Просмотр содержимого документа
«Разговор о важном.»
ГКОУ «Головинщинская школа –интернат»
«Это моя Родина! Это моя Россия!»
Подготовил и провел: классный руководитель Пахомова А.А.
2024 г.
Уч.1: Мы говорим вам: «Здравствуйте!», чтоб пожелать здоровья доброго. Уч.2: Мы говорим вам: «Здравствуйте!», чтоб пожелать вам счастья нового. Уч.1: Хотим вам пожелать сейчас удачи и везенья! Уч.2: Ну и конечно же- прекраснейшего настроения!
Уч.1: Ребята, наше сегодняшнее занятие необычное, во –первых на нашем занятии присутствуют очень важные гости из Пензы, а во-вторых проводить его будут два педагога: Людмила Александровна
Уч.2: И Алла Александровна.
Для начала давайте посмотрим, какое у вас настроение. У каждого из вас есть по два смайлика: грустный и веселый. Поднимите вверх тот, который определяет ваше настроение. (Дети поднимают смайлики).
Вижу, с настроением все в порядке, значит пора начинать.
Уч.1: Тему занятия вам придется назвать самим после небольшого музыкального момента.
Исполнение песни «С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. А может, она начинается С весенней запевки скворца, И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца.
С чего начинается Родина? С окошек, горящих вдали, Со старой отцовской будёновки, Что где-то в шкафу мы нашли. А может, она начинается Со стука вагонных колёс И с клятвы, которую в юности Ты ей в своём сердце принёс. С чего начинается Родина...
Уч.1: И так, ребята, о чем мы сейчас будем говорить? (О Родине.) Правильно, о Родине. Наше занятие называется «Это моя Родина, это моя Россия!». (Вывешивается тема занятия).
Ребята, что такое Родина? (Родина – это тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, село или город, улица, дом, где он родился.) (На доску слово РОДИНА)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и где мы живем,
Мы Родиной светлой,
Мы родиной нашей,
Мы Родиной нашей зовем!
Уч.2: Теперь, ребята, ответьте на вопросы викторины. (В процессе викторины на доску вывешиваются слова: РОССИЯ, МОСКВА, ПРЕЗИДЕНТ, ГИМН, ГЕРБ, ФЛАГ, РОССИЯНЕ, ГРАЖДАНИН, ПАТРИОТИЗМ, ПАТРИОТ).
1.Как называется страна, в которой мы живём?(Россия или Российская Федерация)
2.Какой главный город нашей страны? (Москва)
3.Кто является главой Российского государства? (Президент)
4.Как зовут президента нашей страны? (В.В.Путин)
5. Назовите государственные символы России? (Гимн, герб, флаг.) (Можно дать учащимся краткие сообщения про гимн, герб, флаг РФ).
6.Что, по- вашему, объединяет нас всех присутствующих в классе? (Мы все россияне, мы граждане Российской Федерации.)
7.Кто такой гражданин? (Человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий личность: свидетельство о рождении с момента рождения и с 14 лет паспорт).
8.Что значит быть гражданином?( Гражданин - человек, который родился и вырос в определённом государстве. Он любит свою Родину, свой народ, знает ее историю, обычаи, традиции, отстаивает свои права, а, если придётся, встанет на защиту своего государства).
9.Ребята, а что такое патриотизм? (Патриотизм-это любовь к Родине, когда человек готов на все ради своей страны. Значит можно сказать, что человек, горячо любящий свою Родину, является патриотом).
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с вопросами викторины.
Уч.1: Наша Родина-Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и субтропики. На конец 2023 года в России проживало 146 447 424 постоянных жителей, страна занимает девятое место в мире по численности населения. Россия многонациональна, у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи.
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. (Можно вместо пословиц поразмышлять над выражением: Не будь Иваном, не помнящим Родины.)
Давайте-ка, проверим, как хорошо вы знаете их.
1.Одна у человека мать, и одна у него Родина.
2.Человек без Родины , что соловей без песни.
3.Тот герой, что за Родину горой.
4.Жить-Родине служить.
5.Береги землю родную, как мать любимую.
Уч.2: Россия! Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы! Испокон веков русский народ славился смелостью, ловкостью, удалью, силой, со времен богатырей по сей день русский народ оберегал изащищал свою Родину.
Ребята, посмотрите пожалуйста внимательно на эти лица. (Портреты Михаила Юрьевича Лермонтова, Алексея Ивановича Панкова, Алексея Юдаева).
Вы узнаете их? (Да!)
Кто это? (ответы учащихся)
Они похожи друг на друга внешне? (Нет.) Стало быть и характер их разный.
Это люди разного времени? (да)
Кто такой М.Ю. Лермонтов?( Русский поэт, писатель. С раннего детства воспитывался в имении бабушки в Тарханах, там был похоронен. Наш земляк.)
Уч.2: (добавляет: М.Ю. Лермонтов. Боевой офицер, участник Кавказской войны. В 1840 году воевал против горцев в самой горячей точке Кавказа- Чечне. Один из генералов говорил о нем: « Смело тогда Лермонтов под огнем в красной рубашке скакал на коне, разносил сообщения, ничего не боялся. За то у нас люди его так уважают».
Что вы знаете о А.И. Панкове?(Родился в с. Головинщино в крестьянской семье, после школы закончил земельно-инженерный техникум в Пензе, в дальнейшем посвятил свою жизнь военному делу. Здание нашей школы является …………………………………..)
Уч.2: (добавляет А.И. Панков. Подполковник Советской Армии, с 1942 года участник Великой Отечественной войны, участвовал в штурме Берлина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года за «умелое командование дивизионной артиллерией, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» подполковник Алексей Панков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1873.
Вы знакомы с Алексеем Юдаевым?(Выпускник нашей школы. Учился хорошо. В школе увлекался музыкой и пением.)
Уч.2: А. Юдаев. В настоящее время находится на СВО, добросовестно служит, умело участвует в боевых операциях, добросовестно и самоотверженно отдавая долг своей Родине.
Такие разные люди, с разными интересами, не одного времени, но ….каждый из них в свое время защищал и защищает свою Родину- нашу Россию! Эти люди исинные патриоты, готовые отдать жизнь за Родину.(Рассказать об обстановке в стране)
Уч.1: Ребята, у каждого человека есть большая родина и малая. Большая Родина- это наша страна-_Великая Россия. Малая родина – это то место, где ты родился, та тропинка, по которой ходил в школу, отчий дом, в котором ты живёшь, отчий край.
А теперь ответьте пожалуйста на вопрос: где вы родились?
(Каждый учащийся называет место рождения.)-Это ваша малая Родина!
Закройте глаза, перенеситесь домой, прислушайтесь, что вы услышали?
Закройте опять глаза, вдохните воздух, чем пахнет ваша Родина?
Если ваша Родина цветок, то какой?
Если ваша Родина дерево, то какое?
Если ваша Родина близкий родственник, то кто?
Давайте сейчас с вами вместе соберем коллаж и посмотрим что у нас получится.
(Коллаж собирается под стихотворение «Если скажут слово Родина». *Может читать учитель, а учащиеся приклеивают картинки. * Могут по строке читать учащиеся и приклеивать картинки. В итоге на доске собирается картина- пейзаж)
Зинаида Александрова «Родина»
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Посмотрите, ребята, какая красота получилась! Что вам это напоминает?(Родной дом.)
Какая музыка в природе!
И прикасаясь к красоте,
Я верю в вечность русских родом
И в солнце в ясной высоте.
Я слышу трав родных движенье,
И перезвоны птичьих стай,
И рек задумчивых теченье...
Я вижу свой любимый край.
Берегли родную землю русские люди, воспевали о ней песни. Любовь и нежность звучит в этих песнях. Какие песни о России, о Родине вы слышали?(Гимн России, Вперед Россия, У моей России длинные косички, Конь, Почему так в России березы шумят, Я русский.))
Ребята, я знаю, что вы разучивали песню « …………….....................................................»
Давайте споем куплет из этой песни.
Уч.2: Ребята, наше занятие подходит к концу.
О чем сегодня шел разговор?
Как вы считаете, вы патриоты?
Знаете, будущее России во многом зависит от вас, ребята.
Подумайте хорошо и скажите, что нам все нужно сделать для того, чтобы наша Родина-РОССИЯ процветала, чтобы мы и грядущие поколения гордились нашей страной? (Родиной надо гордиться, заботиться о ней, защищать ее, преумножать богатства, знать историю, трудиться, заботиться об экологии, помогать людям, быть честным и порядочным и т.д.)
Уч.2: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали.
Ваше настроение за занятие изменилось? Давайте посмотрим: поднимите смайлики, которые соответствуют вашему настроению. ………..
Отрадно видеть, что занятие под названием «Это моя Родина, это моя Россия» прошло успешно!
До новых встреч!
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич [3(15).10.1814, Москва – 15(27).7.1841
Русский поэт, прозаик, драматург. Из старинного дворянского рода. Сын отставного армейского капитана. После смерти матери воспитание Лермонтова взяла на себя бабушка Е. А. Арсеньева (урождённая Столыпина). Детство провёл в Тарханах, бабушкином имении; в 1820 и 1825 гг. выезжал с ней на Кавказские минеральные воды. Михаил Лермонтов умер 27 июля 1841 года в возрасте 26 лет. Его смерть была трагической и загадочной. В тот день Лермонтов совершил дуэль с Федором Мартыновым, другом из высшего общества. Причина дуэли до сих пор остается неясной, но предполагается, что она была связана с ревнивой ссорой.
Дуэль произошла на склоне горы Машук в Кавказских Минеральных Водах. В ходе дуэли Лермонтов был смертельно ранен пулей в сердце. Он умер на месте, не успев даже дожить до прихода врачей. Похоронен в Тарханах.
Алексе́й Ива́нович Панко́в. Подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).
Родился 17 мая 1902 года в селе Головинщино (ныне — Каменский район Пензенской области).
После окончания десяти классов школы поступил в земельно-инженерный техникум в Пензе.
В 1922 году призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1925 году окончил Киевскую объединённую военную школу.
С июля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К осени 1943 года подполковник Алексей Панков командовал артиллерией 232-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта. Отличился во время битвы за Днепр. В начале октября 1943 года дивизионная артиллерия под командованием Панкова подавила немецкую огневую систему на западном берегу Днепра в районе села Вышгород Киевской области Украинской ССР, что способствовало успешной переправе основных сил.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года за «умелое командование дивизионной артиллерией, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» подполковник Алексей Панков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1873.
В конце войны был назначен командиром 35-й миномётной бригады 31-й артиллерийской дивизии прорыва РГК, участвовал в штурме Берлина.
В 1946 году Панков был уволен в запас.
Проживал сначала в Воронеже, затем в Алма-Ате. Скончался 19 июня 1993 года, похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.
Был также награждён четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей.
В честь Панкова установлен бюст и стела в Каменке].
Алексей Юдаев. Выпускник нашей школы. Увлекался музыкой и пением. В настоящее время находится на СВО.