kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"С.А. Есенин "Собаке Качалова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей русского языка и чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"С.А. Есенин "Собаке Качалова"»

Цель: познакомить обучающихся со стихотворением С.А. Есенина «Собаке Качалова».


Задачи:

1. Образовательная. Формирование умения анализировать лирическое стихотворение; отработка навыка выразительного чтения стихотворения с основой на его анализ.


2. Коррекционно-развивающая. Коррекция аналитико-синтетической деятельности обучающихся на основе специальных упражнений. Развитие речи обучающихся на основе формулирования и обоснования собственной точки зрения.


3. Воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству С.А. Есенина. Воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

Формирование жизненных компетенций учащихся;


Оборудование: около доски стоит стол, накрытый белой скатертью, самовар, раскрытая книга, свеча; выставка книг Есенина, повесть Б. Васильева «А завтра была война», на доске –портрет Есенина, эпиграф, бумажные листы клена на партах.

Слово учителя.

Сергей Есенин…он входит в душу каждого человека таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи, шепотом сосняка, запахом дегтя от тележных колес, посвистом кос на лугу да песней, вобравшей в себя людские радости и людские печали.


Ученица читает стихотворение Н.Брауна.


В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь березы и синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: Сергей Есенин –

Всей России встают черты.


Слово учителя.


О Есенине можно говорить бесконечно , потому что «Есенин - это вечное, как это небо». Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Есенина. Мы собрались с вами, чтобы еще раз почувствовать теплоту и душевность поэзии лирика.


-Но сначала проверим, как вы знаете творчество поэта.


Слайды 4,5,6


Тест :

1 . Среди названий стихотворений найти произведение Есенина:


  1. « Бабушкины сказки»

  2. « Вчера еще в глаза глядел…»

  3. « Это утро, радость эта»


2 . Найти строчку из стихотворения С. Есенина:


  1. « Красною кистью рябина зажглась»

  2. « В сто сорок солнц закат пылал»

  3. « Тучки небесные, вечные странники»


3 . Какой прием использован в стихотворении «С добрым утром»?


  1. Юмор

  2. Анафора

  3. Преувеличение


-Молодцы, знаете стихи Есенина!


А знаете ли вы стихотворение « Нивы сжаты»?


Проверка домашнего задания


Метод «Летающие фразы»


Цель: объединение обучающихся в группы для дальнейшей работы на уроке; развитие долговременной памяти обучающихся.

Необходимые материалы: карточки с напечатанными незаконченными фразами из стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Учитель во время урока раздаёт обучающимся подготовленные карточки. Обучающиеся читают вслух записи на карточках и объединяются в группы те, кому досталось начало строчки из стихотворения и его продолжение.


Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.


-Кто желает прочитать это стихотворение?

-О чем оно?


-А теперь обратите внимание на эпиграф к уроку. Это слова Сергея Есенина.

О чем они?


Вот какой разговор состоялся в 1923 году между Есениным и его другом Анатолием Мариенгофом.


Поэт с грустью сказал:

— А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати.

— За чем же дело стало? — спросил его Мариенгоф.

— Для этого ж влюбиться надо, — отвечал Есенин. — Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.


Слайд 7


Надо сказать, что Сергей Есенин был любимцем у женщин того времени.

Что же привлекало женщин в поэте?
Первым делом хотелось бы отметить его изысканную и неотразимую внешность, которая привлекала и притягивала женщин. Не менее важная причина – это умение преподнести разговор, голос поэта способен был завораживать и притягивать к себе внимание девушек.

Сергей Есенин мог создать притягательную беседу не только с противоположным полом, но и с домашними питомцами. Наиболее ярким примером такого разговора является стихотворение «Собаке Качалова».

Слайд 8

-Объясните его название, почему так поэт назвал свое стихотворение?

Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова.

(звукозапись стихотворения)

Слайд 9

Вы уже знаете, что в произведении написана истинная правда. Да, на самом деле существовала такая собака в то время, и звали ее Джим. Жила она в доме известного актера Василия Качалова.
Сергей Есенин был в дружеских отношениях с актером и часто посещал его дом. Следует отметить, что домашние питомцы всегда чувствуют доброжелательность, исходящую от хороших людей. Именно поэтому собака очень быстро полюбила приходящего гостя и сильно привязалась к нему.
Домашний питомец с нетерпением ждал очередной встречи с Есениным, а поэт в свою очередь всегда приносил псу разнообразные деликатесы.

Работа в группах

-Какие 2 темы просматриваются в стихотворении?

-Вы в начале урока разделились на 2 группы.

Каждая группа сформулирует различные взгляды на тематику стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова»

(тема любви к животным; тема любви к женщине)

Для этого обучающиеся читают самостоятельно стихотворение, затем обсуждают тему стихотворения, зачитывая строфы.

- Какой же сделаем вывод. О чем это стихотворение?

Да, посвящено собаке, но о любви между мужчиной и женщиной. О любви неразделенной. Оно пронизано грустью и сожалением о прошлом. В каких строчках находится подтверждение того, что именно женщина является виновницей его грустного состояния, прочитаем их еще раз вместе (хором)

-Хотите узнать, кто же та, которая «всех безмолвней и грустней»?

Такая женщина, как и Джим, существовала. Это Галина Бениславская.

Слайд 10


Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством.

«Галя –мой друг! Больше, чем друг! Галя – мой хранитель!»-говорил о ней Есенин.

Слайд 11

Из переписки: (читают мальчики класса)

«Галя, милая! Повторяю вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…»

«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину»

-Теперь вы понимаете, какую вину испытывал перед ней Есенин?

Вспомните урок по творчеству М. Цветаевой. Какая пословица подходит к нашему уроку? (У обучающихся пословицы на карточках в виде закладок)

- С каким чувством, интонацией надо читать стихотворение?

Выразительное чтение

-Хорошо, к следующему уроку подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Релаксационная пауза:

-Сядьте поудобнее, закройте глаза, послушайте отрывок из симфонии

Клода Дебюсси «Мелодия слез»

-Какие ассоциации вызвала у вас музыка?

Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Но, я думаю, что стихи Есенина никого из вас не оставили равнодушными.

А ведь было время, когда они были запрещены.

Слайд 12

-Посмотрите отрывок из кинофильма по повести Бориса Васильева «А завтра была война» Вика Люберецкая, ученица 9 класса, читает «Дай, Джим, на счастье лапу мне»

Действие в повести происходит перед самой войной 1941 года, а памятник С. Есенину в Рязани установили в 1975 году на празднование 80-летия со дня рождения поэта.


Поразмышляйте над диалогом двух героинь из этой повести.

На вопрос, какие строчки вы бы написали на памятнике Есенину, они ответили:

Вика Люберецкая: «Спасибо тебе, сердце, которое болело за нас…»

Искра Полякова: «Спасибо тебе, сердце, которое билось для нас»

Чьё мнение вам ближе? Почему? Предложите свой вариант надписи на памятнике.


- Прочитайте на каникулах повесть «А завтра была война».


Слайд 13



- Настоящие поэты не проходят бесследно, их стихи живут в сердце каждого уважающего себя человека.


Возьмите листочки клена, которые лежат у вас на партах, запишите то слово или словосочетание, которое вам дорого в поэзии Есенина. (имя поэта или надпись на памятнике)

Поднимите на одном уровне листы. Создадим венок славы Сергею Есенину.


А вам спасибо за работу!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"С.А. Есенин "Собаке Качалова"

Автор: Осипова Людмила Александровна

Дата: 24.03.2021

Номер свидетельства: 576591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Интерактивная игра  по творчеству С. А. Есенина "Я последний поэт деревни" "
    ["seo_title"] => string(80) "intieraktivnaia-ighra-po-tvorchiestvu-s-a-iesienina-ia-posliednii-poet-dierievni"
    ["file_id"] => string(6) "218168"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433686866"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русской литературе.Творчество С.Есенина. Лирика"
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-russkoi-litieraturie-tvorchiestvo-s-iesienina-lirika"
    ["file_id"] => string(6) "303661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457585897"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока на тему "С.А.Есенин Персидские мотивы" стихотворение "Шаганэ, ты моя Шаганэ" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-na-tiemu-s-a-iesienin-piersidskiie-motivy-stikhotvorieniie-shaghane-ty-moia-shaghane"
    ["file_id"] => string(6) "242318"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445438875"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Быть поэтом - это значит..." С.Есенин"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-byt-poetom-eto-znachit-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "255287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Презентация  С.Есенин-120 лет"
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-s-iesienin-120-liet"
    ["file_id"] => string(6) "255288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства