Для ребенка лучшая модель, по которой можно научиться чему-то новому — это пример значимых взрослых и его сверстников. Поэтому многие родители детей с РАС борются за право их детей быть среди сверстников, таким образом постепенно изменяя восприятие обществом аутизма.
Многие исследователи приходят к выводу о том, что дети с РАС, которые совместно с родителями посещают различные мероприятия, ходят на выставки, в магазины, посещают кружки, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального и вербального развития, успеваемости и менее выраженные аутистические черты, чем их сверстники, помещенные в «тепличные» условия, и проходят развитие только в домашней среде.
Ребенка необходимо вывозить на экскурсии в общественные места, такие как магазин, аптека, зоопарк, парикмахерская. Экскурсии вызывают эмоционально-чувственные переживания, что важно для детей с РАС.
Проговаривание подробностей прожитого дня, их закономерное чередование дает возможность более успешной регуляции поведения ребенка, чем попытки его внезапной организации — когда у мамы, например, появились время и силы.
Многие аутичные дети очень любят слушать музыку, неплохо воспринимают и понимают её, но не могут выполнять простые танцевальные движения, так как такие дети испытывают огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия: нарушение тонуса, ритма, координации движения, распределения их в пространстве.
Поэтому Вашему ребенку будет полезна специальная индивидуальная программа физического и музыкального развития, сочетающая приёмы работы в свободной, игровой и чётко структурированной форме.
Полезны занятия спортом, так как ребенок получает возможность усложнить своё понимание смысла происходящего, научиться понимать, что такое проигрыш, выигрыш, адекватно их переживать, учится взаимодействовать с другими детьми.
У ребенка часто страдает речь, особенно ее коммуникативная функция. На начальных этапах обучения работа по развитию речи должна быть направлена на создание предпосылок к развитию речи – интереса к окружающему, предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, следовательно ребенка следует побуждать к проявлению различных методов коммуникации.
Если Ваш ребенок без помощи взрослого не владеет жестами привлечения внимания, просьбы, отрицания, утверждения, радости, то необходимо проводить специальные занятия по формированию жестовой речи, по формированию своего «я».
Стимуляция речевой активности на фоне эмоционального подъема. Взаимодействие с ребенком на фоне повышения его тонуса может значительно облегчить появление непроизвольного произношения слогов, слов, предложений. Ребенком скорее подхватываются отдельные междометия, восклицания, но эмоционально произнесенные взрослым. Например, при выдувании мыльных пузырей – бульканье (буль-буль-буль), реплики (еще, хлоп, лети, лови-лови); при игре с водой – кап-кап, плюх; при раскачивании малыша на качелях – кач-кач, на лошадке-качалке – но-о, иго-го, скачи, изображение цоканья копыт и т.п.
Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема, следует произносить за него реплики, которые подходят к ситуации по смыслу, даже если он молчит. Например, если ему очень чего-то хочется и понятно, чего, и он тянет ручку в нужном направлении, надо сказать за него: «Дай мне», «Открой»; если он бежит к маме, воодушевленный, с каким-то предметом или игрушкой в руках: «Мама, смотри»; если собрался прыгнуть со стола: «Лови меня» и т.д.
Для повышения эмоционального тонуса ребенка рекомендуется использовать приятные для него сенсорные впечатления, положительные, сильные переживания. Для этого, конечно, надо хорошо знать конкретные пристрастия Вашего ребенка, его особые интересы, а также то, что может вызвать его неудовольствие, страх.
Необходимо проводить работу и по развитию продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Начинать надо с воспитания интереса к данным видам деятельности, заинтересованности в её процессе и в результате. Вы должны лепить, рисовать, строить из кубиков, выполнять аппликацию на глазах у Вашего ребёнка, потом совместно, а потом по образцу, вместе с ним обыгрывать постройки и поделки.
Советуем рационально использовать те предметы и игрушки, которые вызывают у Вашего ребёнка интерес и особый эмоциональный отклик. Необходимо проводить различные игры, упражнения по знакомству с изобразительными материалами (краски, пластилин, мелки, карандаши).
Проводите с ребенком различные подвижные игры. В этих играх ребенок может заявить о себе (криком, смехом). Ребенок в таких играх познает себя через объект и при помощи объекта в движении и во времени.
Ребенка необходимо учить самообслуживанию. Главная роль здесь принадлежит Вам. Ребенок часто с трудом усваивает последовательность выполнения навыков самообслуживания, поэтому необходимо всячески поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, учить аккуратно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, учить выполнять отдельные поручения по уходу за животными и растениями.
От ребенка невозможно ожидать быстрого результата. Он длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может и через год — два. Помните, что ребенок легко пресыщается даже приятными впечатлениями, часто действительно не может ждать обещанного, беспомощен в ситуации выбора. Это не должно Вас пугать.
Есть такая, уже ставшая крылатой, фраза Стивена Шора, доктора специальной педагогики, эксперта в области аутизма, который сам болен РАС: «Если вы встретили одного человека с аутизмом, что ж, вы встретили только одного человека с аутизмом». У российских специалистов тоже есть игра слов на эту тему: «РАС на РАС не приходится». Следовательно единого чудесного метода, помогающего каждому ребенку, увы, не существует, ведь проявления этого расстройства развития могут быть очень разными.
Да, расстройство аутистического спектра — это не болезнь в том смысле, что им можно было бы заразиться и вылечиться. РАС является нарушением развития, говоря языком специалистов, эпигенетически обусловленными особенностями строения и функционирования мозга, которые влияют на восприятие и поведение человека.
Это значит, что особенности, присущие детям с РАС, сохраняются на всю жизнь и подход к воспитанию, общению и социализации ребенка с Рас должен быть индивидуален.