kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственный выбор Герасима.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект помогает сформировать умение давать характеристику герою,высказывать свое отношение к поступкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НРАВСТВЕННЫЙ (2)»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе школы 8 вида

(Фахрединова Л.Ф., учитель-дефектолог МОУ «Сош№1» )


ТЕМА : «НРАВСТВЕННЫЙ  ОБЛИК  ГЕРАСИМА».

ЦЕЛИ:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма через уважение к русскому народу.

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся.

  • Коррекция умений давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать отрывки художественного произведения, пересказывать.

ХОД  УРОКА.

    1. Дыхательная гимнастика. Речевая разминка.

    2. Актуализация знаний.
      1. Ребус Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

      r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
      – Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты.)
      – Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму.)

-Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
– Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет.)
– На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
– Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)


III. Работа с текстом.

Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Тема нашего урока : « Нравственный облик Герасима».

( Словарь нравственных качеств будет вам помощником)

-Как вы понимаете слово нравственный?

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Безнравственный – нарушающий правила нравственности.



- Кто такой Герасим?

- Чем выделяется Герасим среди окружающих? Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь.

– Как работал Герасим? Герасим тяжело переживает переезд в город. Но его спасает труд. Он умеет работать не из-под палки, труд приносит ему радость

-Тургенев использует следующие сравнения:

КАРТОЧКА.
“вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле”
“скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо” “бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь” “дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья”
– Продолжите мою фразу: “Эти сравнения помогают подчеркнуть такие черты характера Герасима, как …..” (его любовь к свободной жизни, к земле, на которой он вырос.) Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло.
У Тургенева мы читаем : «На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.»
Каково значение слова «степенный»? Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Рассудительно - серьезный, отличающийся основательностью поступков,
достоинством поведения.
 Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

Итак, что мы узнали о Герасиме, как о человеке из первых глав? (Герасим – глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий, трудолюбивый, ответственно относящийся к своим обязанностям)

Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Не идет на конфликт, уважает себя и других,

IV.ФИЗМИНУТКА

Но вот привычный ход его жизни нарушается. Судьба смилостивилась: Бог послал Герасиму утешение. Какое?

- Мог ли он услышать плеск воды, жалобное повизгивание?.. Сердце подсказало! Герасим спасает Муму

- В чем значение этого события для Герасима? Снова есть, кого любить, кого защищать, о ком заботиться.

-          Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние.    -  Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как? Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком.

- Каким образом барыня опять вмешивается в судьбу Герасима? Как ведет себя Герасим? Какие черты характера проявляет? ( Пытается всеми силами защитить питомицу, переживает, чувствует свое бессилие, но не идет на конфликт ни с кем)

-          Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?

- Какие черты характера Герасима проявляются в этом эпизоде?

(Герасим – человек сильной воли, честный, прямой, мужественный.)

-          Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова? (Все видят и знают, что Герасим никогда не лжет, не притворяется. Его слову верят, его уважают. Как он пообещал сделать, так и сделает.)

- Почему такой богатырь Герасим вынужден подчиниться барыне?

-         Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни

Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан?( Он хочет последний выход с Муму сделать как можно приятнее для неё.)

- Как выполнил Герасим своё обещание?

- Каково было душевное состояние Герасима? (зачитать)

  • Есть ли в повести еще люди, подобные Герасиму? Какие черты составляют его нравственный облик?

*Какая сцена в произведении показывает нравственное превосходство

Герасима над другими дворовыми, где он буквально выше их?

Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни любовь к ближним, любовь к Отечеству, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Эти качества присущи Герасиму, этим он отличается от других. А Герасим выше их, так как посмел ослушаться старуху, спрятав собаку) А дворовые проявляют малодушие, они боятся хозяйки)

-          Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод? Когда утопил Муму, только тогда. ( Герасим не имел никакого права уходить в деревню. Но так жить он дальше не мог, не мог терпеть унижения барыни) ( В Герасиме победила не привычка подчиняться, а уважение к своему достоинству, желание освободиться от духовного гнета. Это был. его нравственная победа над барыней, победа добра над злом.) Ведь человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.

-          Вспомните финал рассказа. В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость.

V.Рефлексия.

 -Что нужного, интересного вы узнали сегодня?

Д/З : Существуют две точки зрения на героя Тургенева

1.​ Герасим – слабый, безвольный человек

2.​ Герасим – человек, обладающий силой духа.

С какой вы согласны, обоснуйте.












Просмотр содержимого документа
«Словарь нравственных качеств»

Словарь нравственных качеств. 

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Безнравственный – нарушающий правила нравственности. Духовный – Связанный с внутренним, нравственным миром человека.

Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

Великодушие- наличие высоких душевных качеств.

Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

Долготерпение – большое терпение

Достоинство -  такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценности каждого человека как нравственной личности.

Искренность – умение человека выражать сои подлинные чувства и эмоции.

Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

Кротость( кроткий) – незлобивый, уступчивый, покорный.

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Послушание – повиновение, покорность

Преданность - чувство любви и верности к кому-либо.

Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

Точность – качество, выражающиеся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

Трудолюбие – качество человека характеризующиеся желании человека трудится.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель.

Честность – неспособность аморальным, антиобщественным поступкам.

Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.







Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

И. С. Тургенев. «МУМУ»  Нравственный  облик Герасима

И. С. Тургенев. «МУМУ»

Нравственный

облик Герасима

Сложенный богатырем, одаренный необычайной силой, дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе .

Сложенный богатырем, одаренный необычайной силой, дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе .

«Бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

«Бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

Трудолюбивый, ответственно относящийся к своим обязанностям.

Трудолюбивый, ответственно относящийся к своим обязанностям.

Был нрава строгого, серьезного, «смахивал на степенного гусака» Серьезный, достоинство в поведении

Был нрава строгого, серьезного, «смахивал на степенного гусака»

Серьезный, достоинство в поведении

Вдруг ему показалось, подхватил, сунул её в пазуху и пустился большими шагами домой.  Любовь, забота, чуткость, нежность

Вдруг ему показалось, подхватил, сунул её в пазуху и пустился большими шагами домой.

Любовь, забота, чуткость, нежность

Всю ночь он возился с неё, укладывал её, обтирал…и заснул около неё каким –то радостным и тихим сном. Оттаяла раненая душа, появился друг, нуждающийся в его внимании

Всю ночь он возился с неё, укладывал её, обтирал…и заснул около неё каким –то радостным и тихим сном.

Оттаяла раненая душа, появился друг, нуждающийся в его внимании

Страстно привязалась к Герасиму, не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостом. Полюбил без памяти, создал для неё все условия, было ему неприятно, если кто подходил к ней

Страстно привязалась к Герасиму, не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостом.

Полюбил без памяти, создал для неё все условия, было ему неприятно, если кто подходил к ней

Неподвижно стоял на пороге, глядел на всех.. Сверху, слегка оперши руки в бока Выдержка, сила воли, понимает, что бессилен перед барыней, но не идет на конфликт

Неподвижно стоял на пороге, глядел на всех.. Сверху, слегка оперши руки в бока

Выдержка, сила воли, понимает, что бессилен перед барыней, но не идет на конфликт

Честный, прямой, никогда не лжет, не притворяется, мужественный, умеет держать слово

Честный, прямой, никогда не лжет, не притворяется, мужественный, умеет держать слово

Герасим долго глядел на неё, две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз, он заслонил лицо своё руками.

Герасим долго глядел на неё, две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз, он заслонил лицо своё руками.

Он бросил весла, приник головой к Муму.. И остался неподвижным, скрестив могучие руки у неё на спине.

Он бросил весла, приник головой к Муму.. И остался неподвижным, скрестив могучие руки у неё на спине.

Наконец, Герасим выпрямился, поспешно, с каким –то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю…в последний раз посмотрел на неё.. Отвернулся, зажмурился и разжал руки..

Наконец, Герасим выпрямился, поспешно, с каким –то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю…в последний раз посмотрел на неё.. Отвернулся, зажмурился и разжал руки..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Нравственный выбор Герасима.

Автор: Фахрединова Людмила Федоровна

Дата: 12.04.2018

Номер свидетельства: 465982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "И.С. Тургенев "Муму""
    ["seo_title"] => string(20) "i-s-turghieniev-mumu"
    ["file_id"] => string(6) "286960"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454420289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства