№ п/п | Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационный момент. | Приветствие учащихся. Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг. Больше всех не любим скуке – это мы! Мастера на все руки – это мы! Любим петь, плясать – это мы! И занятие начнем – это мы! | Здороваются с учителем. |
2 | Актуализация знаний | Ребята, посмотрите. Что вы видите? - Какой это дом? – настоящий или игрушечный? - Кто живет, в нашем кукольном доме? - Для чего нам нужен игрушечный домик и кукольные человечки? - Мы с вами поиграем в игру «Назови жильё». Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, какое у него жильё. - Где живёт Баба – Яга? - Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? Снежная королева? Кощей Бессмертный, Три поросенка Старик со старухой, из сказки «Золотая рыбка» Дед Мороз | (Дом) (Игрушечный) (Играть) (Кукольные человечки) (В избушке на курьих ножках.) (Теремок) Ледяной дворец, Пещера Соломенный, из веток и прутьев, каменный (Ветхая землянка – изба) (Терем). |
3 | Сообщение темы и цели урока | Молодцы. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о современном жилище человека. А так же вспомним, как жили наши предки в Древней Руси. | |
4 | Изучение нового материала | Изба. Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю. Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход. - Ребята, для чего человеку необходим дом? | Чтобы было, где жить, для защиты от врагов, чтобы отдыхать, укрыться от непогоды. |
5 | Физкультминутка | | |
6 | Продолжение работы | Сейчас поговорим, в каких домах живём мы с вами. Подойдем к доске, рассмотрим картинки. На которых изображены современные дома Посмотрите, какие они? Почему дома называются одноэтажный и многоэтажные? Из каких материалов строятся современные дома? - Если дом построен из дерева, он какой? - Если дом построен из панелей? - Если дом построен из кирпича? - Из камня? - Из каких частей состоит дом. Назовите части дома? | Одноэтажные, многоэтажные. Разное количество этажей. Из кирпича, панелей, дерева. (Деревянный.) (Панельный.) (Кирпичный.) (Каменный.) Крыша, окна, подвал; подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д. |
7. | Закрепление материала | Игра «Узнай свой дом» | Рассказ о своем доме. |
8. | Практическая работа. | В нашем городе много домов и они все разные. Я предлагаю каждому, выбрать и вырезать из цветной бумаги, свой дом. Затем все дома приклеиваем на большой лист, и получается город. | Выполняют задание. |
9 | Итог урока | - О чём мы сегодня с вами говорили? - Что вам на занятии понравилось больше всего? - Что для вас было сложно? | (Ответы детей.) |
10 | Д/з | Нарисовать свой дом. | |
11 | Оценивание | | |