Воспитать интерес к изучаемому предмету, бережное отношение к морским животным, стремление охранять моря, морские богатства.
Тип урока – комбинированный
Форма урока -подводная экспедиция
Наглядность и оборудование: карточки с заданиями, тест, иллюстрации (презентация)
Ход урока:
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами отправимся в подводную экспедицию. А как вы понимаете слово – экспедиция? (ответы детей)
Экспедиция – это … знакомство с словарным словом
Главная цель нашей экспедиции - познакомиться с обитателями морей и океанов, их особенностями. Ребята. а как мы будем путешествовать? На чём мы сможем спуститься в глубины морей и океанов?
Мы с вами отправимся в подводное плавание на специальном подводном корабле, который называется батискаф. (слайд)
К этой экспедиции мы должны хорошо подготовиться. Любому человеку нужны знания о погоде, ну а тому, кто отправляется в дальнее путешествие и подавно.
1. Давайте занесём данные о сегодняшней погоде в таблицу-- запись наблюдений о погоде
Дата наблюдения
Время наблюде
ния
Облач
ность
Температура воздуха
Осадки
Ветер (сила)
Что наблюдаем
Продолжаем подготовку надо пройти тест
(Тест) – самостоятельная работа и последующая проверка
1. Больше всего на Земле воды находится в
Море
Океане
Озере
2. солёная вода находится в основном
В реках, озёрах, подземных водах
В океанах и морях
3. пресная вода находится в основном
В реках, озёрах, подземных водах
В океанах и морях
4. Многие реки впадают в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?
О каком явлении природы идёт речь?
А кто может объяснить следующую схему:
Рассказать сказку о путешествии капельки.
Физминутка – игра «море волнуется…»
Подготовка прошла успешно. Все молодцы, в экспедицию отправятся грамотные, внимательные, талантливые ребята. Будьте по прежнему внимательными, сосредоточенными, наблюдательными, добрыми, и конечно же в пути должна быть взаимовыручка, желание помочь тем, кто нуждается в помощи, своим товарищам.
Беседа с элементами рассказа, показ презентации
Если мы посмотрим на карту (слайд), то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны, океаны у берегов суши образуют моря. Море – это часть океана, которая вдается в сушу. Каким цветом изображены моря на карте? Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, цвета водорослей, песка, цвета морских обитателей и даже времени суток.
Стихотворение (слайды)
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зелёным
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово – сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло – синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом.
Море может в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривой в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и чёрным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.
Какого же цвета может быть море?
А можно ли пить морскую воду? Почему?
Да, действительно пить морскую воду нельзя, так как она горько соленая. Но купание в морской воде очень полезно.
Пора отправляться в путешествие. Спускаемся. Ребята, как вы думаете, кого мы встретим в глубинах моря и океана?
Правильно, ну да обо всём по порядку.
Отгадать загадку:
Каждая отгадка сопровождается показом иллюстраций (презентация), небольшим сообщением.
Через море-океан Плывет чудо-великан, Фонтаны пускает. Кто его узнает? (Кит)
А что вы знаете о китах?
А рядом вижу чьи-то спины: Плывут в волнах ко мне… (дельфины)
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест.
(Акула)
Для нее волна - качели,
И плывет она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода.
(Медуза)
Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (краб)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг …
(Морской конёк)
Стих.
А морские коньки Резвы, быстры и легки. Не угонишься за ними – До того они ловки.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо …
(Осьминог)
У осьминогов много ног, Их поднимает осьминог Вверх – вниз, вверх – вниз.
Человека давно влекут тайны океанов и морей, и может быть, настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой. Представьте это на минуту: под водой города и посёлки. На грядках капуста и огурцы, в лесах - ежи, пасутся коровки и бычки, встречаются коты и собачки, вокруг бабочки. И для умелых рук всё найдётся: игла, пила, молоток. Так как это будут мирные жители, то меч, саблю они сдадут на хранение. Будет ярко сиять солнце, ночью луна и звезды.
Вы думаете, это фантазия?
Сейчас, я вам докажу, что это не сказка и не фантазия. – (показ слайдов)
Это все необычные животные, они называются одним словом – рыбы.
В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла.
Пора подниматься с глубины, нас ждёт ещё работа на суше.
Мы привези собой много разных экспонатов, давайте их разберём, подпишем и подготовим образцы для музея. – разбор коллекции.
Ребята, во время нашей экспедиции, многие записи перепутались. Давайте устраним ошибки в каждой строке найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Работа по карточкам – индивидуальные задания
Устрани ошибку - Третий лишний
Акула, кит, дельфин
Рыба –меч, рыба – пила, летучая рыба
Морской конёк, морская звезда, морская капуста
Кораллы, морской кот, морская коровка.
Работа по карточкам – индивидуальные задания
Некоторые записи у нас намокли, нам их надо восстановить (перепутанные определения)- исправь ошибки:
Батискаф – это поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием.
Планктон – это подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах.
Экспедиция – это плавающая живая масса, состоящая из миллиардов крошечных живых организмов.
Коллективная работа
Молодцы, всю работу выполнили, давайте отдохнём и заодно вспомним названия растений и животных моря – разгадаем кроссворд
Кроссворд
1
2
3
4
5
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по горизонтали откроется слово, и мы узнаем место нашей следующей экспедиции.
Интересное морское животное с щупальцами.
Это морское животное жалит как оса.
Очень умное морское животное.
«Родственник» нашему раку.
Зубастый хищник моря.
Викторина «Морской бой» - ответы детей Подвести итог урока можно в форме игры. Вопросы показаны на слайде 1. Что такое планктон? . (Планктон – масса мельчайших растений и животных, дрейфующая в океане по воле волн.)2. Кто питается планктоном? 2. Кто из обитателей морей на 90% состоит из воды? (Медуза.) 3 Кто живёт на морском дне. Может менять окраску, имеет 8 щупалец? (Осьминог) 4. Самое большое животное на свете? (кит) 5 Дельфины и киты – это рыбы? (млекопитающие) 6. Как называются самые быстрорастущие водоросли? (бурые) 7. Какой морской обитатель имеет 5 лучей? (морская звезда) 8. Для чего моржи используют свои бивни? 9. Где обитают рыба-топорик, рыба-гадюка, рыба-удильщик? (в самой глубине) 10. Впадают ли реки в моря? (Да) 11.Через океан плывёт великан, выпускает воды фонтан. (кит) 12.В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (рыба) 13.Важно по морю плывёт трехэтажный…(теплоход) 14.Подводной лодке не страшна океанская … (волна) 15.В буйном море – океане рыба страшная живёт. У неё большой живот, пасть с ужасными зубами. (акула) 16.С моряками был он дружен, чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же, в мире Памятник стоит? (дельфин) 17.Ползёт в море паук – 8 ног, пара рук. В руках клешни, в глазах испуг. (краб) 18.Возле скал под ветром влажным, кто, скажите, из зверей На своих песчаных пляжах, загорает у морей. (тюлень) 19.Этот зверь клыкастый, вместо ног – ласты, Хвост по льду волочится, мороза зверь не боится. (Морж) 20.Этот белый парашют волны к берегу несут. (медуза) 21.Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла три коробочки: красную, жёлтую, зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь золотой ключик»; на жёлтой – «Зелёная коробка пуста»; а на зелёной – «Здесь сидит змея». Все надписи неверны. Где золотой ключик? (в зеленой) 22.Над морской звездой победу, соревнуясь, одержал. За минуту я два метра на иголках пробежал. (морской еж) 23.От врагов спасаясь сильных, пятясь головой назад, Маскируясь, я в чернильный, разлохмаченный халат. (осьминог) 24.Чтобы сильная волна нас с места сдвинуть не смогла, за борт мы цепь бросаем и в воду опускаем. (якорь) 25.Чтоб увидеть мне вдали как проплывают корабли, В него я быстро погляжу, и всем ребятам расскажу. (бинокль)
6. Подведение итогов. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие в подводный мир? Кому понравилось, и кто узнал для себя что-то новое возьмите морскую фигурку и прикрепим на наше волшебное море, чтобы оно стало населено интересными обитателями.
Рефлексия
Материал к уроку:
Морские огурцы морские беспозвоночные животные. Виды, употребляемые в пищу, носят общее название «трепанг».
Водоросли – водяные растения, содержащие в клетках хлорофилл и, следовательно, способные к фотосинтезу. Водоросли бывают синезеленые, красные, золотистые, бурые, желтозеленые, зеленые… Всего известно около 30 тысяч видов водорослей. Некоторые водоросли используются человеком в пищу, например, морская капуста. Водоросли богаты полезными веществами, витаминами, необходимыми для здоровья человека. Из водорослей делают йод, спирт, ацетон, агар-агар, который идет на изготовление конфет, мармелада, кладут в хлеб (он не черствеет), в сыр, уксус, мыло, добавляют в бумагу, удобрения, ткани.
Кора́ллы - морские животные. Кораллы обитают в море; они неподвижны и по виду напоминают ветви растений. Однако все же это не растения: каждая ветвь коралла — это скопление мельчайших животных. Такие скопления называются колониями.
Киты полностью приспособились к жизни под водой. Киты являются самыми большими животными из всех живых существ живших на Земле. Самый большое животное на Земле – это голубой (синий) кит, он имеет длину тела 33 м, а вес —120 т. Киты дышат лёгкими, детёнышей кормят молоком. Киты могут находиться под водой от 2 до 40 минут (разные виды), а чемпионом в этой области является кашалот, он может обходиться без воздуха до 1,5 часов. Распространены киты во всех океанах и в большинстве морей. Многие киты стали очень редкими, занесены в Красную книгу. В настоящее время охота на китов запрещёна.
Летучая рыба. Это рыба как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как самолёт.
Морской кот. Это такая рыба. Плоская, с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. Весит эта рыба 16 кг, длина тела может достигатьб 2 -2,5 м. На хвосте у него острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападёт. Питается мелкими морскими животными, рыбами.
Рыба – бабочка. Темная точка около хвоста этой рыбы напоминает глаз. Поэтому морским обитателям трудно догадаться, в какую сторону она поплывёт.
Дельфины – это одни из самых разумных животных в мире. Они могут «разговаривать» друг другом с помощью различных звуков. Легко поддаются дрессировке. Охотно общаются с человеком. Питаются рыбой. Каждые несколько минут им надо всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Детеныши дельфина всегда находятся около матери и питаются её молоком в течении года.
Акулы. Большинство акул питается мясом, но только некоторые нападают на человека. Зубы у акулы растут постоянно, одни выпадают, другие вырастают. Самая опасная акула – тигровая и белая.
Осьминог . многие думают, что это очень опасное животное. На самом деле, осьминог очень застенчивый и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять свою окраску. Он может превратиться в красного, голубого, коричневого и даже белого
Медузы – морское животные. У них скелета. Они похожи на плавающий целлофан. Если до них дотронешься, то обожжёшься как крапивой. Может свести судорогой ноги и руки и можно даже утонуть.
Крабы. Эти животные в основном живут на мелководье. Ползая по дну моря питаются мелкими морскими животными. Мясо крабов вкусное и полезное.
Морские коньки – мелкие морские животные. Они мало двигаются. Они держатся своими хвостиками за водоросли так могут оставаться долгое время у них хвост – это якорь.Самки морского конька не высиживают яйца сами. Это делают самцы, которые вынашивают яйца в специальных сумках, до тех пор, пока не родятся детёныши.
Рыбы – ежи. Для отпугивания врагов рыбы – ежи надуваются, как шары, и выпускают иголки, наподобие дикобраза.
Тигровая акула. Это один из самых опасных акул. Иногда её называют «акула - мусорщик», потому что она пожирает все, что попадается у неё на пути.
Акула – молот. Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает акуле видеть и чуять добычу даже на расстоянии.
Дельфины живут в море, но они – не рыбы. Они млекопитающие, как и мы.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}