Оборудование: ноутбук, колокольчик, домик, кукла Маша с воздушным шаром, картинки с изображением карандаша, шапки, лягушки, мышки, мышек, лошадки, шара, веселое и грустное солнышко для рефлексии, буквы, звуковые сигналы, счетные палочки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- речевка:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Самомассаж лица, ушей.
3.Артикуляционная гимнастика(презентация)
Упражнения:
- заборчик
- трубочка
- блинчик
- иголка
- качели
- чашка
4. Знакомство с темой:
Логопед: Посмотрите это - Маша. (звук ш произносится четко). Маша приглашает нас на свой День Рождения. Посмотрите и скажите, что у Маши в руке? Правильно! Это шарик! Какой первый звук в слове шарик? (ш). Молодцы!
5. Характеристика звука (ш) по артикуляторным и акустическим признакам.
Мы побываем в гостях к Маши и покажем ей, как мы умеем четко и красиво произносить , как вы думаете какой звук? Правильно звук (ш).
А Маша будет смотреть и тоже с вами учиться правильно произносить звук Ш.
Когда мы произносим звук Ш в каком положении у нас находятся губы (вытянуты в трубочку), где находится язык (наверху), он широкий или узкий? (широкий). в форме чашечки, зубы немного разомкнуты и воздушная струя по середине. С голосом или без голоса? (без голоса). Он звучит твердо или мягко( (твердо). Показ артикуляционного уклада.
-Давай дадим характеристику звуку Ш. (Согласный, глухой, всегда твердый, парный). Синий квадрат. Вывешивается на доску артикуляция звука (Ш) и сигнал.
Логопед показывает букву Ш. звук (Ш) обозначается буквой Ш.
- Попробуйте собрать из палочек букву Ш.
- Логопед предлагает детям еще раз четко произнести звук Ш-Ш-Ш-Ш.
6. Автоматизация звука ш в слогах.
Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: пригласит ли Машенька их на свой день рождения.
- вопросительно Ша-шо-ши
- с просьбой Шу-шо-шу, УШ – ош-уш
- утвердительно ШТА- што-шту
- радостно ШВА-шво-швы.
7. Развитие фонематического восприятия.
Логопед предлагает поиграть: - хлопните в ладоши, когда услышите звук (Ш).
8. Отгадывание загадок.
Маша не может отгадать загадки, давайте ей поможем? Отгадайте загадки:
Логопед показывает и вывешивает на доску картинки-отгадки.
Кто-тосвяжет,ктосошьет Ту,чтонаголовеживёт, Ивморознезаменима, Уши вам согреет в зиму. (Шапка.)
Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ...(карандаш)
Зелёная пружинка В речку прыгает с кувшинки. И как только ей не лень Кувыркаться целый день?(лягушка)
Я умею раздуваться, (только не перестараться!) Я прошу Вас если можно – надувайте осторожно!(шар воздушный)