Основные нормативно-правовые регламенты, регулирующие получение образования детьми с ОВЗ. Концепция и методология ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
1. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это: А) дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности вследствие заболевания или травм, приводящие к социальной дезадаптации, нарушению способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучению, общению; Б) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий; В) физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; Г) физическое лицо, нуждающееся в создании специальных образовательных условий при освоении образовательной программы. |
2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц - это: А) адаптированная основная образовательная программа; Б) адаптированная образовательная программа; В) адаптированная основная общеобразовательная программа; Г) адаптированная программа коррекционно-развивающей работы. |
3. В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе: А) только на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; Б) только по желанию родителей (законных представителей); В) только по желанию родителей (законных представителей) и с учетом мнения ребенка; Г) только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. |
4. В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, определяются: А) адаптированной образовательной программой и индивидуальной программой реабилитации инвалида; Б) специальной индивидуальной программой развития (СИПР); В) индивидуальной программой реабилитации инвалида; Г) индивидуальной адаптированной образовательной программой и индивидуальным учебным планом. |
5. В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ОВЗ: А) должно быть организовано в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам; Б) может быть организовано как в отдельных классах, группах, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; В) может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; Г) должно быть организовано совместно с другими обучающимися или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключением ПМПК. |
6. В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается: А) использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; Б) использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; В) предоставление услуг ассистента (помощника); Г) проведение групповых и индивидуальных учебных занятий; Д) использование дополнительных предпрофессиональных программ; Е) обеспечение доступа в здания организаций. |
7. В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельство об обучении выдается: А) лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты; Б) лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, освоившим часть программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность; В) лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам; Г) лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, освоившим часть программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность. |
8. В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» меры дисциплинарного взыскания не применяются: А) к обучающимся по образовательным программам основного общего образования; Б) к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования; В) ко всем обучающимся с ОВЗ; Г) к обучающимся с ОВЗ (только с различными формами умственной отсталости); Д) к обучающимся с ОВЗ (только с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). |
9. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране, является: А) Конвенция о правах инвалидов; Б) Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»; В) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Г) Конституция РФ; Д) Семейный кодекс РФ |
10. Под инклюзивным обучением понимают: А) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Б) обучение школьников с ОВЗ в общеобразовательных организациях; В) обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе; Г) обучение детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. |
11. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является: А) освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта; Б) освоение адаптированной основной общеобразовательной программы и социально-психологическая адаптация ребенка; В) полное удовлетворение запросов родителей; Г) овладение ребенком с ОВЗ предпрофессиональным уровнем знаний. |
12. Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится его обучение разрабатывает: А) психолого-педагогический консилиум; Б) бюро медико-социальной экспертизы; В) психолого-медико-педагогическая комиссия; Г) образовательная организация, в которой обучается ребенок. |
13. Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязательны для: А) родителей (законных представителей) детей с ОВЗ; Б) медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии; В) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; Г) образовательных организаций; Д) всех групп, перечисленных выше. |
14. Какой документ является основополагающим для определения содержания и форм реализации адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ, поступающего в ту или иную образовательную организацию? А) заключение психолого-медико-педагогической комиссии; Б) приказ управления образования; В) индивидуальная программа реабилитации; Г) заявление родителей (законных представителей). |
15. Детей, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называют: А) детьми с ограниченными возможностями здоровья; Б) детьми с отклонениями в развитии; В) детьми с особыми образовательными потребностями; Г) детьми с инвалидностью. |
16. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 учебные занятия для обучающихся с ОВЗ: А) организуются по 6-ти дневной учебной неделе; Б) начинаются не ранее 8 часов; В) организуются по 5-ти дневной учебной неделе; Г) организуются в две смены; Д) проводятся только в первую смену; Е) не превышают 40 минут во всех классах; Ж) не превышают 40 минут, за исключением первого класса. |
17. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться: А) только во время внеурочной деятельности; Б) только во время урочной деятельности; В) как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности; Г) только во время внеурочной деятельности, организованной после урочной не менее чем через 30 минут. |
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): А) применяются ко всем обучающимся с ОВЗ уровня начального общего образования; Б) применяются ко всем обучающимся с ОВЗ; В) применяются ко всем обучающимся с ОВЗ вновь прибывшим в образовательную организацию; Г) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. |
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ представляет собой: А) совокупность обязательных требований при реализации адаптированных образовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; Б) совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; В) совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных и дополнительных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; Г) совокупность обязательных требований при реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
20. Какие целевые установки не отражены во ФГОС О УО(ИН)? А) личностные результаты; Б) социальная адаптация; В) метапредметные результаты; Г) коррекция нарушений развития; Д) предметные результаты. |
21. Укажите максимальное количество вариантов образовательных программ на основе ФГОС НОО ОВЗ:
А) два; Б) четыре; В) три; Г) пять. |
22. Что является основой для определения варианта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ? А) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам комплексного обследования ребенка; Б) письменное заявление родителей (законных представителей) ребенка; В) выбор самого ребенка; Г) рекомендации ПМПК, сформулированные по результатам собеседования с родителями (законными представителями) ребенка. |
23. Вариант 1 ФГОС НОО ОВЗ предусматривает образование обучающихся с ОВЗ: А) в среде здоровых сверстников, в те же сроки обучения; Б) сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; В) в пролонгированные сроки; Г) полностью соответствует образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; Д) не соответствующее содержанию и итоговым достижениям образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. |
24. Вариант 1 ФГОС О УО(ИН) предусматривает образование обучающихся с ОВЗ: А) в среде здоровых сверстников, в те же сроки обучения; Б) сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; В) в пролонгированные сроки; Г) полностью соответствует образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; Д) не соответствующее содержанию и итоговым достижениям образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. |
25. Какой документ, разрабатываемый специалистами школы, определяет объем и формы организации обучения ребенка с ОВЗ? А) адаптированная основная общеобразовательная программа; Б) индивидуальная образовательная программа; В) индивидуальный учебный план; Г) индивидуальная программа реабилитации или абилитации. |
26. Третьим вариантом ФГОС НОО ОВЗ в АООП предусмотрено следующее соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: А) 80% и 20%; Б) 70% и 30%; В) 60% и 40%; Г) 50% и 50%. |
27. Вторым вариантом ФГОС О УО(ИН) в АООП предусмотрено следующее соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: А) 80% и 20%; Б) 70% и 30%; В) 60% и 40%; Г) 50% и 50%. |
28. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ пояснительная записка АООП должна включать: А) учебный план; Б) программу формирования УУД у обучающихся с ОВЗ; В) программу формирования БУД у обучающихся с ОВЗ; Г) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ; Д) программы курсов коррекционно-развивающей области; Е) описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; Ж) программу коррекционной работы. |
29. Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных): А) при реализации любого варианта ФГОС О УО(ИН); Б) при реализации первого варианта ФГОС О УО(ИН); В) при реализации второго варианта ФГОС О УО(ИН); Г) при реализации второго варианта ФГОС НОО ОВЗ. |
30. Особенностями детей с нарушениями слуха являются: А) тяжелая ориентация в пространстве, замедленное зрительное восприятие; Б) отклонения в речевом развитии; В) бедный словарный запас; Г) нарушения в организации деятельности и/или поведения, трудности произвольной саморегуляции. |
31. К специальным образовательным условиям обучения детей с тяжелыми нарушениями речи относятся: А) развитие ритма (логопедическая ритмика, хореография); Б) предупреждение боязни знакомства с живыми и неживыми предметами; В) однородность состава учеников; Г) ранняя логопедическая помощь. |
32. В соответствии с ФГОС О УО(ИН) к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью, относятся: А) удлинение сроков обучения; Б) специальное обучение «переносу» знаний и умений обучающихся с учетом изменяющихся учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; В) индивидуальное обучение на дому; Г) использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся; Д) обеспечение присмотра и ухода за обучающимися; Е) представление текстовой информации, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения, обозначающей названия приборов и кабинетов. |
33. Особенностями детей с РАС являются: А) несформированность актов равновесия, координации, мелкой моторики, сниженный сильное утомление; Б) трудности, связанные с социальным взаимодействием, отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, нарушения воображения и символической игры; В) стереотипные виды поведения, полевое поведение; Г) искаженный характер восприятия речи из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз. |
34. Какие специалисты необходимы при организации ППМС-сопровождения ребенка с нарушениями слуха? А) учитель-логопед; Б) педагог-психолог; В) ортопедагог; Г) сурдопедагог; Д) тифлопедагог; Е) дефектолог-амблиолог; Ж) олигофренопедагог. |
35. Какие специалисты необходимы при организации ППМС-сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи? А) учитель-логопед; Б) педагог-психолог; В) ортопедагог; Г) сурдопедагог; Д) тифлопедагог; Е) дефектолог-амблиолог; Ж) олигофренопедагог. |
36. Определите наименее важную для учителя инклюзивного класса тему для повышения квалификации: А) «Причины и симптоматика нарушений развития детей с ОВЗ разных категорий»; Б) «Особенности работы педагога в разнородных и разноуровневых средах»; В) «Особенности создания адаптированной образовательной программы»; Г) «Особенности оставление рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов в рамках реализации АООП». |