Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у учащихся с ТМНР»
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Дети с ТМНР - это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах.
У детей с комбинированныминарушениями наряду с тяжелой умственной отсталостью поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух, зрение. Имеется глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.
Поведениетаких особых детей различно. Часть детей более спокойны, сравнительно легко подчиняются требованиям взрослого, выполняют некоторые инструкции. Другая часть детей крайне возбудимы, неуправляемы, двигательно расторможены. Некоторые дети вялы, заторможены, пассивны.
Учитывая особенности психической деятельности и поведения детей, в коррекционно-развивающей работеодним из важных направлений выделяют двигательныйкомпонент, развитие моторикиу детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями,которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятиевзаимосвязаны. Без двигательных ощущений нет восприятий, ощущений и представлений.
Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих от кожи, мышц.
У обучающихся с ТМНР отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Мелкая моторика таких детей характеризуется рядом особенностей:
скованностью движений и замедленным их темпом;
неловкостью, угловатостью;
отсутствием гибкости и плавности;
недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
отсутствием направленности на результат;
нарушением координации движений;
гиперкинезией, синкинезией, тремором.
Характеризуя состояние мелкой моторики детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения:
слабость моторики пальцев и кистей рук;
отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);
медлительность и нечеткость движений;
долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук;
с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления;
слабостью нажима карандаша или ручки на бумагу;
нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой) нет пластичности;
страдает плавность переключаемости с одного движения на другое;
неумение координировать работу обеих рук.
Данная категория детей с трудом овладевает всеми приемами по развитию мелкой моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения.
Нарушения моторики рук лишает движения точности, силы и координации, поэтому учащиеся данной категории нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук.
Игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в обучении. Он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровож дали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Инновационным компонентом программы является то, что наряду с традиционными формами работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) .
При проведении социально-реабилитационных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей начальных классов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено соблюдение следующих принципов:
Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Осмысление родителями важности развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей, а также их участие в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития ручных умений и навыков.
Приведу игровые упражнения, которые можно использовать и мы используем на занятиях в обучении с учащимися с тяжелыми нарушениями в развитии.
Начинать занятие лучше всего с элементов массажа – самомассажа кистей и пальцев рук.
Нервные окончания пальцев рук, ладоней и кистей рук непосредственно связаны с мозгом. С целью воздействия на биологически активные точки, стимулирования зон коры больших полушарий можно применять различные техники массажа:
Массаж шишками
Массаж грецкими орехами
Массаж карандашами
Пальчиковые игры с предметами.
Можно применять:
Мелкую мозаику
Мелкий конструктор
Счетные палочки
Контейнеры с фасолью, горохом и мелкими игрушками
Прищепки
Пазлы
Шнуровки
Застегивание и расстегивание пуговиц
Лепка
Пальчиковый театр
Игры с нитками на фланелеграфе
Наматывание ниток на клубки
В процессе таких игр дети раскрепощаются, развивается координация движений, активизируется речь.
Пальчиковые игры без предметов.
Пальчиковая гимнастика
Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
Детям эти игры знакомы с раннего детства, они им очень радуются.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики рук, помогают избавится от монотонности речи, почувствовать ее ритм, нормализовать ее темп, учат соблюдать речевые паузы, снижают психическое напряжение. Они несут и обучающую нагрузку- одни направлены на обучение счету, другие – на знакомство с частями тела. При взаимодействии двумя руками ребенок учится ориентироваться в пространстве, координируется работа полушарий мозга. Кроме того, такие игры помогают достичь тесного контакта со взрослым, что положительно влияет на дальнейшие отношения между ними.
Различные техники рисования.
Обведение и дорисовка различных фигур
Раскраска
Штриховка
Рисование карандашами, мелками, красками.
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путём многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени.
Вот некоторые из них:
1. Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик».
2. Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки».
3. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели».
4. Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки».
5. Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют».
6. Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки, бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз, апельсин, яблоко, орех.
Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники рисования. Однако еще раз подчеркну, что умственно отсталому школьнику для образования надлежащих навыков требуется большое количество повторений.
Работа с бумагой:
1) складывание
2) обрывание
3) вырезание
4) выкладывание узоров
Развитие мелкой моторики рук у детей–очень важная задача для родителей и педагогов.
Исходя из вышесказанного, видно, что реализация индивидуального подхода в содержании и использовании различных нетрадиционных приемов работы по развитию мелкой моторики и систематических занятиях с детьми с множественными нарушениями в развитии позволяет достичь, на мой взгляд, определенных успехов в развитии детей.
Радость успехам ребенка, похвала, все это дает положительную динамику, тем более, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышления ребенка.
Далее предлагаются упражнения, которые мы используем на занятиях с учащимися, начиная с начальной школы:
удержание вложенного в руку предмета, захват и удержание его (предмет разной формы, фактуры, материала);
перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
бросание предмета в различные емкости;
сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты;
рвать, разглаживать, комкать бумагу;
ощупывание, разминание, расплющивание, раскатывание пластилина (теста, глины), втыкание в него палочек, спичек, крупы;
катание различных мячей в руках, по полу (гладких, массажных, разных по размеру), катание вытянутой палки (валика) по столу (обтянутой разным материалом: полотенцем, мехом и т.д.);
игры с юлой, неваляшкой;
нажатие на кнопки, клавиши (детское пианино, клавиатура и т.д.);
нахождение предмета в крупе (песке), закапывание предмета;
собирание пирамидки (пирамидки из формочек: колечки, стаканчики и т.д.);
вкладывание в ведро с формочками фигурок (запихивание в ведро бумаги);
нанизывание различных по размеру колечек, бусинок, пуговиц, крышечек (с проделанными отверстиями) на тесьму;
рисование в воздухе, рисование различными материалами (красками, мелками, углем, восковыми карандашами), сначала рисуем пальчиковыми красками (делаются отпечатки всей ладонью, затем только указательным пальцем);
разжимание прищепок, прикалывание их;
переливание, наливание воды в емкость, отжимание губки, тряпки;
приклеивание на фланелеграф предметов, изображений на липучках;
откручивание, закручивание крышечек от баночек, тюбиков, бутылок, кранов, шурупов, гаек;
открывание, закрывание крышек от баночек духов, шампуней;
наматывание ниток на палочку, свой палец;
перелистывание книжек, журналов;
работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
забивание молотком деревянных столбиков;
использование игрового центра с погремушками;
игры с развивающей черепахой;
поднимание с пола различных предметов;
использование магнитных наборов.
Рекомендации педагогам
«ЗАСТЕЖКИ» Учите детей самостоятельно одеваться и раздеваться, упражняйте детей в застегивании и расстегивании пуговиц на одежде, пряжках на сандалиях, ремнях. Так же можно сделать «застежки» из подручных материалов: «Длинная дорожка» Нарезать небольшие полоски плотной ткани, на одном конце сделать петельку, а на другом пришить пуговицу – пристегивать полоски друг к другу. «Полянка» Взять кусок ткани, пришить к нему в разных местах пуговицы разных размеров, вырезать из клеенки или ткани фигурки (цветы, животные, геометрические фигуры и др.) и сделать (вырезать) петельки (по размеру пуговиц) – пристегивать фигурки к «полянке», подбирая петельки по размеру пуговиц. «Сделай игрушку» Вырезать из ткани части предмета. Например, зайка – ушки, лапки, голова, туловище – все отдельно. На одном конце детали пришить пуговицу, а на другом сделать петельку. Пристегивать части игрушки друг к другу, чтобы получилось целое изображение. Можно сделать животных, домик, веточку с листьями, цветок и др. «ШНУРОВКИ» В быту – это шнурование ботинка и других предметов, где возможно плетение. Продается множество готовых шнуровок. Шнуровки можно сделать и самим из кусков старых ремней или вырезать из мягкой пластмассы (из бутылок от шампуня) или кусочков линолеума, проделав в них дырочки. Лучше начинать с самых простых – несколько дырочек и один шнурок. Сначала поочередно вдевать шнурок в дырочки по порядку в один ряд – получаются прерывистые полоски, аналогично шнуровать по краю заготовки. Затем использовать два ряда дырочек и выполнять по показу разнообразные плетения – вертикальные и горизонтальные полоски, наискосок, перекрещивание. Затем использовать плетение из нескольких шнурков разных цветов. И только после этого приступать к шнуровкам из частей - шнурование маленьких фигурок к заготовке с дырочками. Шнуровки могут быть разнообразными – все зависит от вашей фантазии. Все задания сначала выполнять по показу и приступать к более сложным работам только после того, когда ребенок научится справляться самостоятельно с простыми работами. Запаситесь терпением, так как шнуровки даются детям нелегко и требуется ваша помощь. «ЗАВЯЗКИ» Это завязывание и развязывание ленточек, завязок у шапки, шнурков, платочков, узелков, бантиков куклам и т. д. Проводить упражнения лучше в игровой форме: завяжи папе шарфик; маме платочек, бантик; надень мишке шапочку; помоги зайчику завязать шнурки. Задания могут быть разнообразными. Можно использовать реальные предметы и игрушки. ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ «ШТРИХОВКИ» Проводить на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом. Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур. «ОБВОДКИ» Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии - квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту. Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой. Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д. «РАСКРАСКИ» Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам. «ЛЕПКА» Работа с пластилином, глиной, соленым тестом. Разминание пластилина пальчиками, раскатывание, сплющивание, прищипывание, размазывание по плоской поверхности и т.д. «АППЛИКАЦИЯ» Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов. «мозаики» Выкладывание узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков цветного картона и т.д. «КОНСТРУКТОР» Различные виды конструкторов - дети выполняют предлагаемые задания сначала с родителями, а потом самостоятельно по образцу: сложить из кубиков постройку по образцу и по памяти; сложить из палочек елочку, домик, треугольник, квадрат и т. д. «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА» В выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука – поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу. Вот некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол, замок, цепочка, кнопочки и другие. Детям очень нравятся потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес ходил» и т. д. Есть специальные книги с упражнениями для пальчиков. «МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ» Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку. Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил: • начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием; • выполняйте движения и правой, и левой рукой; • движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением; • упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца; • прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки; • используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему; • при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой. «УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ» Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. Вот несколько упражнений: • прокатывание карандаша между ладонями; • растирать центр ладони концом карандаша; • упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш; • удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.); • «собираем карандаши» – брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей); • «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами; • слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз; • прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе; • «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш. «УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ» • Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук. • Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика. • Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами. • С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони. «ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ» Для упражнений можно использовать плоские пуговицы разного цвета и размера. Некоторые упражнения: • разложи пуговицы по цвету – на цветные тарелочки; цветную бумагу; цветные контуры (колечки), нарисованные фломастером; • выбери большие (маленькие) пуговицы; • найди одинаковые пуговицы; • цветные дорожки – чередование по цвету, размеру; • выкладывание по контуру (линия, круг, квадрат и т.д.); • собери пуговицы в ведерко; • сосчитай пуговицы ( до трёх) • найди самые красивые пуговицы (помогите ребенку объяснить, чем они понравились); • пальчики ходят – поставить средний и указательный пальчики на пуговицы, и передвигать их по столу. «ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ» «Вешаем платочки» Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок и платочки, нужно повесить платочки на веревку и закрепить их прищепками. «Веселые фигурки» Вырезать из цветной ткани или пластика геометрические фигуры, затем прикреплять к ним подходящие по цвету прищепки так, чтобы получилась знакомое изображение: солнышко, елочка, ежик, травка, дождик и др. «Массаж» Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) «ЛАСКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ» Это игры с мягкими игрушками. Игрушки должны быть детям хорошо знакомы. Упражнения: • сначала обследовать игрушки, затем спрятать 2-3 игрушки в мешочек или коробку, ребенок должен с закрытыми глазами на ощупь узнать игрушку (назвать или показать на картинке); • найти на ощупь названную игрушку; • игра в прятки: взрослый прячет игрушки в разные места, доступные ребенку, а он их ищет (сначала надо ребенку показать игрушки, назвать их и сосчитать); «ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ И КРУПАМИ» «Орешки» Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предложите ребенку «очистить орешки», раскладывая чистые орешки в одну тарелочку, а «очистки» - в другую. «Золушка» Два вида материалов. Нужно выбрать более крупные предметы из мелких (манка и горох, фасоль и рис, камешки и песок и др.) или разобрать по двум чашечкам (желуди и каштаны, камни и шишки и др.). «Найди игрушку» Насыпать в небольшой таз крупу, горох или фасоль (можно использовать сухой песок) и спрятать (закопать) туда маленькие (около 3см) пластмассовые игрушки от киндер-сюрпризов (5-10 штук), счетные палочки или другие объекты. Ребенок должен их найти и достать. Можно сортировать найденные предметы: счетные палочки в высокую бутылку, а игрушки в широкую банку. «Рисуем пальчиком» Манку или сухой песок насыпать на поднос тонким слоем и по нему рисовать пальчиком картинки по показу, образцу или самостоятельно. Чтобы нарисовать следующую картинку поднос надо слегка встряхнуть на весу. «Наполни бутылочку» В чашке лежит фасоль. Переложить ее в небольшую прозрачную бутылочку. Брать фасоль по одной: сначала правой рукой, затем левой, затем (если получается) обеими поочередно. Можно пересыпать крупу из бутылочки с узким горлышком в бутылочку с широким горлышком, из бутылочки в стакан, из стакана ложкой в бутылочку с широким горлышком и др. «Бусы» Использовать макароны с дырочками (типа коротких рожков) и нанизывать их на ниточку или шнурок. «Парочки» Несколько пар предметов разного качества разложить на два подноса. С одного подноса взять предмет, потрогать его, закрыть глаза и найти такой же предмет на другом подносе (палочки, желуди, каштаны, шишки и др.). «Найди предмет» Сначала потрогать все предметы (5 - 7), выложенные на столе, затем закрыть или завязать платком глаза, и по названию найти нужный предмет. «Узоры» Сделать на картоне пластину из пластилина (размазывать маленькие кусочки пластилина по картону тонким слоем – 1-2мм). Затем из круп и семечек выложить на пластине узор или изображение и вдавить детали в пластину. «Хозяюшка» На поднос насыпать семечки, горох, фасоль, камешки, желуди и др. (2-3 вида, каждого предмета). Взять 2-3 прозрачных баночки и разложить по ним предметы разного вида. «Дорожки» На листе бумаги нарисовать линии или крупные геометрические фигуры и выкладывать на линии семечки или фасоль. ИГРЫ С ВОДОЙ Играйте с ребенком в ванной различными предметами, показывая как можно переливать воду из одного сосуда в другой, набирать воду в бутылочку, выливать воду из бутылки, переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком, всасывание пипеткой воды и т.д. «ИГРЫ С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, БУМАГОЙ И ТКАНЬЮ». «Шарики» Отрывать кусочки бумаги, мять ее и катать из нее шарики. С бумажными шариками можно играть: забивать пальчиком шарик в ворота; перекидывать из руки в руку, выкладывать дорожку и др. «Фантики» Фантики от конфет из фольги смять, а затем пальчиком разгладить. «Внимательные ручки» Поглаживание тканей разной фактуры и качества правой и левой рукой. Помогите ребенку определить, какая ткань для чего может подойти. «Намотай клубочек» Наматывать толстую нитку (как для вязания) на клубок, если не получается, то сначала наматывать ниточку на палочку. «Коробочка» В крышке коробки от обуви сделать отверстия разного размера. Рядом, в ведерке или тазике лежат разные по размеру и форме предметы (шарики, бусы, палочки, маленькие игрушки и т.д.). Переложить все предметы из тазика в коробочку так, чтобы предметы соответствовали размеру отверстий в коробочке.