Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии»
Развитие диалогической речи детей с нарушениями слуха посредством сказкотерапии
Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.
Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности.
Развитие устной речи у глухих детей Н.Д. Ярмаченко считает «жизненной необходимостью». Развивается речь - развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.
Средством, способным содействовать развитию речи, является искусство. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место я отдаю театральной деятельности, в частности, постановкам сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Ученые, изучавшие эту проблему (А. В. Запорожец, Л. Д. Короткова, Л. П. Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка. Положительные результаты при использовании сказкотерапии наблюдались у детей с нарушениями интеллектуальной сферы ( О. К. Агавелян, И. В. Семенченко), с нарушениями речевого развития ( Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская). Этот прием использовался и в работе с агрессивными детьми и детьми с различными соматическими заболеваниями. ( В. Вохмянина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева), для преодоления страхов в детском возрасте (Э. И. Иванова, В. А. Медведев), а также в работе с детьми с нарушениями зрения. Главный редактор журнала «Кукарт», имеющий опыт занятий кукольным театром с детьми с ДЦП говорит: «Может быть, у театра вообще такое предназначение - исцелять? Наверное, театральные формы деятельности способны снять комплекс неполноценности. Или, наконец, просто сделать людей счастливыми». Форма работы со сказкой актуальна и для глухих и слабослышащих детей, имеющих проблемы в социальном развитии: эмоциональные, поведенческие, коммуникативные.
Основной формой речевого общения является диалогическая речь, овладение которой осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложений, овладением словоизменением и словообразованием.
Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений. Главным в работе над текстом является беседа. Изучение сопровождается большой словарной работой, работой над выразительностью чтения, беседой «учитель-ученик», вопросами, которые тщательно продумываются. В работе используется богатый иллюстративный материал.
Завершается изучение диалогом учащихся с учителем, и затем детей друг с другом.
Важным участком работы над диалогической речью является внеклассная работа.
Средством, способным решить задачу воспитания полноценной личности, является искусство. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место мы отдаем театральной деятельности, в частности, постановке сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Ученые, изучавшие эту проблему (А.В.Запорожец, Л.Д Короткова, Л. П Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка.
Сказкотерапия - через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.
Действенность сказки в работе с глухими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.
Сказка способствует формированию социальной активности, автономности (ребёнок проявляет своё личное мнение), социальной компетентности (ребёнок преодолевает барьеры в общении, начинает эмоционально выражать свои чувства).