kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы и русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот интегрированный урок разработан в соответствии с программным материалом коррекционной школы 8 вида для 8 класса. При подготовке к уроку я использовала разнообразные методы и приемы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и русского языка»

Интегрированный урок литературы и русского языка

Тема: «Глаголы в рассказе Л. А. Кассиля «Пекины бутсы»

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.

  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.

  3. Повторения и углубления знаний о глаголе, его употреблении в речи; лексическая роль глаголов в изображении портрета главного героя произведения.


Задачи:

Обучающие:

познакомить со 2 частью произведения Л. Кассиля «Пекины бутсы»;

учить беглому, выразительному, осознанному чтению;

формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать оценку);

закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении.

Развивающие:

развивать интерес к чтению, любознательность, устную и письменную речь; познавательные процессы учащихся, обогащать словарный запас учащихся.


Коррекционные:

продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме.


Воспитательные:

воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе, воспитание любви к родному языку и литературе.


Тип урока: усвоение нового материала и закрепление изученного.

Вид урока: интегрированный урок

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.






Ход урока:

1. Организационный момент.

1) Работа над пословицей.

- Сегодня мы проводим необычный, интегрированный открытый урок русского языка и литературы. А начать наш урок я предлагаю с пословицы.
Земля освещается солнцем, 
А человек освещается знанием!

- Как вы понимаете её смысл?

- Я очень надеюсь, что сегодня вы пополните себя новыми знаниями, покажите. Что вы умеете и получите от этого удовольствие. 

2) Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

- А сейчас я хочу загадать вам загадку, отгадав её, вы определите тему урока русского языка.

Загадка: Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов.

- О какой части речи говорится в стихотворении? Объявите тему урока.

- Тема урока русского языка «Глагол»

- Так как мы закончили в 3 четверти изучение этой части речи, то сегодня наша цель на уроке русского языка (выбрать):

изучить ….

систематизировать знания по теме…

повторить и углубить знания…

проверить знания и умения в определении ….

- Так как глаголы являются главными словами нашей речи, писатели в своих произведениях используют много глаголов, разных по своему значению (глаголы – цвета, глаголы – чувств, глаголы – движения и др.)

- На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с рассказом известного писателя Льва Кассиля. Прочитали 1 часть рассказа «Пекины бутсы» Назовите тему урока литературы.

Тема урока литературы: Лев Кассиль «Пекины бутсы» 2 часть.

- Какие цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

Наша цель урока: познакомиться со 2 частью произведения Л. Кассиля «Пекины бутсы»; учиться беглому, выразительному чтению и оценивать поступки героев рассказа.

2. Работа по теме урока. Выставка книг.

- Изучая биографию писателя на прошлых уроках, мы узнали, что Лев Кассиль в своих книгах (обратить внимание на выставку) рассказывает о действительных фактах и событиях жизни, с которыми он сталкивался.




Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.

Подготовленные ученики:

1 уч. После поездки с футбольной командой в Турцию Кассиль написал книгу для ребят «Пекины бутсы». Главного героя звали Пётр Дементьев, которого прозвали Пека. Он родился в 1913 году, был футболистом, нападающим, заслуженным мастером спорта. Он играл за команду «Зенит». Пётр Дементьев стал любимцем всей страны и кумиром болельщиков.

2 уч. Рассказ о нём получился комичный, смешной. В нём говорится о том, как во время футбольного матча в Турции футболист Пека порвал свои бутсы. После игры он пошёл в магазин покупать новые, но в магазине не оказалось обуви на его маленькую ногу. Ему пришлось купить бутсы огромного размера. Над ним потешалась вся команда.

Учитель:- И Пека решил избавиться от этих бутс. Как это происходило, вы сейчас узнаете.

Первичное восприятие 2 части текста.

Учитель читает 2 часть текста. Затем читают по абзацу ученики.

Словарная работа.

- Ребята! Вам в тексте встретились непонятные слова.

- Давайте прочитаем их (хором)

Перрон - пассажирская платформа на вокзале.

Злополучные – несчастливые.

Койка - кровать на корабле.

Шторм - сильная буря на море.

Морская болезнь - состояние, когда человека укачивает в транспорте, кружится голова, тошнит.

Каюта - комната на корабле.

Водворил - поместил.

Разбор 2 части.

- Перечислите, какие попытки делал Пека, чтобы избавиться от бутс. (Оставил их под шкафом в гостинице. Выбросил в окно поезда).

- Чем кончались эти попытки? (Бутсы находили своего хозяина).

- Что вызвало смех футболистов на пароходе? (От сильной качки бутсы выбросило из-под койки в коридор).

- Как поступил Пека, когда увидел, что бутсы убежали от него? (Он догнал их).

- Докажите свой ответ словами текста. (Тут из каюты выскочил сам Пека. Теперь уж не бутсы догоняли Пеку, а Пека пустился за удиравшими ботинками).

Выразительное чтение отрывка.

«- Караул, у Пеки бутсы сбежали! - закричали футболисты и повалились на пол – не то от хохота, не то от качки.

Пека мрачно догнал свои бутсы и водворил их в каюте на место. Скоро на пароходе все спали»

- О каком виде спорта мы говорим сегодня?

Футбо́л  — командный вид спорта. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире. Сегодня по телевидению много говорят о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека, направленный на улучшение и сохранение его здоровья с помощью правильного питания, физической подготовки и отказа от вредных привычек.

- Как вы думаете, полезно ли для здоровья заниматься футболом?

В 2018 году Россия примет у себя чемпионат мира по футболу.

Физминутка

Я иду, ты идёшь (шагаем на месте)

Раз, два, три (хлопаем)

Я пою, ты поёшь (дирижируем)

Раз, два, три (хлопаем)

Мы идём, мы поём (шагаем и дирижируем)

Раз, два, три (хлопаем)

Очень дружно мы живём (обнимаем себя)

Раз, два, три (хлопаем).

-В этом стихотворении вы услышали много слов – действий. К какой части речи они относятся? (Глаголу)

Актуализация знаний о глаголе.

- Давайте проведём блиц – опрос по теме «Глагол»

1. Что такое глагол?
2. Что вы знаете о неопределённой форме глагола?
3. Как определить спряжение глагола?
4. Сколько временных форм имеет глагол? Назовите их.

5. Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени? Как изменяется глагол в прошедшем времени?

- В рассказе Льва Кассиля очень много глаголов прошедшего времени. Как вы думаете почему? На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадях число и классная работа.

1 задание.

- В учебнике чтения на стр. 230 найдите в 1, 3 и 4 абзацах глаголы прошедшего времени, спишите в строчку через запятую, надпишите над ними число и род, выделите окончания.

Фронтальная проверка: сыграла, стали, сели, пробил, тронулся, выбежал, кричал, забыли.

Вывод: У глаголов прошедшего времени род можно определить только в единственном числе. Глаголы мужского рода имеют нулевое окончание, женского рода – окончание – а, во множественном числе – окончание – и.

- Разберите по составу глаголы: пробил, забыли. Самопроверка (на доске -карточки)

2 задание. – Но есть в русском языке глаголы, у которых не определяются время, лицо и число. Как они называются? (Инфинитив) На что заканчиваются эти глаголы? (на - ть, - ться, - ти, - чь, - чься – на доске)

В 1 и 2 абзацах рассказа на стр. 230 найдите глаголы неопределённой формы: укладываться, нести, отделаться.

- Спишите, подчеркните суффиксы – ться, -ти и подпишите вид глаголов (несовершенный вид, совершенный вид)

3 задание. Работа в парах. Игра «Четвёртый лишний»

- Выписать в тетрадь «лишние» слова.

1) Швыряло, перескочил, доставят, повалились (буд. вр.)

2) Неслась, спали, шествовали, выкатились (ед. ч.)

3) выскочил, выбросило, водворил, догнал (с. р.)

Самопроверка.

4 задание. Письмо под диктовку.

Пека мрачно догнал свои бутсы и водворил их в каюте на место.

- Найдите и подчеркните главные члены предложения.

5 задание. Определить спряжение глаголов

лезут (1 спр.), доставят (2 спр.).

Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, скажите, достигли мы поставленных целей урока литературы и русского языка?

- Оцените свою работу на уроке.

1) Если вы считаете, что работали активно, правильно отвечали на вопросы, не делали ошибок, то возьмите рисунок с пятью забитыми мячами.

2) Если вы допускали небольшие ошибки в ответах, сомневались, работали не очень активно, то возьмите рисунок с четырьмя забитыми мячами.

3) Если вы считаете, что допускали много ошибок в ответах, на письме, то возьмите рисунок с тремя забитыми мячами.

Оценки. Дом. зад.

Литература – стр. 230 – 231, чтение и пересказ 2 части рассказа «Пекины бутсы»

Русский язык – сделать морфологический разбор глагола доставят.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок литературы и русского языка

Автор: Осикова Елена Александровна

Дата: 07.04.2017

Номер свидетельства: 407551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интегрированный урок (информатика, русский язык, литература) "
    ["seo_title"] => string(60) "intieghrirovannyi-urok-informatika-russkii-iazyk-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "163629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520784"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе в 11 классе  по теме «Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина»"
    ["seo_title"] => string(141) "razrabotkaintieghrirovannoghourokaporusskomuiazykuilitieraturiev11klassiepotiemiesriedstvaiazykovoivyrazitielnostivlirikiesierghieiaiesienina"
    ["file_id"] => string(6) "313400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459484850"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированный урок (математика, русский язык, литература) Тема: Интересно о вкусном и полезном. "
    ["seo_title"] => string(100) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-russkii-iazyk-litieratura-tiema-intieriesno-o-vkusnom-i-polieznom"
    ["file_id"] => string(6) "217900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433510301"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированный урок: самопознание,казахский язык и литература.Тема: "Великий сын степи" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-samopoznaniie-kazakhskii-iazyk-i-litieratura-tiema-vielikii-syn-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "167367"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423069636"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Разработка интегрированного урока литературы и английского языка для 8 класса по теме: «Эпоха Возрождения. В. Шекспир. Сонеты»"
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-litieratury-i-anghliiskogho-iazyka-dlia-8-klassa-po-tiemie-epokha-vozrozhdieniia-v-shiekspir-soniety"
    ["file_id"] => string(6) "249753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446971638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства