В урок включены специальные коррекционные упражнения из технологии Худенко Е.Д. Присутствуют активные методы обучения, способствующие мотивации к чтению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слепой домик урок в 5 классе»
Тема: «О. Бондарчук «Слепой домик»». 5 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с рассказом О. Бондарчук «Слепой домик».
Задачи:
Образовательные:
а) закрепить навык чтения по ролям рассказа Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,
б) познакомить с рассказом О. Бондарчук «Слепой домик»,
в) отрабатывать навык выразительного чтения и умений задавать вопросы.
Коррекционно-развивающие:
коррекция произвольного внимания (концентрации, переключения, устойчивости)
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению,
потребность сочувствовать и помогать пожилым людям.
Оборудование: проектор (слайды); интерактивная доска (специальные коррекционные упражнения), карточки для обратной связи (№ 1, 2, 3, 4), карточки «Словарь отношения к произведению», выставка книг «Спеши делать добро».
Ход урока
1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Давайте улыбнемся друг другу, мне, гостям и подарим свои очаровательные улыбки. А вам, ребята, я хочу подарить такое стихотворение:
Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
и для меня уже награда
вниманье ваших умных глаз,
я знаю – каждый в классе лучший,
но без труда не обойтись,
так будь внимателен, активен,
ответ продумай, не ленись.
А сейчас сядет тот, кто назовет мне жанр, название, и если есть – автора изученных в 5 классе произведений (ответы детей с использованием схем-опор).
Мы изучали (жанр) (название) (автор).
Вывод по организационному моменту: вот вы и настроились на хорошую работу на уроке, все у вас получится, все будет хорошо.
2 Актуализация опорных знаний. А сейчас давайте повторим изученный материал и домашнее задание . Будьте внимательны и активны.
Работа с карточками. а). Посмотрите на слайд № 3, прочтите хором разделы, которые мы изучали и сейчас изучаем. Покажите № карточки раздел, который мы сейчас изучаем.
б). Посмотрите на следующий слайд, прочтите «про себя» предложения. Покажите № карточки название рассказа, который мы сейчас изучаем.
в). Задание на интерактивной доске. Посмотрите на слайд, на картинки, изображающие спортивный инвентарь. Покажите № карточки спортивные принадлежности, которыми пользовался Саша Журавлев (№ 3). Перечислите их (бутсы, футбольный мяч, перчатки). Какой вопрос можно задать к словам бутсы, мяч, перчатки как к части речи? (ответ - что?). Какая это часть речи? Это существительные. Одушевленные или неодушевленные? (ответ – неодушевленные). Соотнесите названия спортсменов и необходимые им спортивные принадлежности (хоккеист, теннисист, футболист).
Проверка домашнего задания. г). Чтение по ролям рассказа Н. Хмелик «Будущий олимпиец» с. 107 – встреча Саши Ж. и Валерки с другом. (роли: автора, Саши Ж., Валерки, его друга, бабушки).
д). Ответы на вопросы № 1 – 6, с.108. Какова тема рассказа? (помощь старым, пожилым людям). А помогали ли вы когда-нибудь пожилым людям? (ответы детей).
Ребята, давайте прочитаем пословицу о доброте, выделив голосом добрые и красят. Добрые дела красят человека.
е). Итоги по опросу и домашнему заданию, оценивание учащихся.
ФИЗМИНУТКА
3. Изучение нового.
А какое произведение мы будем изучать сегодня? (звук sms-сообщения). Работа с интерактивной доской. (ребята читают сообщение). Но слова здесь написаны слитно. Раздели текст на слова и прочти получившиеся предложения. ( Ответ - « Сегодня на уроке мы будем изучать новый рассказ. Будем учиться читать его выразительно, задавать друг другу вопросы. Узнаем значение новых слов». (упражнение на коррекцию внимания на интерактивной доске). А кто же написал сегодняшний рассказ?
Прочитаем хором имя, фамилию и название рассказа.
А сейчас сами попробуйте поставить цели к сегодняшнему занятию. Откроем учебник, прочитаем название рассказа. Как вы думаете, может ли быть слепым домик? А кто может быть слепым? (ответы детей). А рассказ с таким названием будет веселым или грустным? (ответы, высказывания детей). Вот это, а также, почему рассказ назван «Слепой домик», мы сегодня и узнаем. А чтобы нам было легче читать рассказ, давайте проведем речевую разминку.
Речевая разминка
В рассказе мы встретимся с новыми словами. Давайте узнаем, что они означают.
Словарная работа. (Работа со словами ставни, калитка)
Рассказ сегодня начну читать я, а вы будьте внимательны. Если заметите ошибки, подчеркните их. А также приготовьте вопросы мне по прочитанному отрывку. вот эта табличка поможет вам в составлении вопросов). Учащиеся подсчитывают и исправляют ошибки, задают вопросы.
Самостоятельная работа с текстом.Далее ученики сами читают рассказ, выполняя по группам такое задание: 1 группа – 4 ученика (Лена К., Надя К., Дима М., Света И.), найти в тексте и подчеркнуть слова ставни, калитка. Второй группе (всем остальным) подчеркнуть слово ставни. Проверка выполнения задания.
Чтение рассказа «Слепой домик» уч-ся по абзацам, коллективное составление вопросов по содержанию каждого абзаца. Ответы на поставленные вопросы.
- С какой интонацией нужно читать слова Ромы? (уверенным, добрым голосом).
- Как вы будете читать слова дедушки? Почему? (Ответ - тихим, т.к. дедушка был очень болен).
4.Закрепление.
Задание 1 группе: после чтения рассказа – какое у вас настроение и почему?
Задание 2 группе: как помог Рома дедушке?
Вопросы после прочтения учащимися рассказа.
- На что были похожи ставни домов? (на глаза).
- Закройте глаза руками. ( Ночью их закрывали, а утром открывали. Почему?
- А что напоминал Роме домик, ставни которого никогда не раскрывались? (слепого).
-А почему дедушка летом был тепло одет?
-Какое настроение у вас после прочтения рассказа ? – задание учащимся 1 группы. –работа со словарем настроений).
- Какую помощь оказал Рома старику? (задание для 2 группы, их ответы).
- Какова тема рассказа? (ответы детей).
Рефлексия по произведению. (работа с карточками, составление предложений).
Проблемная ситуация. А как жить дедушке, когда Рома уедет? (ответы учеников).
Знакомство с понятием «Социальный работник». Ребята, так какими нам всем нужно быть? ( Ответ: «Нам нужно быть добрыми, отзывчивыми.»)
Учитель: «Помните о том ,что добрым и отзывчивым людям легче жить, общаться друг с другом.
5 Итог урока. Какие цели мы сегодня ставили? Оценивание.
Домашнее задание: чтение рассказа, вопросы 1 – 6, с.110