2. Коррекция устной речи посредством словарной работы и составления полных
ответов на вопрос учителя.
3. Воспитание мотивации к урокам чтения.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал, портрет А.С. Пушкина, учебники, презентация, видеозапись мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде», сказки А.С. Пушкина.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Учитель: Назовите дату, день недели, урок. (слайд 1)
Учитель: Чему мы учимся на уроке чтения? Зачем нам это нужно?
Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выразительно читать целыми словами.
Учитель: Не забывайте про наши правила.
Говорю:
- громко;
- выразительно;
- понятно для других.
Читаю:
- громко;
- выразительно;
- целыми словами
Речевая разминка.
Учитель: Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку: От топота копыт пыль по полю летит. (слайд 2)
Там русалки, колдуньи, зверюшки, И царевич выходит на бой. Здравствуй, мир под названием “Пушкин” – Необъятный, прекрасный, живой.
Физкультурная пауза.
Ходьба на месте.
Приседания.
Упражнения для рук.
Сообщение темы урока.
Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?
Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения? Назовите сказки.
Учитель: Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Учитель: Сегодня мы начнём работу над одной из сказок А.С. Пушкина. А над какой, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма.)
Учитель: Прочитайте название сказки. (слайд 8)
Учитель: Послушайте историческую справку о создании «Сказки о попе…» (слайд 9)
История создания сказки.
Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.
Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».
При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». (показ портрета Н. В. Гоголя)
Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.
Работа над сказкой.
Словарная работа.
Учитель: В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. В этой сказке встречается много устаревших слов. Почему? Эта сказка была написана в 1830 году ( 180 лет назад ). А как мы узнаём толкование устаревших слов? Значение устаревших слов можно найти в словаре. Он называется «Толковый словарь живого великого русского языка». Его автор Владимир Иванович Даль (1801-1872) был врачом. Он собирал устаревшие слова и записывал их значение. (показ портрета В.И. Даля) Учитель: Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. (слайд 10)
Поп – служитель в церкви.
Попадья – жена попа.
Поповна – дочь попа.
Толоконный (лоб) – сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки. (Глупый человек).
Полба – разновидность пшеницы, каша из нее.
Оброк – налог (принудительный сбор с крестьян денег или продуктов). Супостат – недруг.
Мета – намеченная цель.
Недоимки – неуплата.
Розь – разные, различные.
Подворье – дом с хозяйственными постройками.
Авось – может быть.
Тятя – отец.
Чтение учителем текста.
Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы ответите на такой вопрос: «Кто главный герой этой сказки?»
Чтение учащимися текста.
Учитель: Прочитайте текст самостоятельно вполголоса. После чтения назовите других действующих лиц сказки.
Физминутка для глаз.
Работа по содержанию.
Учитель: А теперь прочитаем сказку вслух по цепочке. Не забывайте, что надо читать выразительно, целыми словами.
Учитель: Назовите других действующих лиц сказки.
Учитель: Где поп встретил Балду?
Учитель: Кто ему был нужен?
Учитель: Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу)
Учитель: На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось)
Учитель: Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение.
(Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…)
Учитель: Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья)
Учитель: Какое? (Собрать оброк)
Учитель: За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)
Учитель: Назовите главные черты характера попа и попадьи. Докажите свой ответ строчками из сказки.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?
Учитель: Назовите годы жизни поэта.
Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения?
Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным?
Учитель: Над какой сказкой мы сегодня работали?
Учитель: Назовите действующих лиц.
Учитель: Чего боялся поп?
Учитель: Что придумала попадья?
Учитель: Смог ли выполнить задание Балда, мы узнаем на следующем уроке.
Учитель: Продолжите моё предложение: (слайд11)
- На уроке мне было интересно, когда … - Сегодня я узнал, что … - Мне было трудно, когда … - Я хочу ещё прочитать …
Учитель: Закончить урок я хочу стихотворением Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо. От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем, Как он писал – без перевода.
Учитель: А вам я говорю: «Большое спасибо за работу!» (слайд 12)