Просмотр содержимого документа
«Реализация мер по профилактике насилия в условиях образовательной среды»
Реализация мер по профилактике насилия в условиях образовательной среды
Информационно-просветительская работа с учащимися
Одной из важных мер профилактики насилия в образовательной среде является формирование у обучающихся умений и навыков для развития и поддержания здоровых межличностных отношений. Для этого учебный план образовательной организации должен содержать образовательные программы, обучающие детей навыкам управления своим поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений. Подобные программы помогают учащимся усваивать общечеловеческие ценности, учиться уважать права и достоинство человека, гендерное равенство и многообразие, формироваться как личность, повышать самоуважение и укреплять самооценку.
Образовательные программы, направленные на профилактику насилия, не должны содержать послания, усиливающие насилие, дискриминацию, гендерные предрассудки и стереотипы. Их следует:
разрабатывать с участием различных специалистов в области детской подростковой психологии, педагогики, права и др.;
составлять с учетом реальных потребностей обучающихся в информации, их возрастных особенностей и когнитивных возможностей;
основывать на принципе целенаправленного формирования поведенческих установок, учитывающих ключевые познавательные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы изменения поведения.
В этих программах необходимо:
использовать ценностно-мотивационный подход, чтобы актуализировать у обучающихся ценность здоровых межличностных отношений без насилия и дискриминации;
применять интерактивные методы обучения для активного вовлечения обучающихся в образовательный процесс;
учитывать влияние окружающей социальной среды, существующие модели поведения взрослых и сверстников, основанные на распространенных в обществе стереотипах (в т.ч. гендерных), социокультурных особенностях и национальных традициях;
рассматривать примеры ситуаций, связанных с проявлением насилия, представляющих опасность для физического и психологического здоровья, способы предупреждения таких ситуаций и выхода из них;
учитывать уровень профессиональной подготовки педагогов и ресурсные возможности образовательной организации.
Обучение обучающихся противодействию насилию может быть доверено специально подготовленным педагогам или психологам, которые обладают навыками эффективной коммуникации и готовы обсуждать с учащимися различные, в том числе, «деликатные» темы, связанные с межличностными, гендерными и сексуальными отношениями. Этих специалистов необходимо обеспечить соответствующими методическими, учебными и информационными материалами.
Во время проведения обучающих занятий необходимо создать психологически комфортную и безопасную обстановку, чтобы содержание обсуждений, высказываний становилось личностно принятым, ценностным для каждого из его участников. Это достигается путем использования таких методов обучения, при которых педагог выступает в роли модератора и, не предлагая готовых решений и оценок, побуждает обучающихся к самостоятельному определению своего отношения к различным жизненным ситуациям и выстраиванию модели своего поведения.
Обучение и информационно-просветительская работа являются необходимым направлением профилактической деятельности по предупреждению ситуаций насилия в образовательной среде.