Оборудование: мультимедийная презентация, книга «Конституция РФ».
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
Учитель: Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш классный час сегодня посвящается этой теме. Это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Наш классный час посвящен ответу на вопрос «Что такое Конституция?». Вам предстоит познакомиться с Конституцией РФ, с основными правами и свободой человека и гражданина.Тема классного часа «Конституция. Права и свободы человека и гражданина».
2. Основная часть.
Учитель: Для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос, мы с вами совершим путешествие, где на каждой остановке вас ждет много интересного.
Учитель: Первая наша станция называется «Конституция». Что вы знаете о слове «Конституция»?
Ученик: Конституция – это основной закон страны.
Учитель: Совершенно верно. Слово «конституция», в переводе с латинского языка, означает устройство, установление. Главным законом государства выступает конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданином и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны.
Учитель: В какой стране мы живём?
Ученик: Мы живем в стране Россия.
Учитель: Молодцы. Наша страна называется Российская Федерация или Россия, сокращённо РФ. 12 декабря 1993 года принята Конституция РФ. В 2018 году мы отмечаем 25-летие со дня принятия Конституции РФ. (Показ Конституции РФ (по возможности раздать учащимся на каждый стол)). Конституция – это закон прямого действия, что означает следующее: если нарушаются права и интересы, защищаемые Конституцией, любой гражданин имеет право обратиться в суд, ссылаясь на Основной закон страны.
Учитель: Российская Конституция содержит вводную часть, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучие России. (См. Конституцию РФ). Ребята, посмотрите, сколько разделов и глав имеет Конституция?
Ученик: Конституция состоит из девяти глав и двух разделов.
Учитель: Предлагаю вам рассмотреть эти разделы и главы и назвать их.
Ученик: Учащиеся зачитывают название каждой главы по очереди.
Учитель: Ребята, Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Российской Федерации и имеет тоже Устав Ханты-Мансийского автономного округа, принятый 26 апреля 1995 года (показ Устава ХМАО).
Учитель: Более подробно мы рассмотрим главу 2 в Конституции РФ и главу 4 «Основные права, свободы человека и гражданина», а для этого мы движемся вперед к другой станции под названием «Права и свободы человека и гражданина» (См. глава 4).
Сейчас вы разделитесь на две группы, каждая из которых, работая с фрагментом текста Конституции РФ, а именно: с главой 4 Конституции РФ «Основные права и свободы человека и гражданина», попытается найти в нем права человека и гражданина.
Ученик: учащие прочитывают названия, найденных ими статей.
Учитель: Молодцы! Ребята, вы справились с этой задачей. Сейчас мы отправимся на последнюю станцию «Основные обязанности». У человека и гражданина кроме прав и свобод есть ещё и обязанности, про которые нельзя забывать. Они также прописаны в Конституции. Нам с вами, ребята, нужно их найти и запомнить.Мы сейчас этим и займемся. Наша задача выбрать статьи, посвященные обязанностям человека и гражданина.
Ученик: поиск детьми нужных статей из Конституции.
Учитель: Мне интересно, а хотели бы вы что-нибудь ещё добавить к правам и обязанностям человека и гражданина?
Ученик: ответы детей.
Учитель: Мы с вами изучили Конституцию, но есть и другие правовые документы, защищающие права и свободы человека и гражданина: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др. (показ правовых документов).
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Вспомните, какие станции вы посетили?
Ученик: Мы побывали на станции «Конституция»,«Права и свободы человека и гражданина», «Основные обязанности».
IV. Заключительная часть.
Учитель: В заключение предлагаю ответить на вопросы:
1. Главным законом государства выступает Конституция страны? Да или нет? (Да)
2. Конституция РФ состоит из двух разделов, 9 глав, 137 статей? Да или нет? (Да).
3. В 2018 году исполняется 25-летие со дня принятия Конституции РФ? Да или нет? (Да).
Учитель: Молодцы, ребята, вы сегодня узнали много нового и полезного. Познакомились с историей Конституции РФ, с главой №2 «Права и свободы человека и гражданина». Пришли к выводу, что у каждого человека есть, не только права и свобода, но и обязанности, то должны соблюдать основной закон РФ – Конституцию.
В завершение классного часа предлагаю провести конкурс рисунков на тему «Права и обязанности в классе». В кабинете географии будет организована выставка рисунков, посвященная Конституции РФ.