Умственная отсталость определяется как совокупность этиологически различных наследственных, врожденных и приобретеннызх в первые годы жизни непрогрессирующих патологических состояниий, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации. Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лищь сочувствие, то теперь в большинствое стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его расматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке. Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десялетий.
При легкой умственной отсталости интеллектуальный коэффициент составляет 69-50 (в отличие от нормального, равного в среднем 100). Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью. Способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. Это программа основана на конкретно – наглядных методах обучения, она значительно облегчает усвоение математики, письма, чтения и других предметов,поэтому ребенок в течение 8 и более лет может ее освоить. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и может самостоятельно трудиться на производстве. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.
Тема урока: Следы животных на снегу
Цель урока:коррекция и развития устной речи учащихся.
Задачи
1.Обобщить,конкретизировать,углубить и систематизировать знания учащихся о жизни животных в зимнее время;научить различать следы животных(зайца,лисы, белки)по форме.
2.Уточнить и обогатить словарь школьников,совершенствовать их умения строить вопросительные и повествовательные предложения; развивать наблюдательность.
3. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение ко всему живому.
Тип урока: комбинированный.
Методыи приемы:1)словесные
2) наглядные
3)практические
Оборудование: «зимний лес»,картинки и рисунки с изображением зимнего леса,животных,их ледов на снегу.
План урока
Организационный момент
Обьяснение нового материала
Физминутка
Закрепление изученного
Итог урока
Ход урока
1.Организационный момент
(на доске зимние пейзажи)
Сегодня, ребята,мыс вами немного помечтаем.Представьте себе,что вы очутились в зимнем лесу.(Учитель читает стихотворение)
Речка еле –еле стынут на тропинке
Дышит от мороза. Сосны в полшубках
Эхо к веткам ели И обломках льдинки
До весны примерзло Ходит месяц хрупкий
О каком времени года говориться в этом стихотворений?
О каких признаках зимы вы услышали?
2. Обьяснение нового материала
- А вот ,мои внимательные фотографы, ваш первый снимок.
Фотографии у вас пока получилась черно-белые, и есть в этой фотографии какая-то хитрость.Посмотрите внимательно.Как вы думаете , кто же спряталься в этом сказочном лесу?
-Какие это животные?
-Обведите разноцветными карандашами только контур животных,а раскрасите дома.
Рассказ учителя (по В.Бианки)
( на доске постепенно открываются слайды, или заранее подготовленные иллюстрации:чистое снежное поле, белка, ее следы и т.д.)
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы болшой книги.И кто ни пройдет по ним,всяк распишется: « Был здесь такой-то» .Днем идет снег-сраницы чистые.А утром придешь- белые сраницы покрыты множеством таинственных знаков: черточек,точек,непонятных завитушек.Значит, ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали,бегали,резвились. Кто был? Что делал?
В книге зимы каждый зверек, каждая птица расписовается по-своему: кто просто,а кто хитро. Легко разобрать и запоминать белкин почерк: она по снегу прыгает- как в чехарду (слово разьяснить)играет. Короткими передними лапками обопрется, длинные задние далеко вперед вынесет,широео их расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны,обе рядом.От задних-след длинный,вытянутый,как от крошечной ручки с тонкими пальцами. Небольшой пушистый зверек-грызун.
-Как вы думаете, зачем у белки маленькие коготочки на лапках?
-Эти следы без фокусов. Авот разберись в лисьих! С непривички сразу запутешься.(На доске открываем иллюстрации :лиса и ее следы)
-Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том , что лиса держит лапу в комке: крепко сжемает пальцы.
- А кто знает, как лиса отыскивает корм?
- У лисы очень хороший нюх. С его помощью она и отыскивает себе корм. Лиса выслеживает свою добычу по следам. Читать сроки лисьих следов особенно мудрено, потому что лиса любит пускаться на хитрость, чтобы запутать свой след.
( на доске открываем иллюстации:заяц, его следы)
-Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Бежит заяц,лапами на снегу печатает.От задних длинных ног след вытянутый, с пяточкой; от кортоких передних-кружочками.
- Почему заяц не запасает на зиму
- Кто из этих относятся к хищникам, а кто к грызунам?
- Продолжите поговорку, поставив нужные слово.Труслив,как..... Хитер,как ......
3. Физминутка
- Представьте, что вы ,ребята и есть маленькие зайчики.Подожмите лапки к груди.Вам
весело,вы прыгаете,резвитесь.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Раз-два, раз-два,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Раз-два, раз-два,
Надо зайке поскакать.
Кто –то зайку напугал-
Зайка –прыг- и убежал.
4.Закрепление изученного
-Запишем в 1 столбик названия животных,о которых мы говорили на уроке.Во2 столбик-
названия их детенышей.В 3 столбик – ответ на вопрос:чей? (след)
Игры
-А теперь немного поиграем. Первая игра называется «Угадай-ка».
Ученик у доски получает картинку с изображением животного;белки, зайца,лисы.
Затем он описывает это животное,желательно подробно, а вы должны угадать, кто это.