали мы - люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Ученик: На асфальте сидит дворняга,
В клочьях шерсть, и в глазах печаль,
Солнце жжёт, хочет пить бедняга…
Но прохожим его не жаль
Все в заботах своих погрязли,
Да и я-то сама, как все.
Дома лают свои собаки,
Плачет сердце об этом псе
Да была б я побогаче,
Забрала тебя с собой,
Это горе твоё собачье
Отняло у меня покой
Мне глаза твои снятся ночью,
Что помочь тебе не смогла…
Не вмешалась с судьбу собачью,
Пожалела, но не взяла.
- Да, а ведь домашние животные служат нам верой и правдой. . Ребята, а вы знаете, сколько бездомных животных на улицах? Сколько погибло их от голода и холода? Посмотрите в их глаза! Это фотографии бездомных животных.
(Идут слайды с бездомными животными, звучит грустная музыка)
- Каждый день мы спешим по своим делам и постоянно сталкиваемся с ними. Они голодные лежат на асфальте, мокрые сидят на остановках, исхудавшие тычутся носом в какие-то фантики и крошки, в поисках еды.
- А мы продолжаем спешить по своим делам. Иногда останавливаемся, чтобы посочувствовать и купить сосиску несчастному бездомному псу, испытующе заглядывающему в наши глаза...
- Грустим, смотрим, как жадно он проглатывает еду, и бежим дальше. У всех нас есть дела поважнее. Как больно, как жалко видеть бездомных животных, выброшенных на улицу прежними хозяевами. Но для бездомного пса прогнавший его всегда остается хозяином, ему навсегда отданы верность и привязанность. В сердце животного нет места злости, обиде, злопамятности.
Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда - нибудь видели столько печали?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех.
Вы за ней двери дома закрыли?
А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
Ведущий: А сейчас предлагаем вам посмотреть небольшую сценку под названием «Грустный щенок Кузя». (Участниками инсценировки являются школьники 1-4 классов.)
Сценка «Грустный щенок Кузя»
Кузя: Какое солнышко теплое!
И утро чудесное! А мне грустно…
А почему – сейчас поймете.
Я об этом песенку сочинил.
(Поет песенку.)
Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали – только всего.
А беда в том, что я не очень красивый… Вернее, совсем не красивый. Какой-то разноцветный… Лохматый… Но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили… Почесали мне за ушком… Просто позвали: «Кузя!» Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень-очень буду любить.
(Появляется девочка. Кузя сначала настораживается, затем тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки.)
Мама: Ты что? С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился! Может, он бешеный? Идем отсюда скорей! (Тащит девочку за руку.)
Кузя (с отчаянием): Я не оскалился! Это я улыбаюсь. И я никого никогда не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите!
(Появляется мальчик с фотоаппаратом.)
Мальчик: Ах какой смешной пес! Сейчас я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда! Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься. Ну-ка, стой! (Щелкает затвором.)
(Подходит мама мальчика.)
Мама (недовольно): Нашел кого снимать! Бродячего пса! Фу!
Мальчик: Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он все понимает. Возьмем его?
Мама: Кого? Этого страшилу?
Мальчик: Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают: одно ушко вверх, другое вниз …
Мама: Вот именно. Беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе породистого щенка с медалью.
Мальчик: Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого.
Мама: Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идем! (Тащит за собой упирающегося мальчика.)
Голос из-за кулис: Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются: их вырастить, выучить надо. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте!
Мама: А вы чего ввязываетесь в наш разговор?
Голос из-за кулис: Да, трудный случай! Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше! Не просит, чтобы его взяли.
Кузя (тяжело вздыхая): А зачем? Все равно я никому не нужен … Никому!
(Появляется слепой старик, которого ведет за руку внук.)
Внук: Садись, дедушка, отдохни на скамейке. (Внук замечает Кузю.) Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?
Кузя (обреченно): Я ничей …
Внук: Дедушка, слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста!
Дедушка: А уроки когда делать будешь? Тебе со мной хлопот хватает … Эх, и жалко-то ведь и щенка-то!
Кузя: Возьмите меня! И вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.
Дедушка: Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес, красивый, умный! Ну раз ты ничей – будешь нашим! Вот ведь как получилось: из дома вышли вдвоем, а вернемся втроем. (Гладит Кузю.) Ты будешь верным другом, я знаю. (Кузя заливается счастливым лаем.)
(Звучит песня «Преданней собаки нету существа» из к/ф «Приключения Электроника».)
Просмотр презентации Уход за собакой.
Чтение отрывков из сочинений о своих питомцах.
звучит песня «Котёнок» (Слова и музыка Ю. Трофимова)
Ребята, давайте сейчас мы поговорим о кошках. Приготовьтесь, нам надо будет посчитать:
Сидела кошка на окне.
Вторая кошка на стене
А две другие на сосне.
Одна – у двери на пороге.
Одна на травке у дороги.
Одна уселась под кустом,
Опоясалась хвостом.
Три в тенечке под скамейкой
Дружной нежатся семейкой.
Кошек просто сосчитать, если пальцы загибать (при необходимости считалочку можно повторить).
Сколько кошек насчитали? (ответы детей). Молодцы, правильно их 10.
Кошка… Что нам представляется, когда мы произносим это слово? Пушистого, ласкового, красивого и гордого зверька. Кошка появилась 10 млн. лет назад, чем собака, т. е. 50 млн. лет назад. Кошка – это грация и лень, красота и забава, преданность и независимость. Кошки привязываются к человеку, а не к дому как считалось раньше. Кошка сначала оценивает человека и если он ей по нраву, то поселяется в его доме. Вы, наверное, обожаете кошек за то, что они забавные и готовы играть целый день. На сегодняшний день насчитывается 57 пород.
Кошка – одно из первых животных, одомашненных человеком. Археологические раскопки свидетельствуют, что единичные особи кошки появились в нашей стране уже в 7 веке до н. э. Редкое и дорогое животное в те времена ещё не использовали в качестве живой мышеловки, держали его как заморскую диковинку в домах богачей. В 10-12 веках кошка распространяется на территории Руси и к 14 веку становится достаточно известным животным, но высокая цена по-прежнему делает её недоступной простым смертным. Сегодня кошки живут в каждом доме.
Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но был такой случай, когда в квартиру ворвался грабитель и стал избивать хозяйку, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо, набросился сверху на вора и, издавая дикие вопли, рвал, царапал его. Вор едва унёс ноги. А в блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобождения в городе были полчища крыс. Котёнок стоил дороже хлеба. И специально в Ленинград было доставлено два эшелона кошек.
Как и собаки, кошки очень часто оказываются бездомными.
Ученик:
Однажды я встретил бездомную кошку
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так значит, лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
- Как странно, я думал, что в мире огромном
нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело-
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чём она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом…
Просмотр презентации о породах кошек.
Ведущий: Кошки – загадочные животные. Они предсказывают погоду, как живой барометр. Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. С древних времен существует обычай: при переезде на новое жилье первой в квартиру пускают кошку, чтобы в семье было благополучие. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
(Звучит песня «Кошка беспородная» в исполнении ребят.)
Ведущий: У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте, милосердию. Этот путь - нелёгкий, долгий, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно!
Проводится обзор книг с выставки «Про братьев наших меньших».
Доброту не купишь на базаре
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без знанья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была в начале?
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом не изучали,
Кем бы в жизни не были потом.
( А. Дементьев)
- Молодцы, а я знаю еще такое выражение «Живут как кошка с собакой». Как вы понимаете это выражение?
- Ребята, в природе так принято, что кошка с собакой не дружат друг с другом, но, как мы знаем, из каждого правила есть исключения, и я хочу вам это доказать.
(Слайды 4 – 11)
- Посмотрите, даже кошка с собакой могут жить в мире и дружбе. А мы, люди, порой об этом забываем: не замечаем чужой беды, проходим мимо бездомных животных, брезгливо относимся к бездомным людям.
Игра «Угадай мелодию»
- Давайте поиграем в игру «Угадай мелодию»
Звучат минусы песен:
«Кис кис мяу»,
«Песенка кота Леопольда»
«Люси»
«Пропала собака».
Звучит1куплет песни «Не дразните собак, не пугайте кошек…» в исполнении ребят.) Песня ( на мотив «Не дразните собак»)
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте них даже хлебных крошек.
И тогда они вас песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
Если вам по душе красота земная,
Берегите её, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами.
Итог занятия.
- Давайте подведем итог нашему занятию. Как вы думаете, о чем бы нас попросили животные? (Люди! Будьте добрыми!)
- Ребята, закончите предложения:
Сегодня я понял, что …
Я никогда не буду …
Я всегда буду …
- Не предавайте своих друзей!
- Покормите и приютите бездомных животных!
- Они нуждаются в нас!
- Люди, будьте милосердны!
Хором: Будьте в ответе за тех, кого вы приручили!