«Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»
«Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»
Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания
условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их
сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной
задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся
с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.
Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Реализация принципов включения в инклюзию учащихся с РАС»»
«Внедрение системы альтернативной коммуникации для обучающихся с РАС»
Авторы: Пизюр А.Ю.
Хрипкова М.В.
Дагаева О.В.
ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используют и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» (ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.).
Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. По сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается, в ее рамках ученики разных возрастов учатся выражению собственных желаний и комментированию различных ситуаций. Как правило, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS преподается параллельно с обычным языковым развитием. Система позволяет обучать
детей с аутизмом не только различению картинок и выражению просьб с их использованием, но и тому, как подойти к постороннему человеку или выйти в другую комнату для коммуникации, а затем – как пользоваться прочими коммуникативными способами (комментированием и др.). На каждом из этапов ПЕКС предусмотрено моделирование устной речи и стимулирование ее развития. В случаях, когда ученик не смотрит в глаза, эта система показывает себя эффективной за счет работы не напрямую, а посредством вспомогательных предметов. Материалы системы в большинстве случаев помогают достичь значительных успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные затруднения, а иногда их использование может быть продолжено и во взрослой жизни.
Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям: поиску нужной карточки; привлечению внимания собеседника-партнера; обмену карточки на желаемый предмет. Индивидуально подобранные карточки PECS для детей позволяют добиться
максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов. Поскольку нарушения коммуникации у аутичных людей затрудняют их понимание самого процесса коммуникации, задача тераписта – научить ребёнка пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.
Наглядная коммуникация
Если карточка выбрана неправильно, то партнер не примет ее – то есть
коммуникация не состоится. Благодаря передаче карточек «из рук в руки»
коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто аутичные люди
желают сообщить что-либо вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщения в итоге игнорируются.
Уменьшение нежелательного поведения
В случаях, когда использование PECS начинает решать те же задачи, что и
проблемное поведение (стимы, стереотипии, агрессия, аутоагрессия и др.), проблемные проявления начинают уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая получить яблоко – можно научить его попросить яблоко при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно
сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.
Самостоятельная коммуникация
Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача ПЕКС – научить аутиста начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание. На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения. С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор. Когда ученик уже умеет быстро и правильно сообщать о своих желаниях при помощи изображений – его начинают учить самостоятельному преодолению расстояния до карточек, а затем и до собеседника, которому нужно передать карточку.
Способствует развитию устной речи
Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что аутист начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов». За годы использования ПЕКС было установлено, что применение этой и некоторых других систем альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь. Таким образом, тревоги многих родителей и педагогов о том, что вспомогательная коммуникация может нарушить развитие обычной, являются необоснованными. Во всяком случае, на сегодняшний день не существует ни одного исследования, которое подтвердило бы эти тревоги. Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный
способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS ученики работают: учатся, познают, размышляют. К тому же, в систему обучения обязательно включаются и дополнительные стратегические методики для стимулирования именно вербальной коммуникации. Также если проявление аутизма, в том числе эхолалия
в 4 года, вовремя включить в общую схему лечения, результат будет более проявленным.
Эффективность
Методика ПЕКС может быть чрезвычайно полезной для многих людей с РАС, помогая им обучиться эффективному коммуницированию. Разумеется, решение об использовании программы с любыми модификациями и дополнениями должно приниматься с учетом индивидуальных потребностей каждого конкретного человека. Эффективное лечение аутизма зависит, в первую очередь, от тщательности диагностики и выбора наиболее оптимальных методов. Обучение по этой системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать – перманентно молчащие дети обучаются: самовыражаться; сообщать о своих желаниях и потребностях; продуктивно коммуницировать с другими людьми. Специалисты, работающие в сферах коммуникации и прикладного анализа поведения, признают обучение ПЕКС одной из наиболее эффективных инновационных методик,направленных на развитие у аутистов навыков общения в социуме.
Все перечисленные этапы основываются на определенной области прикладного поведенческого анализа АВА – науке о вербальном (речевом) поведении. Этот раздел изучает все возможные виды вербального поведения – тексты, устную речь и др., а также все формы коммуникационного взаимодействия. Поскольку метод коммуникации PECS представляет собой одну из программ АВА, всестороннее представление о правильном использовании системы дают дистанционные курсы АВА терапии для родителей аутичных детей, а также для специалистов, работающих в сфере РАС.