kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 8 класе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учителей литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 8 класе»

Урок чтения в 8 классе.


Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».


Цель: Совершенствование техники чтения.


Задачи: 1. Учить выразительному чтению целыми словами.

2. Коррекция устной речи посредством словарной работы и составления полных

ответов на вопрос учителя.

3. Воспитание мотивации к урокам чтения.


Оборудование: ТСО, раздаточный материал, портрет А.С. Пушкина, учебники, презентация, видеозапись мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде», сказки А.С. Пушкина.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Учитель: Назовите дату, день недели, урок. (слайд 1)

Учитель: Чему мы учимся на уроке чтения? Зачем нам это нужно?

Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выразительно читать целыми словами.

Учитель: Не забывайте про наши правила.

Говорю:

- громко;

- выразительно;

- понятно для других.

Читаю:

- громко;

- выразительно;

- целыми словами

  1. Речевая разминка.

Учитель: Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку:
От топота копыт пыль по полю летит. (слайд 2)


Учитель: Прочитайте скороговорку медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом.

  1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?

Учитель: Назовите годы жизни поэта. (слайд 3)

Учитель: Что вам было задано на дом?

(Учащиеся читают наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд…»)

Учитель: Кому посвятил это стихотворение поэт?

Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения?

Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным?

Проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы должны назвать сказку. (слайды 4 – 7 )

(Учащиеся по очереди читают отрывки из сказок, остальные должны назвать название сказки.)

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина.

Учитель читает стихотворение Александра Волобуева “Сказки Пушкина”.

Подрастая, девчонки, мальчишки
Дома, в школах и в детских садах
Открывают красивые книжки –
Необычные сказки в стихах.

Заражаясь романтикой древней,
Не боятся преград на пути,
И торопятся к спящей царевне, 
Поскорее на помощь прийти.

Царь Дадон будет вскоре убитым
Золотым петушком за обман.
И старуха – с разбитым корытом,
Потому что ей разум не дан.

Смелым справится просто с бедою,
Побеждают коварство не раз.
А работник, кто прозван Балдою,
Поумней, может, многих из нас.

В интонации теплой, душевной
Строк, рожденных гусиным пером,
Обращается лебедь царевной, 
Побеждается злоба добром.

Там русалки, колдуньи, зверюшки,
И царевич выходит на бой.
Здравствуй, мир под названием “Пушкин” –
Необъятный, прекрасный, живой.


  1. Физкультурная пауза.

  1. Ходьба на месте.

  2. Приседания.

  3. Упражнения для рук.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?

Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения? Назовите сказки.

Учитель: Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Учитель: Сегодня мы начнём работу над одной из сказок А.С. Пушкина. А над какой, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма.)

Учитель: Прочитайте название сказки. (слайд 8)

Учитель: Послушайте историческую справку о создании «Сказки о попе…» (слайд 9)


История создания сказки.

Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине  13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. 

Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». (показ портрета Н. В. Гоголя)

Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.


  1. Работа над сказкой.

  1. Словарная работа.

Учитель: В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. В этой сказке встречается много устаревших слов. Почему?
Эта сказка была написана в 1830 году ( 180 лет назад ). А как мы узнаём толкование устаревших слов? Значение устаревших слов можно найти в словаре. Он называется «Толковый словарь живого великого русского языка». Его автор Владимир Иванович Даль (1801-1872) был врачом. Он собирал устаревшие слова и записывал их значение. (показ портрета В.И. Даля)
Учитель: Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. (слайд 10)



Поп – служитель в церкви.

Попадья – жена попа.

Поповна – дочь попа.

Толоконный (лоб) – сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки. (Глупый человек).

Полба – разновидность пшеницы, каша из нее.

Оброк – налог (принудительный сбор с крестьян денег или продуктов).
Супостат – недруг.

Мета – намеченная цель.

Недоимки – неуплата.

Розь – разные, различные.

Подворье – дом с хозяйственными постройками.

Авось – может быть.

Тятя – отец.

  1. Чтение учителем текста.

Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы ответите на такой вопрос: «Кто главный герой этой сказки?»

  1. Чтение учащимися текста.

Учитель: Прочитайте текст самостоятельно вполголоса. После чтения назовите других действующих лиц сказки.


  1. Физминутка для глаз.

  2. Работа по содержанию.

Учитель: А теперь прочитаем сказку вслух по цепочке. Не забывайте, что надо читать выразительно, целыми словами.

Учитель: Назовите других действующих лиц сказки.

Учитель: Где поп встретил Балду?

Учитель: Кто ему был нужен?

Учитель: Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу)

Учитель: На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось)

Учитель: Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение.

(Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…)

Учитель: Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья)

Учитель: Какое? (Собрать оброк)

Учитель: За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)

Учитель: Назовите главные черты характера попа и попадьи. Докажите свой ответ строчками из сказки.


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?

Учитель: Назовите годы жизни поэта.

Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения?

Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным?

Учитель: Над какой сказкой мы сегодня работали?

Учитель: Назовите действующих лиц.

Учитель: Чего боялся поп?

Учитель: Что придумала попадья?

Учитель: Смог ли выполнить задание Балда, мы узнаем на следующем уроке.

Учитель: Продолжите моё предложение: (слайд11)


- На уроке мне было интересно, когда …
- Сегодня я узнал, что …
- Мне было трудно, когда …
- Я хочу ещё прочитать …

Учитель: Закончить урок я хочу стихотворением Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо.
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

Учитель: А вам я говорю: «Большое спасибо за работу!» (слайд 12)






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения в 8 класе

Автор: Бурик Наталья Владимировна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«Литературное чтение» (слушание)  Рассказы о животных.  В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» "
    ["seo_title"] => string(88) "litieraturnoie-chtieniie-slushaniie-rasskazy-o-zhivotnykh-v-p-astaf-iev-strizhonok-skrip"
    ["file_id"] => string(6) "217835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433490396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока по литературному чтению во 2 б классе на тему: Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»"
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_vo_2_b_klassie_na_tiemu_iu_i_iermolaiev_dva_pirozhnykh"
    ["file_id"] => string(6) "346306"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474996244"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока Мамин-Сибиряк Д.Н. Приёмыш "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-mamin-sibiriak-d-n-priiomysh"
    ["file_id"] => string(6) "166680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422981028"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства