Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе школы 8 вида
(Фахрединова Л.Ф., учитель-дефектолог МОУ «Сош№1» )
ТЕМА : «НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГЕРАСИМА».
ЦЕЛИ:
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся.
Коррекция умений давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать отрывки художественного произведения, пересказывать.
ХОД УРОКА.
Дыхательная гимнастика. Речевая разминка.
Актуализация знаний.
1. Ребус Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
– Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)
-Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
III. Работа с текстом.
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Тема нашего урока : « Нравственный облик Герасима».
( Словарь нравственных качеств будет вам помощником)
-Как вы понимаете слово нравственный?
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.
Безнравственный – нарушающий правила нравственности.
- Кто такой Герасим?
- Чем выделяется Герасим среди окружающих? Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь.
– Как работал Герасим? Герасим тяжело переживает переезд в город. Но его спасает труд. Он умеет работать не из-под палки, труд приносит ему радость
-Тургенев использует следующие сравнения:
КАРТОЧКА.
“вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле”
“скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо” “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья”
– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть такие черты характера Герасима, как …..” (его любовь к свободной жизни, к земле, на которой он вырос.) Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло.
У Тургенева мы читаем : «На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»
Каково значение слова «степенный»? Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Рассудительно - серьезный, отличающийся основательностью поступков,
достоинством поведения.
Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)
Итак, что мы узнали о Герасиме, как о человеке из первых глав? (Герасим – глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый, ответственно относящийся к своим обязанностям)
– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Не идет на конфликт, уважает себя и других,
IV.ФИЗМИНУТКА
– Но вот привычный ход его жизни нарушается. Судьба смилостивилась: Бог послал Герасиму утешение. Какое?
- Мог ли он услышать плеск воды, жалобное повизгивание?.. Сердце подсказало! Герасим спасает Муму
- В чем значение этого события для Герасима? Снова есть, кого любить, кого защищать, о ком заботиться.
- Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние. - Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как? Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком.
- Каким образом барыня опять вмешивается в судьбу Герасима? Как ведет себя Герасим? Какие черты характера проявляет? ( Пытается всеми силами защитить питомицу, переживает, чувствует свое бессилие, но не идет на конфликт ни с кем)
- Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?
- Какие черты характера Герасима проявляются в этом эпизоде?
(Герасим – человек сильной воли, честный, прямой, мужественный.)
- Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова? (Все видят и знают, что Герасим никогда не лжет, не притворяется. Его слову верят, его уважают. Как он пообещал сделать, так и сделает.)
- Почему такой богатырь Герасим вынужден подчиниться барыне?
- Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни
Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан?( Он хочет последний выход с Муму сделать как можно приятнее для неё.)
- Как выполнил Герасим своё обещание?
- Каково было душевное состояние Герасима? (зачитать)
*Какая сцена в произведении показывает нравственное превосходство
Герасима над другими дворовыми, где он буквально выше их?
Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни любовь к ближним, любовь к Отечеству, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эти качества присущи Герасиму, этим он отличается от других. А Герасим выше их, так как посмел ослушаться старуху, спрятав собаку) А дворовые проявляют малодушие, они боятся хозяйки)
- Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод? Когда утопил Муму, только тогда. ( Герасим не имел никакого права уходить в деревню. Но так жить он дальше не мог, не мог терпеть унижения барыни) ( В Герасиме победила не привычка подчиняться, а уважение к своему достоинству, желание освободиться от духовного гнета. Это был. его нравственная победа над барыней, победа добра над злом.) Ведь человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.
- Вспомните финал рассказа. В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость.
V.Рефлексия.
-Что нужного, интересного вы узнали сегодня?
Д/З : Существуют две точки зрения на героя Тургенева
1. Герасим – слабый, безвольный человек
2. Герасим – человек, обладающий силой духа.
С какой вы согласны, обоснуйте.