Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей»
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.
Открывание и закрывание губ. Вытягивание губ вперед, выполнение сосательных движений.
Всасывание верхней губы под нижнюю, нижней под верхнюю, чмоканье вытянутыми губами.
Вибрация губ (подражание фырканью лошади).
Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).
Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.
Присасывание языка к небу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук ТРР.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Свист в пузырек –ССС…
Накачивание воздуха насосом – ССС…
Поманить рукой цыплят – ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП…
Звук лопающегося пузыря – ШШШШ…
Мама спит – ШШШШ…
Кукла спит – ШШШШ…
Гусь шипит –ШШШШ…
Жук жужжит – ЖЖЖЖ…
Паровоз пыхтит – ЧЧЧ… (ЧУ – ЧУ – ЧУ).
Остановить лошадку – ТПР (язык между губами – язык вибрирует).
Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.
Балалайка. БЗЫНЬ – ДЗЫНЬ… или ДЫН – ДЫН – ДЫН. Можно одновременно производить вибрацию языка пальцем.
На язык, просунутый между губами, кладется длинная полоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные полоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.
Покашливание при вызывании звука К.
Подражание крику кукушки для вызывания звука К.
Подражание крику гуся для вызывания звука Г: ГА – ГА – Га…
Подуть на озябшие руки для вызывания звука Х.
Подражание рубке дров с произнесением междометия УХ.
Изображение зубной боли с произнесением междометия ОХ.
Подражание смеху ХА – ХА – ХА.
Подражание вою ветра – ВВВ…
Потушить свечку, подуть на «ушибленное место» руки, подуть на горячий чай – ФФФ…
Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука Б.
Игра в бирюльки: при произнесении звука ВВВ … производить вибрацию губ пальцем для вызывания звука Б.
ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Воспитание слухового внимания
Воспитание слухового внимания проводится на узнавание звуков музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов; на указание направления звука инструментов, игрушки; на воспроизведение ритма в постукивании.
Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах. Логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки, затем ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться. После этого логопед играет на одном из инструментов, ребенку открывают глаза и предлагают указать, на каком инструменте играл логопед, дают его поиграть. Затем спрашивают название инструмента.
Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн, рожок, свисток, колокольчик и др.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.
Воспитание слухового внимания на издаваемых различными предметами звуках: свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу, железу, шуршание бумаги, шаркание ногой по полу и т.п. Здесь также сначала ребенка знакомят со звуками, потом он угадывает звук, затем сам воспроизводит и называет звук, предмет и действие.
Указание направления звука инструмента или игрушки: В кабинете должны быть несколько детей, которые рассаживаются по разным углам кабинета; одному завязывают глаза; один из детей играет на каком-нибудь инструменте, после чего у ребенка-алалика снимают повязку с глаз, и он должен указать направление услышанного звука
Воспроизведение ритма хлопков в ладоши, стука о стол карандашом и т.п.: например, логопед ударяет в ладоши 2 раза и просит ребенка сделать столько же хлопков. Варианты заданий различны.
Воспитание слухового внимания к речи на выполнении приказаний и поручений. Логопед, прикрывая рот листом бумаги, говорит ребенку: «Дай кошку. Дай собаку» и т.п. Безошибочное выполнение заданий логопеда свидетельствует об умении ребенка слушать и слышать чужую речь.
Воспитание фонематического слуха
Фонематический слух –это представление ребенка о звуковом составе слова.
Основные этапы воспитания ФС:
различение и выделение а) слов в предложении; б) слогов в слове; в) звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества;
дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.
Различение, выделение слов в предложении надо проводить в игровой форме; например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в 2, 3 слова.
Сказать ребенку предложение в 2, 3 слова, например «Мама дома», и предложить ему сосчитать в этом предложении слова. При назывании каждого слова хлопать в ладоши, отбивать мячом или притопывать ногой столько раз, сколько слов в предложении.
Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мячом в пол или подбрасывание вверх и притопывание ногой.
Логопед показывает картинку и называет первый слог картинки под хлопок, а ребенок заканчивает слово, делая хлопок в ладоши. Например: СА-НИ, ША-РЫ, ЛО-ПА-ТА.
Дети бросают друг другу мяч, произнося по слогам имена детей; подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий – второй: ТА-НЯ, МИ-ША, МА-ША и т.п.
Дети самостоятельно называют предметы, картинки, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.
Выделение звуков в слоге и слове надо начинать с гласных звуков – А, О,У, И в слогах (АУ, УА), словах (АНЯ, АИСТ), а затем переходить к выделению согласных сначала в звукоподражаниях (МУ, АМ), а затем в начале и конце слова (ММАМА, ДОММ, ММУКА, ДЫММ).
Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале – на игрушках, на картинках. Логопед показывает их: САНИ – ШУБА, ЗАЙКА – ЖУК, ЛОПАТА – РАМА; ребенок называет эти картинки, выделяя первый звук.
Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например, на Л — Р, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д –Т, называет их.
В период обучения ребенка грамоте воспитание ФС увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.
Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «БАЮ – БАЮ- БАЮ – БАЙ…», «ЛЮЛИ – ЛЮЛИ – ЛЮЛИ…», «АЙ ЛЮЛИ, АЙ ЛЮЛИ, ЛЮЛИ, ЛЮЛИ…» и т