Тема проекта: «Современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»
Тема проекта: «Современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»
Стратегия развития воспитания определяет приоритетную задачу Российской Федерации в сфере воспитания детей - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»»
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта:
«Современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»
Выполнила:
Менщикова Татьяна Валерьевна,
воспитатель,
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 1»
Ставрополь, 2022 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3-5 Раздел 1. Теоретические аспекты использования современных образовательных технологий в практике обучения и воспитания детей с ОВЗ…………………………………………………………………………………... 6 1.1 Концептуальные основы………………………………………………….....… 5 1.2 Мероприятия по внедрению современных технологий в образовательный процесс ……………………………………………………………………........… 6-7 1.3 Календарный план проведения мероприятий …………………………..…. 7-8 Раздел 2. Использование современных образовательных технологий в теории и практике школы при работе с детьми с ОВЗ ……………………………………. 9 2.1 Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания …………… 9 2.2 Технология воспитания на основе системного подхода ………..……….. 9-10 2.3 Технология гуманного коллективного воспитания.………………...….…… 10 2.4 Информационно-коммуникационные технологии ……………………... 10-11 2.5 Здоровьесберегающая технология ………………………………………….. 11 Заключение ………………………………………………………………………... 11 Список использованной литературы………………………….…………………. 12
Приложение ………………………………………………………………..….. 13-16
Введение
Актуальность.
Стратегия развития воспитания определяет приоритетную задачу Российской Федерации в сфере воспитания детей - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основные направления развития воспитания:
- поддержка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; поддержка общественных объединений в сфере воспитания;
- обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (в области гражданского воспитания; патриотического воспитания; духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей; приобщения детей к культурному наследию; популяризации научных знаний среди детей; физического воспитания и формирования культуры здоровья; трудового воспитания и профессионального самоопределения; экологического воспитания).
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Проблема. Актуальным в этой связи становятся определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса использования воспитательных технологий. Гармонично развиваться ребенку позволят лишь грамотно подобранные воспитательные технологии. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
При технологическом решении проблем воспитания каждый учитель обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей.
Цель проекта состоит в изучении современных технологий воспитания, определении влияния современных технологий на личностное развитие детей с ОВЗ и внедрении технологий в коррекционно-воспитательный процесс для повышения уровня воспитанности, познавательной активности, развития потенциальных способностей учащихся.
Задачи проекта:
1. Раскрыть понятие технологии воспитания.
2. Выявить и проанализировать современные технологии воспитания.
3. Создать такую модель воспитания детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого воспитанника появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
3. Сделать разработку коррекционно-воспитательного занятия.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;
- совершенствование качественных характеристик личности учащихся.
Сроки разработки и реализации проекта:
Проект долгосрочный, разработан в 2021 году. Осуществляться будет в течение 2021 - 2022 учебного года и будет состоять из нескольких этапов.
1 этап. Подготовительный (организационный):
2 этап. Основной (практический):
3 этап. Заключительный (аналитический):
Ресурсы проекта:
- Личностное общение педагога с ребенком;
- Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты);
- Диагностический инструментарий для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса (тесты, анкеты);
- Наличие специально оборудованного кабинета;
- Программные и технические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети).
Раздел 1. Теоретические аспекты использования современных образовательных технологий в практике обучения и воспитания детей с ОВЗ
Концептуальные основы
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
1.2 Мероприятия по внедрению современных технологий в образовательный процесс
- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- использование ИКТ;
- участие в олимпиадах, исследовательских проектах, конкурсах детского творчества;
- распространение своего опыта работы;
- расширение работы с социумом, встречи с интересными людьми;
- повышение квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Таблица 1
1.3 Календарный план проведения мероприятий
Мероприятия
Сроки проведения
Предполагаемый результат
Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Ежедневно
- Повышение общего уровня развития ребенка, развития недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, его подготовку к восприятию учебного материала
- Развитие познавательной активности, самостоятельности и сознательности в обучении.
Использование ИКТ
По мере необходимости 10-15 минут на воспитательском занятии
- Улучшение качества обучения, рост интереса учащихся с ОВЗ к предмету, мотивации к получению и усвоению новых знаний.
- Повышение успеваемости и качества знаний.
Расширять работу с социумом, встречи с интересными людьми
2-3 раза в год
- Повышение уровня социальнойкомпетенции участников образовательного процесса, направленного на активное освоение мира;
Участие в олимпиадах, исследовательских проектах, конкурсах детского творчества
В течение учебного года
- Развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве;
Распространение своего опыта работы (МО, открытые занятия, в сети Интернет)
Каждую четверть
- Установление новых связей в образовательном Интернет – пространстве посредством активного обмена информацией;
- Решение профессиональных вопросов;
- Повышение профессионального уровня.
Повышение уровня своей квалификации (самообразование) по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
В течение учебного года
- Внедрение новых технологий, форм, методов и приемов обучения и воспитания;
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- Разработка и проведение открытых занятий с использованием современных образовательных технологий.
Раздел 2. Использование современных образовательных технологий в теории и практике школы при работе с детьми с ОВЗ
Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения и воспитания.
Овладение современными образовательными технологиями – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, которые возможно применять в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
2.1 Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия воспитатель и воспитанник являются приоритетными.
Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
2.2 Технологии воспитания на основе системного подхода
Ведущей идеей здесь является ориентация на личность ребёнка, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Целевые ориентации:
-Формирование личности – главная цель школы.
-Сверх цель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ребёнка и воспитателя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
2.5 Здоровьесберегающая технология
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
Данная технология включает в себя:
- Медико-гигиеническую технологию;
- Физкультурно-оздоровительную технологию;
- Экологическую здоровьесберегающую технологию;
- Технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Сохранение здоровья, в данной технологии, рассматривается как частный случай главной задачи – сохранение жизни.
Заключение
Освоение педагогами практик продуктивных педагогических идей - являются одними путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
Список используемой литературы
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013.
Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002.
Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.
Новикова Л.И., В.А. Караковский В.А.,. Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
3. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.- Методический лекторий, Москва, 2009.
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
Приложение
Коррекционно-воспитательное занятие на тему
«Правила поведения на природе»
Цель:
1. Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.
2. Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.
3. Коррекция памяти, внимания, поведения.
Оборудование: доска, на плакате девиз урока «Сохранить природу – сохранить жизнь», картинки с лекарственными растениями, работы учащихся, таблица «Мы живем в лесу», четыре плаката о правилах поведения в природе.
I. Организационный момент.
Настрой: Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.
II. Сообщение темы.
- Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.
Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. «Сохранить природу – сохранить жизнь» это девиз нашего занятия.
III. Основная часть.
1. Беседа.
- Попытайтесь ответить на вопросы:
Что такое природа?
Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
Примерные ответы учащихся:
- Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
- Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.
- Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений.
2. Рубрика «Знаете ли вы растения?».
Воспитатель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).
- В какую группу их можно отнести?
(Лекарственные растения).
- При каких болезнях помогают эти растения?
Рассматривают плакат, воспитатель читает, все слушают, запоминают.
- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Воспитатель:
- Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.
3. Проблемная ситуация.
- Приходилось ли вам видеть такое?
Ученица:
- Бом-бом-бом!
Начинается погром
Выезжаем на природу,
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор.
- Хорошо ли это?
- Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу?
(Собрать мусор).
- А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала?
(Ответы учащихся).
Воспитатель:
- А наша березка вот что говорит.
Ученица изображает дерево-березку и говорит:
- Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня.
Воспитатель:
- Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?
Воспитатель говорит варианты:
1. Пройду мимо.
2. Закрою ранку глиной или пластилином.
3. Попью соку и пойду дальше.
Рассматривают плакат, воспитатель читает, все слушают, запоминают.
- Не собирай березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
4. Станция «Экологические знаки».
Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, воспитатель читает.
а) Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Почему нельзя это делать?
(Ответы учащихся).
б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Воспитатель:
- Почему нельзя рвать цветы?
(Ответы учащихся).
Воспитатель:
- Выросший на лугу цветок «у себя дома».
Вывод делает ученик, читая стихотворение:
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все мы, я и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
5. Воспитатель читает призывы о лесе ,учащиеся смотрят на доску.
Береги лес от пожара!
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Береги лес – кладовую, бесплатно отдающую свои дары: орехи, ягоды и грибы.
Приумножай нашу природу.
Береги лес – дом для зверей и птиц.
6. Рубрика «знаешь ли ты?»
- Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)
- Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)
- У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов)
- Из какого дерева делают спички? (из осины)
- Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
IV. Подведение итога.
Как нужно вести себя в природе?
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.
- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.