Класс: 8 класс.
Тип учебного занятия: Обобщение знаний полученных в предыдущих классах.
Коррекция логического мышления через выделение главной мысли и обобщение знаний.
Коррекция связной монологической речи через ответы на вопросы и пересказ.
Воспитание нравственно- волевых качеств личности.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): учебники, книги, мультимедийный проектор, экран.
Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации.
Этапы учебного занятия | Время | Цель | Компетенция | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I. Пятиминутка внеклассного чтения | 3 мин. | Активизация внимания | | | Психологический настрой | Пожелания учителя | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель работает со слабочитающими учащимися над правильностью чтения. | Учащиеся читают художественные книги для внеклассного чтения. |
II Тема, цели, урока. | 2 мин. | Познакомить учащихся с целями урока. | | | Словесный | Рассказ учителя. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Сегодня на уроке: Проверим домашнее задание и: Вспомним произведения М.Горького. Работая с текстом: Узнаем биографию писателя В течение урока: Будем учиться осознанно и правильно читать, составлять план для пересказа. - И вашим домашним заданием будет пересказ биографии М.Горького. - Тот, кто на уроке будет работать старательно, активно, выполнять все необходимые задания правильно получит оценку «5». Я думаю, что все будут стремиться к этому. В конце урока мы все вмести оценим работу каждого. - Сегодня на уроке мы вновь обратимся к творчеству М.Горького, и девизом нашего урока будут слова писателя «Всем хорошим во мне я обязан книгам…». В конце урока вы должны сказать, согласны ли вы с этим выражением. | Учащиеся внимательно слушают учителя. |
III. Проверка домашнего задания Знакомство с публицистическим текстом | 5 мин | Активизация ранее полученных знаний. | | | Групповой Словесный Наглядный | Монолог учащихся Выставка книг | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Для подготовки к сегодняшнему уроку вы получили домашнее задание. Какое? | 1 гр. - Нам необходимо было подготовить выставку произведений М.Горького. 2гр. - Мы должны вспомнить произведения, которые читали. Это … 3гр. - Мы должны рассказать, о чем говорится в произведениях «Детство», «В людях» |
5 мин. | Напомнить учащимся об основных этапах жизни М.Горького | Знать жизненный путь писателя | Уметь слушать друг друга, оценивать ответы своих товарищей. | Словесный Иллюстративный Фронтальный | Подготовленное чтение сильным учеником. Портрет Диалог | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мы уже не первый год знакомимся с произведениями М.Горького, и еще будем знакомиться. Но, чтобы лучше понять, о чем он писал, нужно знать как он жил. А в этом нам поможет биография писателя. И сейчас Таня прочитает нам о М.Горьком. Пока она будет читать, вы внимательно слушаете, для того чтобы потом ответить мне на вопрос: «Какой была жизнь М.Горького». ( У всех учебники закрыты). - А сейчас через оглавление нашли нужную страницу. - Прочитайте заголовок и годы жизни писателя. - Вот перед нами портрет писателя. Посмотрите на лицо, посмотрите на эти хмуро сдвинутые брови, вглядитесь в эти пристально смотрящие глаза. - Почему у писателя такое лицо? | Учащиеся слушают подготовленное чтение ученицы. |
IV. Самостоятельное чтение | 2 мин | | | Уметь работать с текстом и находить необходимые слова. | | Жужжащее чтение. | |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сейчас вы читаете еще раз этот текст: - слабочитающие читают 1,2 абзацы. Покажите. И отмечают слова трудные для прочтения. - Остальные читают все и отмечают непонятные слова. | Ученики выполняют задание. |
VI. Словарная работа. | 3 мин. | Активизация словарного запаса. | Знать лексическое значение слов. | Уметь находить нужные слова в тексте, восстанавливать текст по памяти. | Словесный | Фронтальный Зрительный диктант | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Заведение Творение Босяк Псевдоним Зрительный диктант. Заведение. (Какое красильное заведение?) Красильное заведение. Владелец красильного заведения. Был владельцем красильного заведения. (Кто был владельцем?) Дед был владельцем красильного заведения. (Найдите предложение в тексте?) - Сколько раз повторяется слово заведение? - Сколько предложений в диктанте? - Назовите самое короткое? - Сколько слов в последнем предложении? - Еще раз прочитайте весь диктант. - А теперь восстановите его по памяти. Вывод: Разбор слов поможет нам лучше понять, о чем говориться в тексте. | Учащиеся говорят лексическое значение слов, подбирают синонимы. Учащиеся, опираясь на текст учебника, составляют диктант. Затем находят это предложение в тексте и читают его полностью Учащиеся по памяти восстанавливают текст зрительного диктанта. |
VII. Физминутка | 1 мин. | Соблюдение охранительного режима. | | Уметь выполнять упражнения за ведущим. | | Смена динамических поз | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель предлагает выполнить наклоны в стороны и потягивание вверх, стоя около парт. | Ученики повторяют упражнения. |
VIII.Работа по тексту.. | 9 мин. | Отработка осознанного чтения. | | Уметь находить сведения в тексте, выделять главную мысль, составлять план для пересказа. | Фронтальный Наглядный | Чтение по абзацам. По цепочке. Выборочное чтение. Диалог План | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сейчас мы приступаем к составлению плана пересказа, по которому вы будете выполнять домашнее задание. - Сколько абзацев в тексте. - Посмотрите на 2 и последний абзац, чем они отличаются? - Каждый абзац несет в себе какую-то мысль, которую мы и будем отражать в нашем плане. Чтение по абзацам. - Читаем 1 абзац хором. Выделите главную мысль? - Читаем 2 абзац по цепочке. О каком этапе жизни говорится? - Какой первый пункт плана - С кем жил Горький? - Какой был дед? - С кем еще жил мальчик? - А она какая? Вывод: Какое детство было у М.Горького? - Следующий абзац очень важный прочитайте его. Как вы понимаете слова деда? - Следующий абзац вы читаете жужжащим чтением. Ответьте на вопрос: Где работает М.Горький? (по цепочке) - Как называется такая жизнь? - Какой следующий пункт плана? - Прочитайте, кто привил интерес к литературе? - Почему именно интерес к книге? - Найдите предложение. Что открыл для себя Алеша в книгах? Почему именно через книги? Вывод: Чему должен быть благодарен Алеша? Подтвердите словами из текста. | -О детстве. -«Детство» Учащиеся находят ответы в тексте и читают. - «В людях». - «В людях». - Потому что на пароходе не было никаких других развлечений и в свободное время можно было читать. - Потому что он не знал ничего хорошего. - Всем хорошим во мне я обязан книгам. |
Упражнение для глаз | 1 мин | Снятие напряжений с глаз | | | Здоровье сберегающая технология В.Ф.Базарного | Вращательные упражнения для глаз | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Ученики выполняют упражнение по картинке. |
X. Работа с текстом. | 9 мин | Отработка осознанного и правильного чтения. Пересказ по плану. | Знать содержание публицистической статьи | Уметь получать информацию из текста и пересказывать по плану. | Фронтальный Наглядный | Диалог План | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Читаем следующие 2 абзаца. Слабочитающие – с жизнью каких людей познакомился М.Горький? Остальные – какую тему раскрывают его произведения? Вывод: В произведениях М.Горького звучит вымысел или правда о жизни? - Какой следующий пункт плана? - Последние абзацы дочитаете и озаглавите самостоятельно. Обратимся к нашему девизу «Всем хорошим во мне я обязан книгам…». Согласны ли вы с этим выражением. Для чего мы читаем книги? - Пересказ по плану. - А сейчас попробуем восстановить текст по плану. 1 пункт – слабый ученик. 2 пункт – сильный ученик 3 пункт – сильный ученик | - «Правда жизни». |
XII Домашнее задание | 1 мин | | | | Личностно – ориентированный подход | Задание на выбор. | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слабочитающие учащиеся – пересказ 1, 4 пункта плана. Все остальные – пересказ по плану всех пунктов плана. | |
XIII Итог урока. | 4 мин. | Подвести итог урока. Выставить оценки. | | | | | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Что вспомнили? - Чему научились? - С чем познакомились? - Ребята, вы хорошо работали на уроке. Оцените свою работу. | Учащиеся оценивают свою работу. |