2. Закрепление знаний о средствах языковой выразительности; 3. Формирование умений работы в группах при подготовке к уроку; 5. Умение критически оценивать самих себя в учебной деятельности (устное выступление) Выступление 1 группы учащихся(слайд 7-8) «Эпитеты, сравнения и метафоры» В лирике Сергея Есенина наблюдаем многообразие изобразительных эпитетов. Взволнованная дума о России « люблю до радости и до боли твою озёрную тоску». Стихи звучали и благоухали: « роса медвяная», «духовитые дубравы». В предложении « опять я тёплой грустью болен от овсяного ветерка». Эпитет «тёплый» можно использовать, как ласковый, нежный, а «овсяной ветерок» не столько ветер, пахнущий овсом сколько несущий запах с родных полей. «Хижины хилые», «борозды милые», «веселый покос», «озерная тоска», «усопшие вербы», «чахоточный свет луны»… Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.В его стихах и любовь к родному краю, и нежное чувство родины, выраженное удивительно свежими и точными сравнениями… «Воробушки игривые, как детки сиротливые» «Золотою лягушкою луна распласталась на тихой воде» «Сыплет черемуха снегом» «Распоясала зарница в пенных струях поясок» «Дымом половодье зализало». «Небо словно вымя, звезды как сосцы» «Тучи ржут, как сто кобыл» «Тополя, как телки, уткнули босые ноги под ворота» « Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот» Выступление 2 группы учащихся(слайд 9-10) «Олицетворения» В лирических стихах Есенин обращает внимание на одухотворенность мира. Предмет, который он рисует и прежде всего природа всегда движется. Отсюда обилие отглагольных форм. К примеру, месяц всегда сравнивается с кудрявым ягненком, который «гуляет в голубой траве». Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодается с осокой». Сад не цветет, а «колышет, как пенный пожар». Полынь не пахнет, а «веет запахом». Такое представление Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии. Часто Есенин, используя богатый опыт поэзии, прибегает к приему олицетворения: Черемуха у него « спит в белой накидке» , вербы - плачут, тополя – шепчут, «пригорюнились девушки – ели» и т.д. Главнейшая особенность есенинской природы – ее очеловеченность. В этом как будто нет ничего нового: олицетворение – один из основных законов художественного творчества, пришедший в литературу из фольклора. Но Есенин, оживляя природу не только для сопоставления с человеческой жизнью. Да ему и не надо было « оживлять» природу: она для него живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется. «Как метель, черемуха машет рукавом…» «Тучи рваные кутают лес…» «Темными елями снится гомон косарей…» «О красном вечере задумалась дорога…» «Желтые поводья месяц уронил…» «На бору со звонами плачут глухари…» «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» Выступление 3 группы учащихся(слайд 11-12) «Цветопись» Есенин – едва ли не самый лунный поэт. Его можно назвать лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом вызван ощущением, что именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности. Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и его можно подразделить на две группы: 1)Белый, серебряный, жемчужный, бледный. 2)Алый, рыжий, золотой, синий. Стихи Есенина насыщены золотым и серебряным цветом и переливаются как драгоценные оклады икон. Алый, синий и золотой – три главных цвета древнерусской живописи. Именно к этой палитре чаще всего прибегал Есенин. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер. Здесь золотой фон приобретает символическое значение, как на древнерусской иконе. Золотом иконописец писал небо и небесный свет. Золотой фон символизирует изначальный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Есенин низводит это небо на землю, золотой становится сама Русь. Русская земля – храм, небо и рай поэта. Для С. Есенина эти цвета соединяются с конкретными цветовыми образами русской действительности. Белый – символ чистоты. Голубой – символ устремленности к небу, т.е. к чему – то недосягаемому. Синий – цвет небесного пространства. Золотой – цвет солнца. Красный – цвет человеческой крови, а следовательно, животворящей крови Христа. «Лижет теленок горбатый вечера красный подол» «Синий сумрак как стадо овец» «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде» «Слышу плеск голубого ливня» «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду» «Вяжут кружево над лесом в желтой пене облаков» «И горят снежинки в голубом огне» Золотой и алый цвет чаще всего растворяется в белом. Алое становится розовым, наступает «златое затишье» Выступление 4 группы учащихся(слайд 13-14) «Народная лексика» В творчестве Есенина обильно представлена народная лексика. Конкретность и отчетливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нем отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки. В его стихотворениях часто встречаются диалектизмы. Крестьянский быт, описанный в стихотворении «В хате», с его дежками, пазами, рыхлыми драченами шелухой яиц с махоткой и сохой, петухами, сенями воплощает крестьянский космос. Утварь здесь – образ духовной благодати. Пахнет рыхлыми драченами У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. Что ни фраза – то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта. Все это – родное для него. Дёжка – это ёмкость для замеса и брожения теста. Печурка –уменьшительно-ласкательный суффикс. Паз – это щель, в которую вставляют выступ другого предмета при скреплении. Заслонка – это железный лист с ручкой, закрывающий отверстие печи. Ухват – это приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов, железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти. Махотка – это горшок. Хомут – это часть упряжки, надеваемой на шею лошади, округлый, деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне. Избы забоченились, А их все – то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Гать – это то, чем покрыто тонкое болотистое место. Употребление кратких существительных типа «темь», «синь», «глядь», «водь». Развивая эту особенность русской речи поэт вводит такие слова, как «звень», «березь да цветь», «теплынь». Только видели березь да цветь. Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая Родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Выступление 5 группы учащихся (слайд 15-16) «Фольклор,христианская образность» Сергей Есенин – талантливейший поэт земли родной. Его творчество неотделимо от духовной жизни России, ее богатой национальными традициями песенной культуры. Он в особом характере природного таланта, с поразительной естественностью соединившего в себе высокую поэзию и живую действительность, фольклорно – песенное начало и глубокую индивидуальность. К вершинам художественного мастерства Есенин поднялся из глубин народной жизни, что определяет весь характер его поэзии. Любовь к деревенской России, к природе, быту, устной поэзии Есенин пронес через все творчество. Фольклорное начало отчетливо просматривается уже в первых стихах поэта. Некоторые из них целиком построены на традиционно - песенном материале. Потерял я колечко, Потерял я любовь. А по этому колечку Буду плакать день и ночь. Или: Не нашлось мое колечко, Я пошел с тоски на луг, Мне вдогон смеялась речка: У милашки новый друг. В такой лирической манере написаны «Выткался на озере алый цвет зори». Его лексика, образы, ритмы казались настолько точными и выразительными, как если бы это было подобранно самим народным певцом. Есенин утверждает, что в слове « Россия» заключено и « роса» и «сила» , и синее что-то. Любовь к родине чувствуется не только в содержании произведений, но и в самой художественной форме. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно – поэтическим творчеством. Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. В своей поэзии часто использовал песенные и частушечные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразовывая их порою до неузнаваемости. Лирический герой его поэзии необыкновенно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях фольклора. ( Месяц - ягненок, всадник, пастух; река - санки; ветер - конь; мельница - птица) Есенин исповедовал христианскую веру. Христос для него совершенство! Его лирика наполнена христианской образностью. «И березы стоят, как большие свечки…» «Слышится запах ладана…» «У лесного аналоя воробей псалтырь читает…» «Закачались лампадки небес…» В его стихах статичный деревенский пейзаж освещен «Божьей благодатью». «К сердцу вечерняя льнет благодать». Пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. Так, в стихотворение «Сохнет стаявшая глина» образ ветра «рыжего ласкового осленка» сочетается с образом Христа (Кто – то в солнечной сермяге на осленке рыжем едет), которому подчиняется вся природа. В стихотворении «Чую радуницу Божью…» природа - олицетворение Христа: Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Бор венком, в кольце иголок Мне мерещится Иисус. Иисус зовет лирического героя в дубравы «как во царствие небес» Лирический герой той поры кроток, как сама Русь. Он – пастух в хоромах природы. Он носитель библейской ментальности. Само определение «пастух», уже в ранней лирике Есенина обрело философский смысл. Само слово ассоциируется с сочетанием «пас – дух» мистически выбран.Как и сама Русь, есенинский лирический герой храним Небом. В мировоззрении Есенина органично объединились два начала – христианское и крестьянское. Тема крестьянской России, тема избы в творчестве поэта обрела философскую значимость, ее следует рассматривать и в контексте Нового Завета; крестьянский образ жизни олицетворяет земной рай, который был адекватен царствию небесному. Образ крестьянского рая воссоздан в христоматичном есенинском стихе «Гой ты, Русь, моя родная…» Лирический герой – богомолец; дух на Руси – благодатный, райский. «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас.» Крестьянская Русь в этом стихотворении- олицетворение неба «Только синь сосет глаза…», сами хаты обретают религиозное звучание – это «в ризах образа». Синим цветом, традиционно ассоциировавшимся с образом Богородицы, стал доминирующим в цветовой образности есенинского стиха. Для Есенина Отец Небесный – своего рода аллегория царства природы. Все полно божественной, неизреченной тайной, повсюду мерещится Христос. Троица Рублева в стихах С. Есенина – сложнейший символ превращается в зримый образ Руси, объединенный общей жертвенностью и общей любовью. А образ Нерукотворного Спаса становиться символом страдающей Родины: По тебе ль моей сторонке В половодье каждый год С подожочка и котомки Богомольный льется пот. Лица смуглы, загорелы Веки выглодала даль. И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль. Последние строки поражают иконной строгостью. Часто Сергей Александрович сравнивает многострадальную Родину с монашкой: Занеслись залетною пташкой Панихидные вести к нам. Родина, черная монашка Читает псалмы по сынам. С. Есенин употребляет в своих стихотворениях церковные обряды: «И под плач панихид, под кадильный канон, Все мне чудился тихий раскованный звон» Кадильный канон – церковный обряд курения благовоний во время богослужения. Есенин часто превращает религиозные христианские обедни в языческие обряды. И часто я в вечерней мгле Под звон надломленной осоки, Молюсь дымящийся земле О не возвратных и далеких. Край родной! Поля как святцы, Рощи в венчиках иконных Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. |