kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья. Актуальные проблемы в программном обеспечении обучения и воспитания у детей с ОВЗ.у детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные проблемы в программном обеспечении обучения и воспитания 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Актуальные проблемы в программном обеспечении обучения и воспитания у детей с ОВЗ.у детей с ОВЗ.»

Актуальные проблемы в программном обеспечении обучения и воспитания у детей с умеренной умственной отсталостью.

1. Анализ программного обеспечения обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью.

2.Учебный план и задачи для детей с умеренной умственной отсталостью.

Анализ программного обеспечения обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью.

Умственно отсталые дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 – 3 % от общей детской популяции. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность, идиотия. Дети с легким недоразвития интеллекта – дебильностью – составляют 70 – 80%, с выраженным – имбецильностью – 20 – 25% и с глубоким – слабоумием (идиотия) – около 5% всех случаев умственной отсталости. Таким образом, дети – имбецилы составляют около 0,7% от детского населения. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с легкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных школах для детей с нарушенным интеллектом. В настоящее время во многих школах разработаны учебные планы и программы, создаются учебники. Детей- имбецилов из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчетливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей имбецилов как людей, имеющие равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определенной опеке, индивидуальной помощи. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребенка с глубокими нарушениями интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определенных условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В. Баряева, С.М. Виноградов, М.Л. Рабинович).

Сегодня для таких детей открывают специальные классы при коррекционных школах, но большая их часть воспитываются в детских домах-интернатах.

Вся работа направлена на адаптацию детей в обществе, уверенности в себе, формирование у учащихся умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, развитие пространственно-временной ориентировки в окружающей среде, коррекцию поведения, привитие им трудовых и социально значимых навыков и умений.

У детей - имбецилов всегда в той или иной степени нарушено внимание: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели. Значительные отклонения обнаруживаются у детей с умеренной умственной отсталостью в области сенсорики, которые включают в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю сложную систему анализаторов.

Развитие ощущений и восприятий ребенка - необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей- имбецилов характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у имбецилов находится глубокое недоразвитие речи.

Память таких детей отличается малым объектом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.

До недавнего времени детей с умеренной умственной отсталостью не принимали в детсады и коррекционные школы. Обычно ПМПК выносила о детях с нарушениями интеллекта в степени имбецильности заключение «необучаемы», забывая о том, что развитие детей может широко варьировать, и что возможные пределы обучаемости этой группы достоверны неизвестны.

Главный же принцип в работе с такими детьми - ее практическая направленность. И учеба, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей. Для того, чтобы дети-имбецилы смогли овладеть доступными для них значениями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной умственной отсталостью , находящихся в коррекционных школах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение таких детей к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально - технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.

Программное обеспечение работы с детей с умеренной умственной отсталостью, затем подростками и взрослыми позволяет определить цели и задачи, содержание воспитания и обучения, основные принципы, этапы коррекционной работы.

В настоящее время для системы социального обеспечения остаются действующими Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР в 1983 году. Они включают следующие разделы:

- Чтение и письмо.

- Счет.

- Развитие речи, предметные уроки, экскурсии.

- Социально-бытовая ориентировка.

- Предметно- практическая деятельность, конструирование, ручной труд.

- Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания.

- Физическая культура.

- Пение и ритмика.

- Рисование.

- Трудовое обучение.



К программам приложен экспериментальный учебный план. В объяснительных записках даны некоторые методические рекомендации, выделены основные задачи, очерчена этапность работы, указаны некоторые эффективные методы.

Следует, отметить, что данные программы предполагают определенную систему работы с детьми, имеющими глубокий интеллектуальный дефект, которая согласуется с требованиями общества, то есть определенным социальным заказом. В прошедшие годы с момента выхода программ в обществе произошли серьезные социально-экономические и политические перемены. Изменилась политика государства в образовании, в частности и в отношении к лицам с ограниченными возможностями. Процессы гуманизации образования, породившие интеграцию в воспитании и обучения лиц с ограниченными возможностями, расширяют спектр оказания им помощи, раскрывают границы закрытых учреждений для этих детей и позволяют оптимистичнее смотреть на их будущее.

Анализ программ показал не только наличие пробелов в программном обеспечении, но и морально устаревшее содержание имеющихся программ.

-Нет программы, отражающей современные достижения специальной психологии, коррекционной педагогики, олигофренопедагогики, медицины, техники и других отраслей знаний.

-В программах не нашли должного отражения вопросы методики развития речи, особенно коммуникативной ее функции, а также коррекции дефектов речи. Необходимо предусмотреть разнообразные формы общения с детьми в разных видах деятельности, обеспечивающего социальную адаптацию.

-Не определены пути и средства осуществления преемственности в работе специалистов по решению воспитательных, образовательных и коррекционных задач.

-Нет рекомендаций по организации индивидуального подхода и применению дифференцированных форм обучения.

-В настоящее время недостатки программного обеспечения восполняются педагогическими и методическими рекомендациями, использование передового педагогического опыта.



Изучая имеющиеся программы, приходим к следующим выводам:



1.Назрела необходимость в создании современной «Программы коррекционного воспитания, обучения и социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью и подростков».

2. Программа, созданная творческим союзом ученых и практиков, должна быть апробирована в том регионе, для которого разработана.

3. В настоящее время желательно иметь в действии на конкурентной основе несколько программ и осуществлять выбор программы с учетом национальных, региональных, индивидуальных и других особенностей детей с выраженной умственной отсталостью.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Для решения практических задач в этой области мобилизуются усилия ученых, практических работников, организаторов специального образования.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

Практика показывает, что умственно отсталые дети способны адаптироваться в ближайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития.

При социализации лиц детей с умеренной умственной отсталостью, трудноразрешимыми проблемами выступают отсутствие навыков общения в среде обычных людей и несформированность потребности в нем, негативное восприятие других людей, неадекватная самооценка, склонность к социальному иждевенчеству.

В тесной связи с нарушениями интеллекта у детей с глубокой выраженной отсталостью находится глубокое недоразвитие речи, степень которого соответствует чаще всего уровню общего психического недоразвития ребенка.

Учебный план - детей с умеренной умственной отсталостью, включает в себя следующие предметы:


- родной язык (чтение, письмо, развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности);

- элементарная математика;

- изобразительное искусство;

- музыка, пение;

- ритмика;

- физическая культура;

- самообслуживание;

Специальным коррекционным курсом является:

- социально-бытовая ориентировка (СБО)

Все учебные предметы: общеобразовательные, коррекционные, и трудовые, для детей с умеренной умственной отсталостью максимально индивидуализированы и направлены, прежде всего, на решение вопроса развития их речи. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять не сложные инструкции.

Обучение речи как средство коммуникации заключаются в формировании умения общаться со взрослыми и сверстниками. Детей обучают вопросной - ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.



Задачами обучения для детей с умеренной умственной отсталостью является – это воспитание у учащихся уверенности в себе, способности познавать себя и доверять окружающим людям.

  • Формирование у учащихся умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью.

  • Развитие пространственно – временной ориентировки в окружающей среде.

  • Развитие ориентации у учащихся в социально- бытовых отношениях.

  • Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.

  • Развитие минимальных творческих способностей.

  • Обучение элементарным навыкам бытового, ручного труда.

  • Развитие физических возможностей детей- инвалидов, включение их в занятия физкультурой .



Поставленные задачи осуществляются в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью. В школе на уроках, строящихся на основе игровых и элементарных учебных методических приемов.



Объем учебной нагрузки и распределения учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения (СанПин 2.4.2 1178-02).

Продолжительность учебной недели – 6 дней. (Дети с умеренной умственной отсталостью могут брать 1-2 дня в неделю дополнительные дни для отдыха. На основании справки от психиатра или невролога)

Начало учебного года с 1 сентября по 31 мая.

Весь процесс обучения реализуется на основе индивидуально-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы.

В специальные (коррекционные) школы VIII вида принимаются дети с умеренной умственной отсталостью с 8-9 лет.

Процесс обучения данной категории детей выстраивается в несколько этапов, где первым этапом является подготовительный – четвертый классы. Основная задача этого этапа, особенно в подготовительном и первом классах, — подготовить детей к простейшим видам (доступным для них) учебной деятельности: соблюдение режима учебной деятельности (продолжительность урока не более 30-35 мин.), формирование умений коллективной работы под контролем и с помощью учителя. Учитель всячески должен избегать эффекта «успеваемости по предмету», эта задача недостижима по сути

Следующий этап (5-9 классы) — нацелен на выработку у учащихся социально значимых умений с помощью знаний и умений, полученных на уроках чтения, письма, элементарной математики, развития речи и безопасной жизнедеятельности. Также у учащихся формируются трудовые умения и навыки, как основы для простейшего самообслуживания (безопасное приготовление пищи, уход за одеждой, мелкая стирка, глажение, уборка помещения, помощь членам семьи и т.д.)

В школьном компоненте предусмотрены дополнительные часы на формирование навыков социокультурного поведения, которые следует использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности социально-правового содержания.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Обучение грамоте – направлено на решение чисто практической, т. е. первоначальным навыкам чтения и письма. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги. Также должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, имя, отчество. Цель обучения заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения. Обучение грамоте ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, должна проводиться большая работа по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его). Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значения слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами. Одновременно с лексической, решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь.

При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

У детей с умеренной степенью умственной отсталости грубо недоразвита познавательная деятельность, что особо ярко обнаруживается при обучении их счету. Обучение счету организуетсяна практической наглядной основе и начинается с пропедевтического периода. На уроках счета дети – имбецилы считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простые задачи, решают примеры в два действия, с именованными числами, ориентируются в таблице умножения. Кроме того, учащиеся знакомятся с пространственными, мерами длины и емкости, учатся распозновать геометрические фигуры.

Речь детей с умеренной умственной отсталостью исключительно скудна и дефектна. Задачи занятий по развитию речи следующие: научить умственно отсталых детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, вырожать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом. Каждый урок по развитию речи посвящен одной какой нибудь теме. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

Большое значение для воспитания учащихся с умеренной умственной отсталостью особенно их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы: рисование, музыка, ритмика.

На уроках рисования, ритмики развивается координация движений, общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание уделяется воспитанию чувств. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, учатся понимать красивое. Благотворно на них воздействует музыка.

Физкультура - как учебный предмет, способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся спортивной ходьбе, бегу, прыжкам.

Трудовое обучение – имеет большое значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда. Цель занятий по ручному труду- коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной коррекции, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно образного мышления детей, а так же их речи в связи с практической деятельностью. Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а так же грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций. Грубое недоразвитие двигательной сферы детей - имбецилов выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедлены, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают. Особенно затруднены у глубако умственно отсталых детей тонкие дефференцированные движения рук и пальцев.

Особое место в коррекционных школах отводится урокам трудового обучения. Количество часов увеличивается к концу обучения в школе от 9 часов до 14 часов в неделю. В связи с этим на уроках решается одна из основных задач - социализация учащихся через коррекционную, воспитательную и образовательную цели. Учащиеся должныусвоить нормы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, умения и навыки, которые позволяют успешно существовать в обществе.

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью приобретение учащимс навыков необходимых в быту.

Программа составлена таким образом, много часов отводится на освоение ручных стежков, работу с бумагой, ремонт одежды, знакомство с ручными и машинными швами. Это способствует развитию моторики, усидчивости, взаимовыручки, самоконтроля. Все это способствует атаптации учащихся с тяжелой умственой отсталостью в обществе.

Таким образом, весь процесс обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит коррекционный, воспитывающий характер.

Вся коррекционно-воспитательная работа направлена на интеграцию детей в общество.

Для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как их возможности в развитии, коррекции и адаптации строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с определенной группой учащихся, направленной на личностное развитие каждого, его потенциальных возможностей и способностей.

Требования к уровню подготовки выпускников школы.

Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к концу обучения в школе должны:

-овладеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;

- уметь ориентироваться в окружающей действительности;

-соблюдать общепринятые нормы поведения;

-владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;

-овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены, простейшими навыками ведения домашнего хозяйства.







Изучая имеющиеся программы, приходим к следующим выводам:



1.Назрела необходимость в создании современной «Программы коррекционного воспитания, обучения и социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью».

2. Программа, созданная творческим союзом ученых и практиков, должна быть апробирована в том регионе, для которого разработана.

3. В настоящее время желательно иметь в действии на конкурентной основе несколько программ и осуществлять выбор программы с учетом национальных, региональных, индивидуальных и других особенностей детей с выраженной умственной отсталостью.

Список использованной литературы

1. Александров Ю.И. «Основы психофизиологии» М.: Инфра - М, 2004. 

2. Бгажнакова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта – М.; 2010.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Т. 5. стр 131.

4. Данилова Н.Н. «Психофизиология» М.: Аспект Пресс, 2000.
5. Крутецкий В.А. «Психология» М.: Просвещение, 2005. 

6. Лурия А.Р., Леонтьев А.Н. «Физиологические механизмы речи», М: 2005.

7.Маклаков А.Г. «Общая психология» М: Учебник для вузов, 2006.

8. Маллер А.Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей - М., 1985.

9. Немов Р.С. «Психология» М.: Владос, 2006.

10. Петрова В.Г., Белякова И.В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии?» М: Флинта М.П.С.И., 2006.

11.Рубинштейн С.Я.,Выготский Л.С. «О развитии психики умственно отсталого ребенка//Деффектология» М: 2006.

12. Смирнова И.А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе - СПб., 1999.

13.Эльконина Д.Б. «Развитие речи детей», М: 2006.



14.Конституция Российской Федерации - Ростов на_Дону: Феникс, 2012 г.


15. Закон РФ «Об образовании» - М.: Издательство «Омега-Л», 2010 г.


16. Коныенция о правах ребенка – М: КНОРУС, 2011 г.


17. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург ЦДК проф. Баряевой, 2011 г.


18. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - Москва, Мозаика-Синтез, 2011


19. Программа вспомогательной школы 2-е отделение. Музыкально-ритмические занятия 1-9 классы Составитель О.В. Клезович - Минск, Национальный институт образования, 2007 г.


20. Программа вспомогательной школы 2-е отделение. Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы. Составители В.И. Олешкевич, С.П. Самуилик - Минск, Национальный институт образования, 2005 г.


21. Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в подготовительном, 1-9 классах - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г.

22. Программа вспомогательной школы 2-е отделение Хозяйственно-бытовой труд 5-9 классы. Составитель Е.В. Шинкаренко - Минск, Национальный институт образования, 2003 г










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Афанасьева Алевтина Сергеевна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531411

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Статья. Актуальные проблемы в программном обеспечении обучения и воспитания у детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(79) "statia_aktualnye_problemy_v_programmnom_obespechenii_obucheniia_i_vospitaniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "531471"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576074741"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства