kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных способностей у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей у младших школьников с ЗПР на уроках математики»

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1. Познавательная активность младших школьников с ЗПР как педагогическая проблема


Познавательная активность - это умственное качество, черта характера человека, выраженная в усиленной деятельности человека. [1, с. 33]

Когнитивная (образовательная) деятельность школьника выражается в желании учиться, преодолевая трудности в приобретении знаний, в применении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней деятельности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т. д.), но главным образом о внутренней, умственной деятельности школьника и творческом мышлении.

Психологи утверждают, что познавательная деятельность школьника - качество, не присущее или постоянное, оно динамично развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школьных, товарищеских, семейных, трудовых и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения со студентами на уроке, представление и настроение самого ученика (успех в обучении и положительные эмоции увеличивают познавательную деятельность). Поэтому один и тот же ученик в разных классах когнитивной деятельности резко меняется в зависимости от того, чему учит учитель, чему учит и учит, как он может активировать класс. [13, с. 65]

Учитель-новаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, их последователи и другие опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и младших школьников обеспечивает активную классную деятельность в классе. Например, работая со справочными сигналами, студенты с желанием и усердно сами воспринимают, понимают, запоминают, применяют знания и контролируют ассимиляцию. [10, с. 59]

Под активизацией когнитивной деятельности это означает целенаправленную педагогическую деятельность учителя, направленную на повышение уровня школьной активности школьников, стимулирование их учебной деятельности. Действия учителя, которые поощряют школьников к добросовестному обучению, способствуют созданию позитивного отношения к обучению и знаниям, являются средством активации.

Разумеется, степень познавательной активности студентов зависит от них, от их воспитания, сознания, любопытства, волевых усилий, потому что студент - это не только объект, но и субъект учебного процесса. Вся сложность противоречивого преподавание состоит в том, что урок требует познавательной деятельности студентов, и это зависит от учителя, от его способности активировать их. Степень активности школьников - это реакция на методы и методы работы учителя, интегративный показатель его педагогического мастерства. [9, с. 86]

Американский солдат Щукина рассматривает когнитивную деятельность как «ценное и сложное личное воспитание школьника, интенсивно формирующегося в школьные годы», который «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

С этой интерпретацией познавательной деятельности определение И. Шамовой вторит: «Деятельность по обучению ... не только состоянию деятельности школьника, но и качеству этой деятельности, в которой проявляется личность ученика, с его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремлению мобилизовать его моральные и волевые усилия для достижения образовательной и познавательной цели».

Направление приведенных выше определений привлекает внимание: все они характеризуют положение ученика, поскольку речь идет о их познавательной деятельности. Между тем, активация познавательной деятельности является двухсторонним процессом. Условия, которые активируют процесс познания, создаются, прежде всего, учителем, но результат этих условий - фактически когнитивная деятельность - демонстрирует ученик.

Сам процесс познания обычно представлен как последовательная цепочка: восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных знаний. Очевидно, что активация знаний может быть выполнена на всех последующих этапах. Но состояние деятельности как реакция ученика на условия, созданные учителем, может проявляться на любом этапе.

С.Л. Рубинштейн отметил, что «тот же процесс может быть (и обычно случается) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». Из-за индивидуальных и возрастных различий для некоторых младших школьников процесс обучения больше зависит от эмоциональной основы, других - от интеллектуальной, других - от умышленных и т. д. [7, с. 85]

Поэтому некоторые школьники активно участвуют только в отдельных этапах процесса познания, а другие остаются внимательными, заинтересованными и независимыми во всем классе, разница отражается на уровнях когнитивной активности, выделяемых различными авторами.

Американский солдат Щукин определяет репродуктивную и подражательную, поисково-исполнительскую и творческую деятельность, тем самым предлагая методологическую основу для активизации познавательной деятельности студентов. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

Активные методы обучения следует называть теми, которые максимизируют уровень познавательной активности школьников, поощряют их к добросовестному обучению. Благодаря активным методам все учащиеся в классе работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушайте - мышление, наблюдение - мышление, чтение - мышление, выполнение практических задач - мышление. [5, с. 87]

В школьной практике и в методологической литературе принято разделить методы обучения с помощью источника знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), визуальное (демонстрация естественных, экранных и других наглядных пособий, экспериментов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть более активным и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения источником знаний активирует потенции, реализация которых зависит от творчества учителя, например, от его способности создавать проблемную ситуацию на уроке. [2, с. 43]

В общем, методы обучения сложны, многофакторны, переходят друг в друга, границы между ними относительны. Вот почему современная педагогика в каждой традиционной группе различает две подгруппы (два варианта) методов с точки зрения степени познавательной активности студентов в каждой традиционной группе: проблемно-репродуктивный (пояснительно-иллюстративный). Зверев И.Д. и А.Н. Мягков, описывая школьную лекцию, рассказ учителя, работая с экранными пособиями и раздачами на ORKSE, пишут, что эти методы «используются как в пояснительных, так и в иллюстративных и проблемных терминах». [9, с. 86]

T.И. Шамова также идентифицирует три уровня познавательной деятельности, но определяет их не методами обучения, а режимом действия: воспроизводством, интерпретацией и творческой деятельностью. Находясь на первом уровне познавательной деятельности, студент должен научиться воспроизводить, при необходимости, приобретенные знания или навыки. Название уровня толкования говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться их интерпретировать в новых образовательных условиях, начиная с обычных образцов. [15, с. 43]

Творческий уровень познавательной деятельности характерен для студентов, которые не только ассимилируют связи между субъектом и явлениями, но и пытаются найти для этого новый путь. И в этом, и в других классификациях речь идет о ученике, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Студенты имеют разную степень участия в процессе познания. Таким образом, познавательная деятельность может быть охарактеризована как личное свойство, которое приобретается, фиксируется и развивается особым образом в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных характеристик учащихся, развивающихся на определенных уровнях (таблица 1)

Таблица 1 – Уровни познавательной активности младших школьников с ЗПР [20, с. 76]

Основание для классификации

Методический подход (по Г.И. Щукиной)

Стадии познавательного процесса (по Т.И. Шамовой)

Степень включенности учащегося в процесс обучения



Нулевая активность. Пассивность ученика, предпочитает режим давления со стороны педагога

Репродуктивно-подражательная активность. Опыт учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Воспроизводящая активность. Ученик должен понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способами его применения по образцу

Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием

Поисково-исполнительная деятельность. Ученик не просто принимает задачу, а сам отыскивает средства её выполнения

Интерпретирующая активность. Выявление смысла, стремление познать связь меду явлениями

Исполнительская активность. Наработки привычными приемами учебных действий обеспечивают быстрое восприятие уч. задачи и самостоятельность в ходе решения.

Творческая активность

Творческая активность

Творческая активность

Задачи м.б. поставлена самим школьником, избираются нестандартные пути решения

Попытка найти новый способ решения

Готовность ученика включится в нестандартную уч. ситуацию, поиск новых средств для решения задач.


Нельзя игнорировать позицию школьника, который пассивно принимает знания (в социологии это одностороннее признание), а тот, чья деятельность время от времени включается в когнитивный процесс в зависимости от ситуации обучения. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной деятельности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от образовательной деятельности, а скорее безразличным отношением к нему, ситуационно-активным как переходный этап от нуля до стабильного, осуществление деятельности в учебном процессе; и творческий, где субъективная позиция ученика может быть раскрыта как можно больше. [8, с. 98]




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие познавательных способностей у младших школьников с ЗПР на уроках математики

Автор: Рыжова Валентина Вадимовна

Дата: 18.05.2022

Номер свидетельства: 607199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Развитие познавательных способностей у младших школьников с ЗПР на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_poznavatelnykh_sposobnostei_u_mladshikh_shkolnikov_s_zpr_na_urokakh_m_1"
    ["file_id"] => string(6) "607200"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1652844040"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства