развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;
работа над слоговой структурой слова;
расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);
развитие грамматического строя речи;
формирование интонационно-выразительной стороны речи;
формирование связной речи;
воспитание самоконтроля за речью;
формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.
Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:
подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.
Подготовительный этап.
На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале.
Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)
Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий:
-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
-Сосчитать , сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;
-Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;
-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
-Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - » и коротких«+» - барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т. д.
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:
маршировка, легкий бег.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…
Работа на вербальном материале.
. Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.
Упражнение 2.
Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.
(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3.
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.
Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.
Упражнение1.
После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.
Взрослый. Где находится сердце?
Ребенок. Слева.
Взрослый. Где у тебя темя ?
Ребенок.Сверху.
Взрослый. Где у тебя спина ?
Ребенок. Сзади.
Взрослый. Где живот?
Ребенок. Спереди.
Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.
Упражнения 3.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.
Упражнения 3.
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.
Упражнения 4
Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Упражнение 1.
Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2.
От поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнение 3
Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; …
Упражнение 4.
Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.
Упражнение5.
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.
Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.
Упражнение1.
Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)
Упражнение 2.
Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.
Упражнение 3.
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7
Упражнение 4.
Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».
Упражнение 5.
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».
Упражнение 6.
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.
Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.
Артикуляционные упражнения.
-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
два раза щелкнуть языком, один раз подуть;
--втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;
-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
-показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;
-из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;
3.Упражнения для тела:
-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
Упражнение 7.
Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.
Коррекционный этап
Работа над гласными
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
Упражнение 1.
Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:
А – И А – И – О У – А – И – О
А – У У – А – И Э –У – А – И
И – О И – О – Ы А – И – О – Ы
Ы – А Э – У – А И – Э – У – А
У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О
А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э
О – У О –У – А Э – О – У –А
Упражнение 2.
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:
на одном выдохе, при этом плавно;
громко (тише, совсем тихо);
чередуя громкость в пределах одного ряда;
со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
быстро (медленно).
Упражнение 3.
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:
сосчитать количество звуков;
показать то же количество пальцев, сколько звуков;
отстучать звуки молча;
встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
повторить звуки в обратном порядке.
Работа над слогами
Упражнение 1.
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:
с общими согласными:
МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;
с общими гласными:
БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;
обратные:
АН – ЫН – ОН – ЭН – УН
ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;
закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК
КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ
ТУК – МУК БОК – ВОК;
прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:
БА – БЯ АП – ЭЛЬ
ВУ – ВЮ УФ – УФЬ
МО – МЁ ЕН – ЕНЬ
Упражнение 2.
Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:
сосчитать количество слогов;
выложить палочки по количеству слогов;
сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
определить одинаковый звук в ряду;
придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
придумать и («загадать») слоги с данным согласным;
повторить ряд слогов в обратном порядке;
повторить только первый и последний слог ряда;
произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
выделить ударный слог (отражённо);
назвать первый (второй, третий) звук слога;
составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
наращивание слогов;
уменьшение количества слогов;
отстукивание слоговых цепочек.
Работа над слогами со стечениями согласных.
Упражнение 1.
Предлагаются слоги:
открытые и закрытые:
кна-акн гна-агн
дмо-одм тмо-отм
пту-упт бму-убм
-с оппозиционными согласными:
фта-фтя фта-вда
тко-тке тко-дго
кму-кмю кму-гму
-цепочки слогов:
мна-мно-мну-мны-мнэ
гва-гво-гву-гвы-гве
хва-хвы-хви-хве
-слоги со сменой позиции согласного:
мна – нма
ско – ксо
хту – тху
збы – бзы
Упражнение 2.
Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:
проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);
придумать слог из двух согласных и одного гласного;
сравнить слоги:
НА – КНА
АС – АКС
ИНТ – ЫНТ
УБР – УПР.
Типы слоговой структуры слов.
Двусложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода, муха, вата и др.
Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, панама и др.
Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, сок, кит, и др.
Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, банан, диван, букет и др.
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, утка, нитки и др.
Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: кактус, медведь, солдат, павлин и др.
Трёхсложные слова с закрытым слогом: помидор, чемодан, попугай, магазин и др.
Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, кукушка, девочка и др.
Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, садовник, апельсин, виноград и др.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: игрушки, лампочка, скакалка, клубника и др.
Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, куст, танк, зонт и др.
Двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, гвозди, свекла и др.
Четырех сложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница и др.
Четырехсложные слова со стечением согласных: холодильник, мотоцикл, воспитатель, полотенце и др.
Предлагаются 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация С.Е. Большаковой).
Работа над словами.
1 этап.
Упражнения на различение длинных и коротких слов.
Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.
Упражнение 2.
Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.
Упражнение 3.
Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его.
2этап.
Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.
Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку ,нужно держать паузу, пока рука не опустится.
Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.
Выкладывание полосок по количеству слогов.
Выбор подходящей схемы слова.
Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных. Предлагается :
1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и др.
-затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.
-слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.
2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)
3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)
4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)
5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)
Упражнение 6.
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен , повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.
Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,
-года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.
Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.
Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.
Упражнение2
Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.
Упражнение 3.
Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.
Положить картинки так, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми(сова, вата).
Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.
Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом», «дальше», «затем»: па, потом ук……паук; ком, затем пот……компот, зво, дальше нок и т. д.
Упражнения на образование словосочетаний.
Упражнение 1.
Проговаривание словосочетаний:
Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.
Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на , кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.
Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.
Упражнение 1.
«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить -маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.
Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.;
-вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.
Слова:булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.;
Упражнение 2.
Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.
Упражнение3.
Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная;
слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.
Упражнение 4.
Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:
газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный , колпак….колпак треугольный;
слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.
Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.
Упражнение 1.Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие(стоит, спит) и составить предложения:
Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.
(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.
Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Забавной обезьянке бросили бананы.
Бросили бананы забавной обезьянке.
Би-би-би. Гудит машина без бензина.
(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.
Говорит попугай попугаю:
-Я тебя ,попугай, попугаю.
Петушок прыг на порог:
-Подари , пекарь пирог.
(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.
Бабкин боб раст1ёт в дождь.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Бились лбами у забора два быка.
Прободали в шумном споре все бока.
(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.
Три вороны на воротах.
Водовоз вёз воду из водопровода.
Вкусная халва- мастеру хвала.
Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки.
(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.
У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Федя полез за конфетой в буфет, факт , что в буфете не будет конфет.
(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.
Волков бояться в лес не ходить.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Филин даже с фонарём ничего не видит днём.
(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.
На горе гогочут, под горой огонь горит.
До города дорога в гору, от города с горы.
На иве галка, на берегу галька.
(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.
Тук-тук, прибиваю я каблук.
Наша река широка как Ока.
Укусила киску муха и болит у кисы ухо.
Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.
(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.
Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди грибок.
(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха- горюха села на ухо.
(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.
Дарья дарит Дине дыни.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Дед Данил дыню делил.
(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.
Наш гость купил трость.
Опять ребят нашли пять опят.
(Д-Т) Собака Том сторожит дом.
Дятел лечил древний дуб.
Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой.
(М) Му-му-му, молока кому?
Мама Милу в ванне мыла.
Где мёд,там и мухи.
На скамеечке у дома целый день сидела Тома.
(Н) Ан-ан-ан, папа чинит кран.
Няня нянчит Надю с Ниной.
Нина играет на пианино.
Нарядились ножки в новые сапожки.
(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.
Ас-ас-ас, у нас погас газ.
Ос-ос-ос, на поляне много ос.
Коси екоса пока роса.
У маленькой Сани сани едут сами.
Носит Сеня сено в сени.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
(З) За-за, уходи домой коза.
Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.
У зайки Бубы заболели зубы.
(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.
За-са,за-са, залетела к нам оса.
Соня Зине принесла бузины в корзине.
Сачок зацепился за сучок.
(Ц) Цо-цо-цо, на руке колцо.
У кольца нет конца.
Бегают две курицы прямо на улице.
Цапля стоя на крыльце написала букву Ц.
(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.
Синицы-весёлые птицы.
Курица снесло яйцо под крыльцо.
Из соседнего колодца целый день водица пьётся.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Соне в оконце ярко светит солнце.
(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу, я письмо пишу.
Аш-аш, у Паши карандаш.
Тише, мыши , кот на крыше.Зашумите-он услышит.
Нашей Маши дали манной каши.
Не найду я ушки у этой лягушки.
Маша, кашу доедай, маме больше не мешай.
(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.
Шу-су, мишку встретил я в лесу.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Шишки на сосне , шашки на столе.
Купила Саша сушки.
(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу, молока дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Ужин нужен жуку и ужу.
(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.
Жа-ша, Женя кормит малыша.
Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.
У кошки лежат ложки в лукошке.
Хорош пирожок, внутри творожок.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Облетели лампу мошки , греют тоненькие ножки.
Осторожно ,мошки, обожжете ножки.
(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.
Ащ-ащ, надеваю плащ.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щенок жалобно пищит.
(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.
Чу-чу, молоточком я стучу.
Оч-оч, наступила ночь.
Шубка овечки теплее всякой печки.
Ученик учил уроки , у него в чернилах щёки.
Это для Леночки мороженное на тарелочке.
(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.
Чу-цу, дали зёрнышки птенцу.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.
Ло-ло-ло, на улице тепло.
На мели мы налима ловили.
Мама Милу мылом мыла.
Юля маленькой была и вертелась
как юла.
Клади уголь в угол.
Морская волна сильна и вольна.
(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.
Ро-ро-ро, на улице ведро.
Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.
Трое трубачей трубили в трубы.
Проворонила ворона воронёнка.
На горе растут дубы, под горой растут гриды.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Лара у Вали играла на рояле.
Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.
В тетради Кандрат начертил квадрат.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
Таким образом, виды упражнений выбирались в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов велась длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.