Просмотр содержимого документа
«Растения и животные зимой»
Работу выполнила:
учитель коррекционных классов
Воробьева Ольга Сергеевна
МОУ Лесная СОШ
с. Лесное
Лесного района
Тверской области
Технологическая карта
Класс: 4 класс учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предмет: мир природы и человека
Тема урока: «Растения и животные зимой»
Тип урока: Комбинированный урок
Цель: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы.
Задачи:
Образовательная:
Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.
Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении внешних особенностей хвойных деревьев, животных;
- развивать мелкую моторику с помощью ощупывания ветвей ели и сосны;
- совершенствовать устную речь, путем ответа на вопросы учителя и составления предложений по предложенным словам.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и интерес к окружающему нас миру;
- формировать эстетические представления у детей.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
сформировать представление учащихся об изменениях, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.
Метапредметные:
личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);
регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);
познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний;
коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).
Оборудование: Учебник «Мир природы и человека», иллюстративный материал: карточки с изображением деревьев и животных.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Встали ровно,
Подтянулись
И друг другу
Улыбнулись
- Проверим, все ли готово к уроку?
Дети проверяют готовность к уроку
Личностные
Регулятивные
Актуализация знаний
- Вы помните, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы?
- Сейчас я проверю это?
Я загадываю загадки, а вы отгадываете.
1.Он и белый и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!
(Снег)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
- Что же произошло в природе с наступлением зимы?
- А теперь выясним, как эти изменения повлияли на жизнь растений?
- Посмотрите на картину.
- Что происходит с травой?
- Что происходит с деревьями и кустарниками?
- А все ли деревья зимой стоят голые?
- Какие деревья?
Дети вспоминают об изменениях природы
Дети отгадывают загадки
Ударил мороз и выпал снег.
Дети смотрят на картину.
Она погибает
Они сбрасывают листву
Нет
Ель и сосна
Личностные
Сообщение темы урока и цели урока
- Сегодня мы с вами познакомимся, с изменениями которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы.
Работа над новым материалом
1. - Посмотрите на вторую картинку.
- Какие деревья здесь изображены?
- Какие еще деревья остаются зелеными?
- Что вы знаете о ели и сосне?
2. - Сейчас мы с вами прочитаем статью в учебнике.
- Как называют сосну и ель?
- Какой высоты они достигают?
- Где растет сосна?
- Где растет ель?
- Почему сосна растет в основном на открытых местах, а ель в теневых местах?
3. Сравнение веток ели и сосны.
- Какие хвоинки у ели, какие у сосны?
- Как они расположены?
4. Работа с карточками
- Сейчас я проверю как вы внимательно читали статью. Я вам даю таблички, а вы их заполните.
Дети смотрят на картинку
Ели
Сосны
Дети говорят, что знают о ели и сосне
Дети читают учебник на странице 64.
Вечнозеленые хвойные деревья
50 – 70 метров
На склонах гор, болотах, на песке
В любом лесу в тени других деревьев.
Сосна любит свет, ель тень.
У ели короткие, у сосны длинные.
У сосны парами, у ели нет
Заполняют таблицы
Коммуникативные
Физкультминутка
Работа над новым материалом (продолжение)
5. – Как вы думаете дружат ли деревья с животными?
- С кем дружит ель?
Белка спряталось в дупло
В нем и сухо и тепло
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
- Белка питается шишками ели. Строит дупло в котором хранит запасы.
- А кто еще питается семенами шишек ели?
- А еще семенами шишек питается клест. Посмотрите на изображение птичке.
- Это особенная птичка. Зимой она выводит птенцов. Свое гнездо устилает пухом и птенцы не замерзают. Кормит их семенами шишек.
6. – Сейчас я проверю каких диких животных вы знаете?
- Расположите картинки на две группы.
1 группа – животные которые можно увидеть зимой в лесу (заяц, лиса, волк, лось)
2 группа – остальные животные.
(еж, медведь, барсук)
- Давайте выясним чем они питаются?
- А можно ли увидеть этих животных? А где?
- А почему они находятся в спячке? (если дети затрудняются ответить, то спросить чем питается каждое животное)
- А каких птиц можно увидеть зимой?
- Где вы их видели? Как люди о них заботятся?
Да
Белка
Дети слушают стихотворение
Дятел
Дети смотрят на изображение
Располагают картинки на две группы
Дети отвечают: заяц – корой деревьев, лось – сухая трава, лиса и волк – мясом животных
Нет. В спячке.
Им нет еды.
Дети перечисляют названия птиц
Развешивают кормушки и насыпают корм
Коммуникативные
Закрепление
Игра «Да и Нет»
- Сейчас мы с вами сыграем в игру «Да и Нет». Я задаю вопросы, если правильно то отвечаем «Да», если не правильно то «Нет»
1. Верно ли, что белка спит в берлоге?
2. Еж зимой впадает в спячку?
3. Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи?
4. Волк – это зверь?
5. Береза – это вечнозеленое растение?
6. Клесты выводят птенцов летом?
7. Можем ли мы помочь птицам?
Дети играют в игру
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Нет
Да
Коммуникативные
Подведение итогов
- Что новое мы узнали на уроке?
Дети отвечают
Рефлексия
Если урок понравился прикрепите к доске смайлик с веселой рожицей, если нет то с грустной рожицей.