Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Структура рабочей программы по окружающему социальному миру предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой– Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
-Устава ГКОУ СО «Екатеринбургской школы-интерната №8, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы»
- Положения о рабочей программе ГКОУ СО «Екатеринбургской
школы-интерната №8, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы».
Назначение программы: для учеников ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №8, реализующая АООП», коррекционно-развивающая рабочая образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Рабочая программа составлена, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Л.А Метиева, Э.Я Удалова, «Развитие сенсорной сферы детей» – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами Л.А.Метиевой, Э.Я Удаловой.
В содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность, т.е. вводим в культуру ребёнка.
Используются специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществляется индивидуализация обучения на каждом занятии.
Ведение коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды: занятия проводятся в специальном кабинете, количество обучающихся комплектуется в связи с выявленными трудностями, используются разные формы организации детей, занятия по 20-25 мин. проводятся чаще всего после уроков.
Задачи курса коррекционных занятий следующие:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.
Срок реализации настоящей программы - 1 учебный год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 67 часа за год.
Основные направления коррекционной работы:
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие направления:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространственных отношений;
— восприятие временных отношений.
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Методы обучения
словесные, наглядные, практические.
Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-вниз», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.
Формирование двигательной сферы (в частности мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), двигательных ритмов, конструктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнение движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».
Метод двигательных ритмов: направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторной координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
Метод тактильного опознания предметов: направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие межмодального переноса, формирование тонкой моторики рук.
Метод звукодыхательных упражнений: направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развития лобных отделов; развивает самоконтроль и производность. Единственный ритм которым может управлять человек, - ритм дыхания и движения. Коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
Релаксационный метод: направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию мышечных зажимов.
Метод подвижных игр: обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют работу мозолистого тела. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше осознают и чувствуют свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
Метод визуализации: визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга. Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.
Арт-терапевтический метод: способствует активизации мозга в целом.
Обучающиеся 2 класса продолжают овладевать поисковыми способами ориентирования для создания целостного образа, учитывающего все свойства предмета. К этим способам относятся рассматривание, планомерное наблюдение, ощупывание, обследование, сравнение.
Обследование – специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Сравнение – это дидактический метод, и, одновременно, мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями.
Сравнение – своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решается задача усвоения системы сенсорных эталонов.
При планировании коррекционных занятий четко продумывается формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.
Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. На занятиях осуществляется помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.
Учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура) и отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Осуществление межпредметных связей предусматривается при изучении каждой темы программы. Так, при изучении тем «Форма», «Величина предметов» устанавливается взаимосвязь с уроками математики; закрепление умений различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела) требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Акцент делается на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт прохождения программного материала по разным предметам.
Формирование межпредметных связей обеспечивает более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается не только за счет межпредметных связей, а так же за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.
Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др.
Каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала. Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу на уроке, а дополняет ее.
Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:
• Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
• Действия по соотнесению предмета с эталоном.
• Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;
— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка.
Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.
Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. на основе полноценного восприятия предметов и понимания отношений между ними объективно оценивать действительность в пространственных, количественных, качественных и временных отношениях.
Предметно-практическая деятельность формирует предпосылки к возникновению абстрактного мышления, накапливается сенсорно-двигательный опыт, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря обучающихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Данная рабочая программа способствует организации и оказанию комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Цель данного курса - на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, сформировать у обучающихся правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.
Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии. Состав подгрупп имеет подвижный характер: для одних обучающиеся класса осуществляется индивидуальная коррекция, другим целесообразна групповая работа, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 108 часов в учебный год, 3 часа в неделю. Занятия продолжительностью 15—25 мин. проходят как в первую, так и во вторую половину дня.
Помещение для занятий просторное, есть посадочные места для всех учеников, можно проводить и подвижные игры.
Формы организации детей на занятиях разнообразны: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.
Личностные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса в 2-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами изучения курса в 2-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся должны знать:
правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.
Обучающиеся должны уметь:
владеть карандашом, ручкой, кистью;
раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;
конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
прекращать движение в нужной точке;
рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;
согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;
выполнять выразительные движения;
выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;
выполнять пальчиковые упражнения;
выполнять графические работы под диктовку;
принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;
самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;
играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;
адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.
Тактильно-двигательное восприятие
Обучающиеся должны знать:
- специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.
Обучающиеся должны уметь:
- определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
- делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;
- определять материал, из которого сделан предмет;
- путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.
Восприятие особых свойств предметов
Обучающиеся должны знать:
- особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);
- продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);
- основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.
- выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;
-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
- различать характер мелодии (веселая – грустная).
Восприятие пространства
Обучающиеся должны знать:
- понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево.
Обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;
обозначать словом направления движения;
располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;
словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве.
Оценки результатов
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.
Свою работу на занятии обучающиеся оценивают самостоятельно, прикрепляя соответствующий символ, выбранный в конкретном периоде.
Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.
Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:
- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;
- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.
Учебно-методическое обеспечение
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1- 4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.
Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Список литературы
Антонова, С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
Содержание разделов курса (67 часов)
Раздел 1. Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)
Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков (18 часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.
Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие (8 часов)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Раздел 4. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8 часов)
Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Задачи этого раздела:
• формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов: формирование представлений о строении и возможностях рук;
• обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами;
• обследование различных предметов из разных материалов с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений;
• ориентирование на плоскости с помощью осязания;
• приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком;
• формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (22 часа)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Раздел 6. Восприятие пространства (10 часов)
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия (10 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Развитие слухового восприятия (12 часов)
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 9. Восприятие времени (10часов)
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).
Раздел 10. Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (3 час)
Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1.
Исследование психомоторики и сенсорных процессов.
1
2.
Развитие моторики, графомоторных навыков
18
3.
Тактильно-двигательное восприятие
8
4.
Восприятие особых свойств предметов
8
5.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
22
6.
Восприятие пространства
10
7.
Развитие зрительного восприятия
10
8.
Развитие слухового восприятия
12
9.
Восприятие времени
10
10.
Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов
3
Итого:
67
Календарно – тематическое планирование
N п/п
Тема
Кол часов
Дата
1.
Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий
1
4.09
Развитие моторики, графомоторных навыков
18 часов
2.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух звеньев.
1
6.09
3.
Обучение целенаправленным действия по инструкции педагога, состоящей из трёх звеньев.
1
11.09
4.
Координация движений - игра «Тир»
1
13.09
5.
Координация движений - игра с мячом.
1
18.09
6.
Координация движений игра обручем.
1
20.09
7.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
1
25.09
8.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
1
27.09
9.
Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
1
2.10
10.
Развитие быстроты, ловкости и точности движений.
1
4.10
11.
Развитие умения контролировать сменяемость действий.
1
9.10
12.
Развитие умения контролировать сменяемость действий.
1
11.10
13.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету
1
16.10
14.
Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету
1
18.10
15.
Штриховка в разных направлениях.
1
23.10
25.10
Тактильно-двигательное восприятие
8 часов
20.
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений.
1
6.11
21.
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).
1
8.11
22.
Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.
1
13.11
23.
Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).
1
15.11
24.
Игры со средней мозаикой.
1
20.11
25..
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.
1
22.11
26.
Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
1
27.11
27.
Игра «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего.
1
29.11
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
8 часов
28.
Измерение температуры воздуха с помощью градусника.
1
4.12
29.
Вкусовые качества - сладкое — горькое
1
6.12
30.
Вкусовые качества - сырое — вареное.
1
11.12
31.
Обозначение словом вкусовых ощущений.
1
13.12
32.
Восприятие чувства тяжести от разных предметов.
1
18.12
33.
Сравнение трех предметов по весу -тяжелый — средний — легкий.
1
20.12
34.
Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами.
1
25.12
35.
Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком.
1
27.12
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
22
36.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.
1
14.01
37.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.
1
15.01
38.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.
1
21.01
39.
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом.
1
22.01
40.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
1
28.01
41.
Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом.
1
29.01
42.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
1
4.02
43.
Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
1
5.02
44.
Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
1
11.03
45.
Составление рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку.
1
12.02
46.
Различение цветов и оттенков.
1
18.02
47.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.
1
19.02
48.
Подбор оттенков цвета к основным цветам.
1
25.02
49.
Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
1
26.02
50.
Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
1
4.03
51.
Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.).
1
5.03
52.
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
1
53.
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
1
11.03
54.
Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
1
12.03
55.
Предметно – практическое повторение.
1
18.03
Восприятие пространства
10
58.
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.
1
2.04
59.
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше;
1
4.04
60.
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше;
1
9.04
61.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
1
11.04
62.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
1
16.04
63.
Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа.
1
18.04
64.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
1
23.04
65.
Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами.
1
25.04
66.
Пространственная ориентировка на поверхности парты.
1
30.04
67.
Предметно – практическое повторение.
1
2.05
Развитие зрительного восприятия
5
68.
1
7.05
69.
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.
1
14.05
70.
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.
1
16.05
71.
Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
1
21.05
72.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок.
1
23.05
73.
Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения).