Брошюра предназначена для дефектологов, логопедов, воспитателей и родителей. В ней содержатся рекомендации по развитию речи, профилактике и коррекции нарушений произношения дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развиваем речь дома»
Работаем над дыханием
Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.
«Листья падают и кружатся». Сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев.
«Задуй свечку». Задувание пламени свечи.
«Шарик». Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
«Одуванчик». На прогулке весной или летом, когда на полянках можно найти много «зрелых» одуванчиков, соберите вместе с ребенком по «букетику», а потом покажите, как сдувать семена - парашютики. Устройте маленькое соревнование, у кого получится сдуть больше и на дальнее расстояние пушистых семян.
«Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.
«Трубочка». Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.
«Буря в стакане». Если в доме есть соломинки для коктейля (тонкие трубочки, можно показать ребёнку, как весело дуть в них, чтобы вода в стакане (чашке, тазике) начала пузыриться и булькать.
От слов к предложениям…
Очень эффективны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок.
Самой высшей формой таких игр, предстает умение ребенка самостоятельно распределять роли в игре и выдать задание взрослым участникам игры (маме, папе, бабушке, дедушке).
Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества.
«Шкаф и игрушка». Спрячьте игрушку (в, около, на, за) шкаф. Пусть ребенок задает вам вопросы: игрушка в шкафу, игрушка за шкафом, игрушка на шкафу, игрушка под шкафом (с обязательными, активными действиями и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов).
Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительно-ласкательное слово», - стул-стульчик, стол-столик, кровать-кроватка (с обязательной демонстрацией предметов).
При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «одна - много», - одна ложка – много ложек, одна кружка – много кружек.
Развиваем речь дома
Омск 2014
Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка.
Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия.
Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Как развивать неречевой слух у ребенка дома?
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
«Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
«Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Как развивать речевой слух у ребенка дома?
« Будь внимательным».Хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.
«Найди картинку». Назови слово или покажи картинки ( в любых книгах ) в названии которых имеется соответствующий звук.
« Придумай слово». Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.
Например: Мак – бак, Бак – рак и т. д.
«Скажи наоборот». Взрослый называет по порядку звуки ( количество звуков можно увеличивать), а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.
Например: А,У – У,А.
«Отгадай слово».Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель.
Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н»(Ответ: АПЕЛЬСИН).
«Кто больше». Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук.
«Цепочка слов». Взрослый называет слово ( например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука ( самокат ). Таким образом составляется цепочка слов.
«Где спрятался звук». Взрослый называет любое слово и просит ребёнка определить, где спрятался тот или иной звук в слове ( в начале, в середине, в конце слова ).Например: ищем звук «Ш» в слове «шапка».