Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей неслышащих учащихся.
Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей неслышащих учащихся.
Вследствие особенностей развития детей с нарушением слуха, их обучение значительно отличается от обучения слышащих детей. Они испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей неслышащих учащихся.
Вследствие особенностей развития детей с нарушением слуха, их обучение значительно отличается от обучения слышащих детей. Они испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром.
Интеллектуальное развитие неслышащих детей осуществляется через развитие психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Учителю начальной школы необходимо научить неслышащих детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одной из главных задач учителя становится развитие познавательных процессов.
Комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных возможностей нарушенного анализатора способствует более успешному развитию познавательной деятельности учащихся и личности ребенка в целом.
Развитие познавательных процессов – это развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, без которых невозможно успешное обучение неслышащего ребенка в школе.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания детей с нарушением слуха, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.
Воображение и память как познавательные процессы.
Важнейшими условиями развития воображения у детей с нарушением слуха является обогащение их опыта, знаний и представлений о мире, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их, т.е. способствовать развитию операциональных компонентов творческого воображения. Эти условия реализуются одновременно, что приводит к положительным сдвигам в развитии воображения неслышащих детей уже в младшем школьном возрасте. Таким образом, при оптимальной организации обучения этих детей, при развитии их мышления и речи совершается компенсаторное развитие воображения.
Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Образная память у детей с нарушением слуха, так же как и слышащих, характеризуется осмысленностью. В начале младшего школьного возраста дети имеют менее точные, чем их слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению или функциональному значению. Они смешивают образы сходных предметов, затрудняются в переходе от слова к соответствующему ему образу предмета. В процессе их развития эта разница постепенно уменьшается. Таким образом, для развития памяти детей с нарушением слуха необходимо развивать речь, совершенствовать их познавательную деятельность, мыслительные операции – сравнение, абстракцию, анализ и синтез; развивать умение использовать средства для запоминания – группировку наглядных материалов на основе выделения существенных признаков объектов.
Участие мышления в процессе познания.
Полноценное познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. У детей с нарушением слуха, которые овладевают словесной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе, в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.
Мышление в своем развитии проходит три стадии: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое мышление.
Наглядно – действенное мышление обязательно включает в себя внешнее действие с предметом, при этом ребенок использует различные предметы в качестве средств достижения цели. Наглядно – образное мышление обусловлено развитием речи. Наибольшие различия между неслышащими и слышащими детьми в развитии наглядно – образного мышления отмечаются в начале школьного обучения (1 класс). Словесно – логическое мышление развивается с опорой на наглядно – образное. В связи с более поздними сроками формирования наглядно – образного мышления, с замедленным развитием речи у неслышащих детей переход на стадию словесно – логического мышления происходит в течение более длительного времени, чем у слышащих.
Роль внимания в познании.
Особенности развития внимания неслышащих детей связаны с тем, что у них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор.
Современные условия характеризуются обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения детей.
В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Дидактической игре в специальной коррекционной школе отводится важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи. Игра как метод получает все большее распространение в обучении детей с нарушением слуха. Она способствует развитию личности ребенка в целом: его памяти, воображения, речи, мышления, эмоциональной сферы, самостоятельной и творческой активности. Ценность их как метода заключается в том, что в игре неслышащие дети усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Именно в процессе дидактических игр, возможно, целенаправленно формировать у неслышащих детей основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию). При широком использовании дидактических, в том числе, логических игр непосредственный интерес к игровому действию постепенно переходит в интерес к мыслительным операциям и логическим задачам, что способствует развитию у учащихся элементов творческой деятельности.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, на уроках дактильной речи, ознакомления с окружающим миром.
Дидактические игры развивают речь неслышащих детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять рассказы о предметах и явлениях в природе под руководством учителя. Некоторые игры требуют активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо учителю коррекционной школы для правильной оценки эффективности игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминания о понравившейся игре.
На второй стадии ученик учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.
На третьей стадии ученик, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
В педагогике дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью неслышащие учащиеся знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Игры с природным материалом (листья, семена растений, цветы) учитель применяет при проведении дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» на уроках ознакомления с окружающим миром. Учитель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, так как методом овладения знаниями о природе с неслышащими детьми является наблюдение. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей с нарушением слуха, так как основаны на наглядном материале. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых (по цвету, фасону). Затем задание усложняется: ученик объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу (разные по форме, по цвету, но делает их похожими принадлежность к одному виду предметов).
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду и в огороде?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какому – либо рассказу с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картину спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у неслышащих детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх учитель ставит обучающую задачу: развить не только речь неслышащих детей, но и воображение, творчество. Например, в игре «Угадай, кто это?» ученик, взявший карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает движения (кошки, собаки, лягушки).
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Для удобства использования словесных игр их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять главные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Да – нет».
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Найди ошибки», «Похож – не похож».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови одним словом».
В четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает - не летает», «Краски».
Сейчас кратко расскажу об организации дидактических игр в коррекционной школе.
Организация дидактических игр педагогом в работе с неслышащими детьми идет в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-отбор игры в соответствии с задачами обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения;
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, предметы, картинки, природный материал);
-подготовка к игре самого учителя: он должен изучить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
-подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом (показ картинок, предметов, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания детей о них);
-объяснение хода и правил игры;
-показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнять действия;
-подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об их эффективности.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.
Игра занимает значительное место в жизни неслышащих учащихся младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения в совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности неслышащих детей, помогает учителю определить уровень его знаний, представлений.
Список использованной литературы:
1.Морозова Н.Г. «Формирование познавательных интересов у глухих детей» - М., 1969
2.Розанова Т.В. «Развитие памяти и мышления глухих детей» - М., 2000
3.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - М., 1988.