kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение наречия в 9 классе школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложен фрагмент урока с целью ознакомления с опытом работы педагога по формированию у обучающихся 9 класса школы для обучающихся с умственной отсталостью представлений о наречии.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Продолжить формирование знаний обучающихся о частях речи.
  • Формирование представления о наречии и его особенностях.
  • Формирование умения определять наречие в тексте.

Личностные

  • Повышение учебной мотивации обучающихся.
  • Формирование способности к образованию и самообразованию.
  • Совершенствование монологической и диалогической речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение наречия в 9 классе школы VIII вида»

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель Богданова Ольга Александровна

Мастер-класс по русскому языку

Демонстрация фрагмента урока с целью ознакомления с опытом работы педагога по формированию у обучающихся 9 класса школы для обучающихся с умственной отсталостью представлений о наречии

Класс 9

Тема урока Наречие

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о наречии.

Развивающие:

  • Развивать аналитические способности обучающихся (умение действовать по аналогии).

  • Расширение у обучающихся с ОВЗ активного словаря.

Воспитательные:

  • Духовно-нравственное воспитание посредством работы с текстом (стихотворения А.С.Пушкина, фразеологизмы и др.)

Планируемые результаты:

Предметные

  • Продолжить формирование знаний обучающихся о частях речи.

  • Формирование представления о наречии и его особенностях.

  • Формирование умения определять наречие в тексте.

Метапредметные

  • Развитие устной речи учащихся.

  • Развитие коммуникативных умений и навыков.

  • Развитие навыков анализа и синтеза изучаемого материала.

  • Развитие речевой деятельности и умений работать с информацией.

Личностные

  • Повышение учебной мотивации обучающихся.

  • Формирование способности к образованию и самообразованию.

  • Совершенствование монологической и диалогической речи.

Тип урока: урок изучения нового материала

Общее понятие

Этап\время

Действия учителя

Действия учеников

Примечание

2 этап Подготовка к изучению нового материала

(5 мин.)


- Составьте предложение из слов, записанных на карточках.

- Из какого произведения эти строки? Кто автор?

-Давайте определим, какой частью речи являются 2, 3 и 4 слова в этом предложении.

- Давайте дадим определения этим частям речи и краткую характеристику им.











-Итак, одно слово осталось у нас неопознанным. Сегодня мы составим некоторое представление об этой части речи.

«Приятно думать у лежанки»


А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Определяют части речи и дают определения этим частям речи, краткую характеристику, приводят примеры:

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?, бывает од.\неод, собст.\нариц, м,ж,ср. рода, 1, 2, 3 скл. Изменяется по падежам (склонение) и числам

Имя прилагательное: обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой…, имеет полную и краткую формы, согласуется с существительным в роде, числе и падеже, склоняется с существительным

Глагол: обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Бывает 1 и 2 спряжения, изменяется по лицам и числам (спряжение), по временам (в прошедшем времени изменяется по родам), бывает совершенного и несовершенного вида, неопределенной и повелительной форм.

Предлог – неизменяемая часть речи, служит для согласования слов в предложении.

Слова на карточках (на магнитной доске)

Название частей речи на карточках




На карточках слова: обозначают, отвечают на вопросы, бывают, изменяются


3 этап

Формирование представления о наречии

(10 мин)

-Эта часть речи называется наречие. Наречие является в историческом отношении интересной частью речи.

Ее формирование началось еще в далекую дописьменную эпоху и продолжает осуществляться на всем протяжении истории русского языка.

В современном языке класс наречий беспрерывно пополняется, ибо идет

постоянный процесс их образования на базе других частей речи. Это т. наз.

адвербиализация - один из важнейших процессов в сфере взаимо перехода

частей речи. С этим же связана и характерная черта наречия - то, что на протяжении всей истории языка наречие выступает как одна из самых

живых, подвижных и наиболее продуктивных частей речи, непрерывно

пополняющаяся новыми образованиями.

Как же выглядит наречие? В отличие от числительного… оно не умеет считать, не любит порядка, то есть все делает беспорядочно. Да и делает не само, а заставляет глагол метаться то вверх, то вниз, то вправо, то влево. А еще любит наречие прилагательное. Прилипнет и никак отставать не хочет: очень доброе, слишком самоуверенное, чересчур заботливое.

-Для того, чтобы поближе познакомиться с наречием, предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня»


На доске – карточка со словом НАРЕЧИЕ


Игра «Пойми меня»

Обучающиеся закрывают уши руками и отворачиваются. Первый ученик читает правило из учебника, подает команду слушать второму ученику и рассказывает правило, второй – третьему, и т.д. по цепочке.

При затруднении ученик может воспользоваться опорными словами на доске (обозначает, отвечает на вопрос) или обратиться к формулировке правила в учебнике и еще раз его повторить

4 этап Первичное закрепление

(10 мин)

1 игра «Рыбачок»

- Поймай наречие в предложении (на слух – подними руку, когда услышишь)

Спокойно и важно идет по перрону

С большим чемоданом большая ворона.

А рядом с вороной, чуть сзади и сбоку,

Ее провожая, шагает сорока.

И все б это было совсем хорошо,

Если б их поезд давно не ушел.

Обучающиеся, услышав наречие, поднимают руку и объясняют свой выбор:

-Идет (как?) спокойно. Слово обозначает признак действия и отвечает на вопрос как? Значит, слово «спокойно» - это наречие

И т.д.

Учитель требует полный ответ и обоснование выбора

2 игра

Найди наречие, объясни свой выбор (карточки)

Доп.задание: Ответить на вопрос: Кто автор этих произведений?

На карточках тексты:

1.Как сладостно!.. но, боги, как опасно

Тебе внимать, твой видеть милый взор!..

Забуду ли улыбку, взор прекрасный

И огненный, волшебный разговор!

Волшебница, зачем тебя я видел —

Узнав тебя, блаженство я познал —

И счастие мое возненавидел.

2.Как счастлив я, когда могу покинуть

Докучный шум столицы и двора

И убежать в пустынные дубровы,

На берега сих молчаливых вод.

О, скоро ли она со дна речного

Подымется, как рыбка золотая?

3. Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

В домах все темно. У ворот

Затворы с тяжкими замками.

4. Кто знает край, где небо блещет

Неизъяснимой синевой,

Где море теплою волной

Вокруг развалин тихо плещет;

Где вечный лавр и кипарис

На воле гордо разрослись;

5. Меж горных стен несется Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет,

Как зверь живой, ревет и воет -

И вдруг утих и смирен стал…

6. На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко;

печаль моя светла…

7. Надо мной в лазури ясной

Светит звездочка одна,

Справа - запад темно-красный,

Слева - бледная луна.

8. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня…

9. Пред испанкой благородной

Двое рыцарей стоят.

Оба смело и свободно

В очи прямо ей глядят…

10. В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны…

11. Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

"Мне кажется, лицо немного криво...

А эта грудь не слишком ли нага?"....

Тут Апеллес прервал нетерпеливо;

"Суди, дружок, не свыше сапога!"

12. Страшно и скучно

Здесь новоселье,

Путь и ночлег.

Тесно и душно.

В диком ущелье -

Тучи да снег…

Каждый ученик получает карточку и работает самостоятельно (учитель оказывает индивидуальную помощь)

3 игра «Одним словом»

- Назови, кто будет выполнять задание, вытащи карточку, и прочти фразу


пальчики оближешь - /вкусно/,

куры не клюют - /много/,

как с гуся вода - /бесполезно/,

сломя голову - /быстро/,

не солоно хлебавши - /впустую/,

к шапочному разбору - /поздно/,

рукой подать - /рядом/,

гореть огнём - /стыдно/,

без году неделя - /недавно/,

как курица лапой - /грязно, неаккуратно, небрежно/,

набито как в бочке огурцов - /тесно/,

живот надорвать - /смешно/.

Начинает учитель, далее - один ученик задает задание другому по цепочке

4 игра «Фокусы» превратить слова в наречия (один ученик предлагает существительное (прилагательное, глагол, числительное) – другой наречие и т.д.



Если возникнут трудности – слова предлагает учитель: н-р, Быстрый, левый, прямой.

Бег, даль, верх, класс.

Обнимать, догонять, скакать.

Два, один и др.

Каждому ученику вручается “письмо” “Весёлые рифмы наречия”.


Хорошо, красиво, ладно, осторожно, аккуратно,
Чисто, ласково и нежно, бодро, холодно и снежно,
Тихо, близко, далеко, быстро, весело, легко.
Вы, конечно же, узнали, что наречия читали?
Вы запомните их прочно, навсегда, надёжно, точно.
Горько, кисло, сладко, вкусно, тяжело, печально, грустно,
Вправо, влево, издалёка, справа, слева, одиноко.
Громко, внятно, чётко, ясно, замечательно, прекрасно,
Рядом, преданно, тепло, звонко, солнечно, светло.
Смело, правильно, красиво, беспокойно и игриво.
Верно, ровно, прямо, стройно, мирно, дружно и достойно.




Урок продолжает:

- работа с учебником, в тетради;

- подготовка к выполнению домашнего задания;

- вывод, рефлексия, анализ и самоанализ деятельности обучающихся на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Изучение наречия в 9 классе школы VIII вида

Автор: Богданова Ольга Александровна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "На тему "Обстоятельства""
    ["seo_title"] => string(25) "na_tiemu_obstoiatiel_stva"
    ["file_id"] => string(6) "392065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487156927"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства