Просмотр содержимого документа
«"С.А. Есенин "Собаке Качалова"»
Цель: познакомить обучающихся со стихотворением С.А. Есенина «Собаке Качалова».
Задачи:
1. Образовательная. Формирование умения анализировать лирическое стихотворение; отработка навыка выразительного чтения стихотворения с основой на его анализ.
2. Коррекционно-развивающая. Коррекция аналитико-синтетической деятельности обучающихся на основе специальных упражнений. Развитие речи обучающихся на основе формулирования и обоснования собственной точки зрения.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству С.А. Есенина. Воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.
Формирование жизненных компетенций учащихся;
Оборудование: около доски стоит стол, накрытый белой скатертью, самовар, раскрытая книга, свеча; выставка книг Есенина, повесть Б. Васильева «А завтра была война», на доске –портрет Есенина, эпиграф, бумажные листы клена на партах.
Слово учителя.
Сергей Есенин…он входит в душу каждого человека таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи, шепотом сосняка, запахом дегтя от тележных колес, посвистом кос на лугу да песней, вобравшей в себя людские радости и людские печали.
Ученица читает стихотворение Н.Брауна.
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: Сергей Есенин –
Всей России встают черты.
Слово учителя.
О Есенине можно говорить бесконечно , потому что «Есенин - это вечное, как это небо». Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Есенина. Мы собрались с вами, чтобы еще раз почувствовать теплоту и душевность поэзии лирика.
-Но сначала проверим, как вы знаете творчество поэта.
Слайды 4,5,6
Тест :
1 . Среди названий стихотворений найти произведение Есенина:
« Бабушкины сказки»
« Вчера еще в глаза глядел…»
« Это утро, радость эта»
2 . Найти строчку из стихотворения С. Есенина:
« Красною кистью рябина зажглась»
« В сто сорок солнц закат пылал»
« Тучки небесные, вечные странники»
3 . Какой прием использован в стихотворении «С добрым утром»?
Юмор
Анафора
Преувеличение
-Молодцы, знаете стихи Есенина!
А знаете ли вы стихотворение « Нивы сжаты»?
Проверка домашнего задания
Метод «Летающие фразы»
Цель: объединение обучающихся в группы для дальнейшей работы на уроке; развитие долговременной памяти обучающихся.
Необходимые материалы: карточки с напечатанными незаконченными фразами из стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Учитель во время урока раздаёт обучающимся подготовленные карточки. Обучающиеся читают вслух записи на карточках и объединяются в группы те, кому досталось начало строчки из стихотворения и его продолжение.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
-Кто желает прочитать это стихотворение?
-О чем оно?
-А теперь обратите внимание на эпиграф к уроку. Это слова Сергея Есенина.
О чем они?
Вот какой разговор состоялся в 1923 году между Есениным и его другом Анатолием Мариенгофом.
Поэт с грустью сказал:
— А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати.
— За чем же дело стало? — спросил его Мариенгоф.
— Для этого ж влюбиться надо, — отвечал Есенин. — Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.
Слайд 7
Надо сказать, что Сергей Есенин был любимцем у женщин того времени.
Что же привлекало женщин в поэте? Первым делом хотелось бы отметить его изысканную и неотразимую внешность, которая привлекала и притягивала женщин. Не менее важная причина – это умение преподнести разговор, голос поэта способен был завораживать и притягивать к себе внимание девушек.
Сергей Есенин мог создать притягательную беседу не только с противоположным полом, но и с домашними питомцами. Наиболее ярким примером такого разговора является стихотворение «Собаке Качалова».
Слайд 8
-Объясните его название, почему так поэт назвал свое стихотворение?
Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова.
(звукозапись стихотворения)
Слайд 9
Вы уже знаете, что в произведении написана истинная правда. Да, на самом деле существовала такая собака в то время, и звали ее Джим. Жила она в доме известного актера Василия Качалова. Сергей Есенин был в дружеских отношениях с актером и часто посещал его дом. Следует отметить, что домашние питомцы всегда чувствуют доброжелательность, исходящую от хороших людей. Именно поэтому собака очень быстро полюбила приходящего гостя и сильно привязалась к нему. Домашний питомец с нетерпением ждал очередной встречи с Есениным, а поэт в свою очередь всегда приносил псу разнообразные деликатесы.
Работа в группах
-Какие 2 темы просматриваются в стихотворении?
-Вы в начале урока разделились на 2 группы.
Каждая группа сформулирует различные взгляды на тематику стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова»
(тема любви к животным; тема любви к женщине)
Для этого обучающиеся читают самостоятельно стихотворение, затем обсуждают тему стихотворения, зачитывая строфы.
- Какой же сделаем вывод. О чем это стихотворение?
Да, посвящено собаке, но о любви между мужчиной и женщиной. О любви неразделенной. Оно пронизано грустью и сожалением о прошлом. В каких строчках находится подтверждение того, что именно женщина является виновницей его грустного состояния, прочитаем их еще раз вместе (хором)
-Хотите узнать, кто же та, которая «всех безмолвней и грустней»?
Такая женщина, как и Джим, существовала. Это Галина Бениславская.
Слайд 10
Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством.
«Галя –мой друг! Больше, чем друг! Галя – мой хранитель!»-говорил о ней Есенин.
Слайд 11
Из переписки: (читают мальчики класса)
«Галя, милая! Повторяю вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…»
«Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину»
-Теперь вы понимаете, какую вину испытывал перед ней Есенин?
Вспомните урок по творчеству М. Цветаевой. Какая пословица подходит к нашему уроку? (У обучающихся пословицы на карточках в виде закладок)
- С каким чувством, интонацией надо читать стихотворение?
Выразительное чтение
-Хорошо, к следующему уроку подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Релаксационная пауза:
-Сядьте поудобнее, закройте глаза, послушайте отрывок из симфонии
Клода Дебюсси «Мелодия слез»
-Какие ассоциации вызвала у вас музыка?
Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Но, я думаю, что стихи Есенина никого из вас не оставили равнодушными.
А ведь было время, когда они были запрещены.
Слайд 12
-Посмотрите отрывок из кинофильма по повести Бориса Васильева «А завтра была война» Вика Люберецкая, ученица 9 класса, читает «Дай, Джим, на счастье лапу мне»
Действие в повести происходит перед самой войной 1941 года, а памятник С. Есенину в Рязани установили в 1975 году на празднование 80-летия со дня рождения поэта.
Поразмышляйте над диалогом двух героинь из этой повести.
На вопрос, какие строчки вы бы написали на памятнике Есенину, они ответили:
Вика Люберецкая: «Спасибо тебе, сердце, которое болело за нас…»
Искра Полякова: «Спасибо тебе, сердце, которое билось для нас»
Чьё мнение вам ближе? Почему? Предложите свой вариант надписи на памятнике.
- Прочитайте на каникулах повесть «А завтра была война».
Слайд 13
- Настоящие поэты не проходят бесследно, их стихи живут в сердце каждого уважающего себя человека.
Возьмите листочки клена, которые лежат у вас на партах, запишите то слово или словосочетание, которое вам дорого в поэзии Есенина. (имя поэта или надпись на памятнике)
Поднимите на одном уровне листы. Создадим венок славы Сергею Есенину.