kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Овладение устной речью как основной фактор развития неслышащего ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются проблемы развития неслышащих школьников. В частности - развитие устной речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Овладение устной речью как основной фактор развития неслышащего ребёнка»

« От овладения языком в значительной мере зависит преодоление последствий глухоты, возможность обучения глухих детей основам наук и включение окончивших специальную школу в коллектив слышащих, в общественную жизнь».

С.А. Зыков

Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число людей с нарушениями слуха увеличивается. Становится выше и число лиц со сниженным слухом в возрастной группе после пяти - десяти лет. Проведенные в разных странах исследования показали, что 4 – 6% от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. В настоящее время около двух миллионов детей, проживающих на территории Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 6% населения Хабаровского края на 2002 год имеют нарушения слуха.

Кроме этого, увеличилось в последние годы количество детей, имеющих наряду с глухотой одно или несколько нарушений различной тяжести: интеллектуальную недостаточность, ЗПР, патологию зрительной функции, центральной нервной системы, внутренних органов. Эти дети нуждаются в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Для полноценного развития детей с нарушенной слуховой функцией является чрезвычайно важным, как организуется процесс обучения и воспитания, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психофизического развития неслышащего ребенка.

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слуха ведет к существенным отклонениям в речевом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, влияет на умственное развитие глухого ребенка, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Недостаточно развитая речь и низкий уровень состояния слухо-зрительного восприятия (с помощью слухового аппарата) устной речи и произносительных навыков затрудняют ее понимание, осмысление и передачу в процессе общения. Это приводит к возрастанию год от года трудностей в обучении, так как учебная деятельность тесно связана со словесным оформлением и осмыслением речи.

Поэтому от уровня развития связной речи учащихся зависит успешность овладения ими школьной программой, регуляция и контроль своего поведения, поступков, а также эффективность их трудового обучения и приспособления к жизни.

К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного из факторов полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптации в обществе.[9]

Тем не менее, как показывает практика, уровень развития восприятия и воспроизведения устной речи у большинства выпускников специальных школ не обеспечивает активного общения глухих со слышащими людьми в различных сферах профессионально-социальной деятельности.

Неслышащие учащиеся имеют сниженную мотивацию общения со слышащими сверстниками, окружающими людьми из-за малопонятной речи и боязни быть непонятыми.

Опыт работы учителем-дефектологом позволяет мне сделать предположение, что недостаточное развитие навыков устной коммуникации глухих учащихся в специальной школе является следствием обучения восприятию и воспроизведению устной речи по единым программам, в которых в полной мере не реализуются индивидуальные психофизические и слухоречевые особенности глухих учащихся.

Поэтому проблема активизации устной коммуникации неслышащих обучающихся с учетом индивидуальных, психофизических и слухоречевых особенностей является наиболее важной проблемой в системе специального обучения детей с нарушенной слуховой функцией.

Наиболее продуктивным в первоначальный период формирования у глухих школьников навыков восприятия и воспроизведения устной речи является дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности слухоречевого и психофизического развития учащихся.

Концепция Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) подтвердила это убеждение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Овладение устной речью как основной фактор развития неслышащего ребёнка

Автор: Пивень Евгения Владимировна

Дата: 30.04.2019

Номер свидетельства: 508780

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Экскурсия - способ социализации неслышащих учеников". "
    ["seo_title"] => string(60) "ekskursiia-sposob-sotsializatsii-nieslyshashchikh-uchienikov"
    ["file_id"] => string(6) "130118"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415818772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства