Этот интегрированный урок разработан в соответствии с программным материалом коррекционной школы 8 вида для 8 класса. При подготовке к уроку я использовала разнообразные методы и приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать оценку);
закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении.
Развивающие:
развивать интерес к чтению, любознательность, устную и письменную речь; познавательные процессы учащихся, обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционные:
продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме.
Воспитательные:
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе, воспитание любви к родному языку и литературе.
Тип урока: усвоение нового материала и закрепление изученного.
Вид урока: интегрированный урок
Оборудование: компьютер, проектор, учебник.
Ход урока:
1. Организационный момент.
1) Работа над пословицей.
- Сегодня мы проводим необычный, интегрированный открытый урок русского языка и литературы. А начать наш урок я предлагаю с пословицы. Земля освещается солнцем, А человек освещается знанием!
- Как вы понимаете её смысл?
- Я очень надеюсь, что сегодня вы пополните себя новыми знаниями, покажите. Что вы умеете и получите от этого удовольствие.
2) Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
- А сейчас я хочу загадать вам загадку, отгадав её, вы определите тему урока русского языка.
Загадка: Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
- О какой части речи говорится в стихотворении? Объявите тему урока.
- Тема урока русского языка «Глагол»
- Так как мы закончили в 3 четверти изучение этой части речи, то сегодня наша цель на уроке русского языка (выбрать):
изучить ….
систематизировать знания по теме…
повторить и углубить знания…
проверить знания и умения в определении ….
- Так как глаголы являются главными словами нашей речи, писатели в своих произведениях используют много глаголов, разных по своему значению (глаголы – цвета, глаголы – чувств, глаголы – движения и др.)
- На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с рассказом известного писателя Льва Кассиля. Прочитали 1 часть рассказа «Пекины бутсы» Назовите тему урока литературы.
Тема урока литературы: Лев Кассиль «Пекины бутсы» 2 часть.
- Какие цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?
Наша цель урока: познакомиться со 2 частью произведения Л. Кассиля «Пекины бутсы»; учиться беглому, выразительному чтению и оценивать поступки героев рассказа.
2. Работа по теме урока. Выставка книг.
- Изучая биографию писателя на прошлых уроках, мы узнали, что Лев Кассиль в своих книгах (обратить внимание на выставку) рассказывает о действительных фактах и событиях жизни, с которыми он сталкивался.
Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.
Подготовленные ученики:
1 уч. После поездки с футбольной командой в Турцию Кассиль написал книгу для ребят «Пекины бутсы». Главного героя звали Пётр Дементьев, которого прозвали Пека. Он родился в 1913 году, был футболистом, нападающим, заслуженным мастером спорта. Он играл за команду «Зенит». Пётр Дементьев стал любимцем всей страны и кумиром болельщиков.
2 уч. Рассказ о нём получился комичный, смешной. В нём говорится о том, как во время футбольного матча в Турции футболист Пека порвал свои бутсы. После игры он пошёл в магазин покупать новые, но в магазине не оказалось обуви на его маленькую ногу. Ему пришлось купить бутсы огромного размера. Над ним потешалась вся команда.
Учитель:- И Пека решил избавиться от этих бутс. Как это происходило, вы сейчас узнаете.
Первичное восприятие 2 части текста.
Учитель читает 2 часть текста. Затем читают по абзацу ученики.
Словарная работа.
- Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова.
- Давайте прочитаем их (хором)
Перрон - пассажирская платформа на вокзале.
Злополучные – несчастливые.
Койка - кровать на корабле.
Шторм - сильная буря на море.
Морская болезнь - состояние, когда человека укачивает в транспорте, кружится голова, тошнит.
Каюта - комната на корабле.
Водворил - поместил.
Разбор 2 части.
- Перечислите, какие попытки делал Пека, чтобы избавиться от бутс. (Оставил их под шкафом в гостинице. Выбросил в окно поезда).
- Чем кончались эти попытки? (Бутсы находили своего хозяина).
- Что вызвало смех футболистов на пароходе? (От сильной качки бутсы выбросило из-под койки в коридор).
- Как поступил Пека, когда увидел, что бутсы убежали от него? (Он догнал их).
- Докажите свой ответ словами текста. (Тут из каюты выскочил сам Пека. Теперь уж не бутсы догоняли Пеку, а Пека пустился за удиравшими ботинками).
Выразительное чтение отрывка.
«- Караул, у Пеки бутсы сбежали! - закричали футболисты и повалились на пол – не то от хохота, не то от качки.
Пека мрачно догнал свои бутсы и водворил их в каюте на место. Скоро на пароходе все спали»
- О каком виде спорта мы говорим сегодня?
Футбо́л — командный вид спорта. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. Сегодня по телевидению много говорят о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека, направленный на улучшение и сохранение его здоровья с помощью правильного питания, физической подготовки и отказа от вредных привычек.
- Как вы думаете, полезно ли для здоровья заниматься футболом?
В 2018 году Россия примет у себя чемпионат мира по футболу.
Физминутка
Я иду, ты идёшь (шагаем на месте)
Раз, два, три (хлопаем)
Я пою, ты поёшь (дирижируем)
Раз, два, три (хлопаем)
Мы идём, мы поём (шагаем и дирижируем)
Раз, два, три (хлопаем)
Очень дружно мы живём (обнимаем себя)
Раз, два, три (хлопаем).
-В этом стихотворении вы услышали много слов – действий. К какой части речи они относятся? (Глаголу)
Актуализация знаний о глаголе.
- Давайте проведём блиц – опрос по теме «Глагол»
1. Что такое глагол? 2. Что вы знаете о неопределённой форме глагола? 3. Как определить спряжение глагола? 4. Сколько временных форм имеет глагол? Назовите их.
5. Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени? Как изменяется глагол в прошедшем времени?
- В рассказе Льва Кассиля очень много глаголов прошедшего времени. Как вы думаете почему? На какие вопросы отвечают эти глаголы?
Работа в тетрадях.
- Запишите в тетрадях число и классная работа.
1 задание.
- В учебнике чтения на стр. 230 найдите в 1, 3 и 4 абзацах глаголы прошедшего времени, спишите в строчку через запятую, надпишите над ними число и род, выделите окончания.
Вывод: У глаголов прошедшего времени род можно определить только в единственном числе. Глаголы мужского рода имеют нулевое окончание, женского рода – окончание – а, во множественном числе – окончание – и.
- Разберите по составу глаголы: пробил, забыли. Самопроверка (на доске -карточки)
2 задание. – Но есть в русском языке глаголы, у которых не определяются время, лицо и число. Как они называются? (Инфинитив) На что заканчиваются эти глаголы? (на - ть, - ться, - ти, - чь, - чься – на доске)
В 1 и 2 абзацах рассказа на стр. 230 найдите глаголы неопределённой формы: укладываться, нести, отделаться.
- Спишите, подчеркните суффиксы – ться, -ти и подпишите вид глаголов (несовершенный вид, совершенный вид)
3 задание. Работа в парах. Игра «Четвёртый лишний»