kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок природоведения в 5 классе "Животные и растения морей и океанов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок природоведения в 5 классе

Тема: «Животные  и растения морей и океанов»

Цель: дать представление уч-ся о море,

  • Познакомить уч-ся с особенностями животного и растительного мира морей и океанов, о пользе морей и океанов для человека;

  • Развивать речь, пополнение словаря, развивать мышление, внимание, память, расширять кругозор,

  • Воспитать интерес к изучаемому предмету, бережное отношение к морским животным, стремление охранять моря, морские богатства.

    Тип урока – комбинированный

    Форма урока  -подводная экспедиция

Наглядность и оборудование: карточки с заданиями, тест, иллюстрации (презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок природоведения в 5 классе "Животные и растения морей и океанов"»

Учитель географии Черникова Т.Г.



Урок природоведения в 5 классе



Тема: «Животные и растения морей и океанов»

Цель: дать представление уч-ся о море,

  • Познакомить уч-ся с особенностями животного и растительного мира морей и океанов, о пользе морей и океанов для человека;

  • Развивать речь, пополнение словаря, развивать мышление, внимание, память, расширять кругозор,

  • Воспитать интерес к изучаемому предмету, бережное отношение к морским животным, стремление охранять моря, морские богатства.

Тип урока – комбинированный

Форма урока -подводная экспедиция

Наглядность и оборудование: карточки с заданиями, тест, иллюстрации (презентация)

Ход урока:

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами отправимся в подводную экспедицию. А как вы понимаете слово – экспедиция? (ответы детей)

Экспедиция – это … знакомство с словарным словом

Главная цель нашей экспедиции - познакомиться с обитателями морей и океанов, их особенностями. Ребята. а как мы будем путешествовать? На чём мы сможем спуститься в глубины морей и океанов?

Мы с вами отправимся в подводное плавание на специальном подводном корабле, который называется батискаф. (слайд)

К этой экспедиции мы должны хорошо подготовиться. Любому человеку нужны знания о погоде, ну а тому, кто отправляется в дальнее путешествие и подавно.

1. Давайте занесём данные о сегодняшней погоде в таблицу-- запись наблюдений о погоде



Дата наблюдения


Время наблюде

ния


Облач

ность


Температура воздуха


Осадки


Ветер (сила)


Что наблюдаем









Продолжаем подготовку надо пройти тест

  1. (Тест) – самостоятельная работа и последующая проверка

1. Больше всего на Земле воды находится в

Море

Океане

Озере

2. солёная вода находится в основном

В реках, озёрах, подземных водах

В океанах и морях

3. пресная вода находится в основном

В реках, озёрах, подземных водах

В океанах и морях

4. Многие реки впадают в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

О каком явлении природы идёт речь?


А кто может объяснить следующую схему:

Рассказать сказку о путешествии капельки.


Физминутка – игра «море волнуется…»

Подготовка прошла успешно. Все молодцы, в экспедицию отправятся грамотные, внимательные, талантливые ребята. Будьте по прежнему внимательными, сосредоточенными, наблюдательными, добрыми, и конечно же в пути должна быть взаимовыручка, желание помочь тем, кто нуждается в помощи, своим товарищам.


Беседа с элементами рассказа, показ презентации

Если мы посмотрим на карту (слайд), то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны, океаны у берегов суши образуют моря. Море – это часть океана, которая вдается в сушу. Каким цветом изображены моря на карте? Но всегда ли в действительности море имеет синий цвет? Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, цвета водорослей, песка, цвета морских обитателей и даже времени суток.

Стихотворение (слайды)

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки…


Море может быть то зелёным

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня, свинцово – сизым,

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым, светло – синим,

Просто светлым и просто синим,

Чуть колышимым лёгким бризом.


Море может в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в час прилива.


Море может быть голубое,

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою

То ли небо, а то ли море.


Но бывает оно и чёрным,

Черным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым.


Какого же цвета может быть море?

А можно ли пить морскую воду? Почему?

Да, действительно пить морскую воду нельзя, так как она горько соленая. Но купание в морской воде очень полезно.

Пора отправляться в путешествие. Спускаемся. Ребята, как вы думаете, кого мы встретим в глубинах моря и океана?

Правильно, ну да обо всём по порядку.

Отгадать загадку:

Каждая отгадка сопровождается показом иллюстраций (презентация), небольшим сообщением.


Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает? (Кит)

А что вы знаете о китах?


А рядом вижу чьи-то спины:
Плывут в волнах ко мне… (дельфины)


В рот ей палец не клади,

За борт к ней не упади,

Ведь она в один присест

Жертву любопытства съест.

(Акула)


Для нее волна - качели,

И плывет она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

(Медуза)


Ползет в море паук -

Восемь ног, пара рук.

В руках клещи,

В глазах испуг. (краб)


Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг …

(Морской конёк)

Стих.

А морские коньки
Резвы, быстры и легки.
Не угонишься за ними –
До того они ловки.



Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо …

(Осьминог)


У осьминогов много ног,
Их поднимает осьминог
Вверх – вниз, вверх – вниз.

Человека давно влекут тайны океанов и морей, и может быть, настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой. Представьте это на минуту: под водой города и посёлки. На грядках капуста и огурцы, в лесах - ежи, пасутся коровки и бычки, встречаются коты и собачки, вокруг бабочки. И для умелых рук всё найдётся: игла, пила, молоток. Так как это будут мирные жители, то меч, саблю они сдадут на хранение. Будет ярко сиять солнце, ночью луна и звезды.

Вы думаете, это фантазия?

Сейчас, я вам докажу, что это не сказка и не фантазия. – (показ слайдов)


Это все необычные животные, они называются одним словом – рыбы.


В глубине, где тишь и мгла,

Море штопает игла.


Пора подниматься с глубины, нас ждёт ещё работа на суше.

Мы привези собой много разных экспонатов, давайте их разберём, подпишем и подготовим образцы для музея. – разбор коллекции.

Ребята, во время нашей экспедиции, многие записи перепутались. Давайте устраним ошибки в каждой строке найти лишнее слово и объяснить свой выбор.


Работа по карточкам – индивидуальные задания

Устрани ошибку - Третий лишний

Акула, кит, дельфин

Рыба –меч, рыба – пила, летучая рыба

Морской конёк, морская звезда, морская капуста

Кораллы, морской кот, морская коровка.


Работа по карточкам – индивидуальные задания


Некоторые записи у нас намокли, нам их надо восстановить (перепутанные определения)- исправь ошибки:

Батискаф – это поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием.

Планктон – это подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах.

Экспедиция – это плавающая живая масса, состоящая из миллиардов крошеч­ных живых организмов.


Коллективная работа

Молодцы, всю работу выполнили, давайте отдохнём и заодно вспомним названия растений и животных моря – разгадаем кроссворд

  1. Кроссворд













1

2


3

4

5


































Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по горизонтали откроется слово, и мы узнаем место нашей следующей экспедиции.


  1. Интересное морское животное с щупальцами.

  2. Это морское животное жалит как оса.

  3. Очень умное морское животное.

  4. «Родственник» нашему раку.

  5. Зубастый хищник моря.


 Викторина «Морской бой» - ответы детей
Подвести итог урока можно в форме игры. Вопросы показаны на слайде
1. Что такое планктон? . (Планктон – масса мельчайших растений и животных, дрейфующая в океане по воле волн.)2. Кто питается планктоном?
2. Кто из обитателей морей на 90% состоит из воды? (Медуза.)
3 Кто живёт на морском дне. Может менять окраску, имеет 8 щупалец? (Осьминог)
4. Самое большое животное на свете? (кит)
5 Дельфины и киты – это рыбы? (млекопитающие)
6. Как называются самые быстрорастущие водоросли? (бурые)
7. Какой морской обитатель имеет 5 лучей? (морская звезда)
8. Для чего моржи используют свои бивни?
9. Где обитают рыба-топорик, рыба-гадюка, рыба-удильщик? (в самой глубине)
10. Впадают ли реки в моря? (Да)
11.Через океан плывёт великан, выпускает воды фонтан. (кит)
12.В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (рыба)
13.Важно по морю плывёт трехэтажный…(теплоход)
14.Подводной лодке не страшна океанская … (волна)
15.В буйном море – океане рыба страшная живёт.
У неё большой живот, пасть с ужасными зубами. (акула)
16.С моряками был он дружен, чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же, в мире
Памятник стоит? (дельфин)
17.Ползёт в море паук – 8 ног, пара рук. В руках клешни, в глазах испуг. (краб)
18.Возле скал под ветром влажным, кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах, загорает у морей. (тюлень)
19.Этот зверь клыкастый, вместо ног – ласты,
Хвост по льду волочится, мороза зверь не боится. (Морж)
20.Этот белый парашют волны к берегу несут. (медуза)
21.Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла три коробочки: красную, жёлтую, зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь золотой ключик»; на жёлтой – «Зелёная коробка пуста»; а на зелёной – «Здесь сидит змея». Все надписи неверны. Где золотой ключик? (в зеленой)
22.Над морской звездой победу, соревнуясь, одержал.
За минуту я два метра на иголках пробежал. (морской еж)
23.От врагов спасаясь сильных, пятясь головой назад,
Маскируясь, я в чернильный, разлохмаченный халат. (осьминог)
24.Чтобы сильная волна нас с места сдвинуть не смогла, за борт мы цепь бросаем и в воду опускаем. (якорь)
25.Чтоб увидеть мне вдали как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу, и всем ребятам расскажу. (бинокль)



6. Подведение итогов.
Ребята, понравилось ли вам наше путешествие в подводный мир? Кому понравилось, и кто узнал для себя что-то новое возьмите морскую фигурку и прикрепим на наше волшебное море, чтобы оно стало населено интересными обитателями.

Рефлексия




Материал к уроку:


Морские огурцы морские беспозвоночные животные. Виды, употребляемые в пищу, носят общее название «трепанг».

Водоросли водяные растения, содержащие в клетках хлорофилл и, следовательно, способные к фотосинтезу. Водоросли бывают синезеленые, красные, золотистые, бурые, желтозеленые, зеленые… Всего известно около 30 тысяч видов водорослей. Некоторые водоросли используются человеком в пищу, например, морская капуста. Водоросли богаты полезными веществами, витаминами, необходимыми для здоровья человека.             Из водорослей делают йод, спирт, ацетон, агар-агар, который идет на изготовление конфет, мармелада, кладут в хлеб (он не черствеет), в сыр, уксус, мыло, добавляют в бумагу, удобрения, ткани.



Кора́ллы - морские животные. Кораллы обитают в море; они неподвижны и по виду напоминают ветви растений. Однако все же это не растения: каждая ветвь коралла — это скопление мельчайших животных. Такие скопления называются колониями.


  Киты полностью приспособились к жизни под водой. Киты являются самыми большими животными из всех живых существ живших на Земле. Самый большое животное на Земле – это голубой (синий) кит, он имеет длину тела 33 м, а вес —120 т. Киты дышат лёгкими, детёнышей кормят молоком. Киты могут находиться под водой от 2 до 40 минут (разные виды), а чемпионом в этой области является кашалот, он может обходиться без воздуха до 1,5 часов.  Распространены киты во всех океанах и в большинстве морей.
Многие киты стали очень редкими, занесены в Красную книгу. В настоящее время охота на китов запрещёна.


Летучая рыба. Это рыба как рыба. Только грудные плавники у неё длинные. Но они плотно прижаты к телу, и когда рыба плавает, их даже не заметно. Но вот опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои плавники и полетела, как самолёт.


Морской кот. Это такая рыба. Плоская, с длинным хвостом. За этот хвост рыбу и назвали морским котом. Весит эта рыба 16 кг, длина тела может достигатьб 2 -2,5 м. На хвосте у него острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападёт. Питается мелкими морскими животными, рыбами.


Рыба – бабочка. Темная точка около хвоста этой рыбы напоминает глаз. Поэтому морским обитателям трудно догадаться, в какую сторону она поплывёт.


Дельфины – это одни из самых разумных животных в мире. Они могут «разговаривать» друг другом с помощью различных звуков. Легко поддаются дрессировке. Охотно общаются с человеком. Питаются рыбой. Каждые несколько минут им надо всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Детеныши дельфина всегда находятся около матери и питаются её молоком в течении года.


Акулы. Большинство акул питается мясом, но только некоторые нападают на человека. Зубы у акулы растут постоянно, одни выпадают, другие вырастают. Самая опасная акула – тигровая и белая.


Осьминог . многие думают, что это очень опасное животное. На самом деле, осьминог очень застенчивый и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять свою окраску. Он может превратиться в красного, голубого, коричневого и даже белого


Медузы – морское животные. У них скелета. Они похожи на плавающий целлофан. Если до них дотронешься, то обожжёшься как крапивой. Может свести судорогой ноги и руки и можно даже утонуть.


Крабы. Эти животные в основном живут на мелководье. Ползая по дну моря питаются мелкими морскими животными. Мясо крабов вкусное и полезное.


Морские коньки – мелкие морские животные. Они мало двигаются. Они держатся своими хвостиками за водоросли так могут оставаться долгое время у них хвост – это якорь.Самки морского конька не высиживают яйца сами. Это делают самцы, которые вынашивают яйца в специальных сумках, до тех пор, пока не родятся детёныши.


Рыбы – ежи. Для отпугивания врагов рыбы – ежи надуваются, как шары, и выпускают иголки, наподобие дикобраза.


Тигровая акула. Это один из самых опасных акул. Иногда её называют «акула - мусорщик», потому что она пожирает все, что попадается у неё на пути.


Акула – молот. Её глаза и ноздри располагаются по бокам широкой, как молот, головы. Это помогает акуле видеть и чуять добычу даже на расстоянии.

Дельфины живут в море, но они – не рыбы. Они млекопитающие, как и мы.



Личная карточка участника подводной экспедиции


(Фамилия, имя)________________________________________________________________



Цель экспедиции: познакомиться с обитателями морей и океанов, их особенностями.


  1. Наблюдение за погодой



Дата наблюдения


Время наблюде

ния


Облач

ность


Температура воздуха


Осадки


Ветер (сила)


Что наблюдаем










Подготовка к экспедиции


  1. Зарядка для ума (Тест)

1. Больше всего на Земле воды находится в

Море

Океане

Озере

2. солёная вода находится в основном

В реках, озёрах, подземных водах

В океанах и морях

3. пресная вода находится в основном

В реках, озёрах, подземных водах

В океанах и морях

4. Многие реки впадают в моря. Почему же моря не переполняются и не заливают сушу?

О каком явлении природы идёт речь?

_____________________________________________________________________________________


Ход экспедиции

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Результаты экспедиции


  1. Разбор привезённых образцов для морского музея


  1. Устрани ошибку - Третий лишний

Акула, кит, дельфин

Рыба –меч, рыба – пила, летучая рыба

Морской конёк, морская звезда, морская капуста

Кораллы, морской кот, морская коровка.


3.Восстановить записи (вставить в текст пропущенные слова)


Батискаф – это поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием.

Планктон – это подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах.

Экспедиция – это плавающая живая масса, состоящая из миллиардов крошеч­ных живых организмов.


  1. Кроссворд













1

2


3

4

5


































Если вы правильно отгадаете кроссворд, то по горизонтали откроется слово, и мы узнаем место нашей следующей экспедиции.


1. Интересное морское животное с щупальцами.

2.Это морское животное жалит как оса.

  1. Очень умное морское животное.

  2. «Родственник» нашему раку.

  3. Зубастый хищник моря.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок природоведения в 5 классе "Животные и растения морей и океанов"

Автор: Черникова Татьяна Геннадьевна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по природоведению в 5 классе " Животные морей и океанов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokapoprirodoviedieniiuv5klassiezhivotnyiemorieiiokieanov"
    ["file_id"] => string(6) "287853"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454557388"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
    ["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "122107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154641"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(62) "razvivaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193788"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427697321"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья " Формирование картографических умений и навыков на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(84) "stat-ia-formirovaniie-kartoghrafichieskikh-umienii-i-navykov-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "173671"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424015786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства