Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционной работы с незрячими детьми»
Особенности коррекционной работы с незрячими детьми.
Давайте для начала вспомним, кто такой ребенок с нарушением зрения? (ответы)
Ребенок с нарушением зрения – это, прежде всего, РЕБЕНОК! Основное что нужно для развитие ребенка – это чтобы он действовал самостоятельно, приобрел такой же жизненный опыт, какой накапливается у зрячих детей. Кроме того, важно возбудить в ребенке любопытство к окружающему миру и очень грамотно вести его.
Любопытство, в свою очередь, у ребенка всегда есть. Вот только мы, взрослые, порой не всегда воспринимаем в серьез это любопытство и соответсвенно не можем грамотно вести ребенка по дорожке развития. Как думаете, почему? (ответы)
Потому, что мы не всегда понимаем ребенка. Тем более будучи зрячим и понять незрячего удается не всем. Для этого нужно самим все пропустить через себя и прочувствовать. Самый простой пример, вспомните детство, когда вокруг все светло, вы видите всех и все. Смотрите телевизор, играетесь, рисуете. И вдруг внезапно отключают свет. Перед глазами полная темнота. Мы сразу начинаем искать источник света, прижиматься к друг – другу от страха, держимся за руку и стараемся не отпускать, в страхе,что потеряемся. Бежим к взрослым в надежде утешить себя. И самое главное, мы ждем... Ждем, когда же закончится этот «кошмар»... И вот через некоторое время снова зажигается свет и все радуются, вздохнув что все прошло. И нету тьмы. И каждый продолжает свою работу. Кто – то досматривает свой фильм, а кто – то дорисовывает свой рисунок.
Но, есть люди у которых вечная тьма. Они не могут увидеть лица своих родителей и родных. Они не могут посмотреть фильм. Не могут нарисовать цветными карандашами рисунок, выбрав желтый цвет для того что бы покрасить солнце. Но это не говорит о том, что им не нужны цветные карандаши и краски. Как было сказано, незрячий ребенок – это такой же ребенок как и все. И он должен, пройти такой же путь развития как и остальные дети.
И наша с вами основная цель – подготовить ребенка к самостоятельной жизни и обучить родетелей этим особенностям, что бы они могли грамотно вести своего ребенка. Для этого, первоначально, ребенок должен освоить самые простые навыки и применять их в быту. Если зрячему ребенку один навык достаточно повторить 10 раз, то незрячему 20 раз. Поэтому для обучения и воспитания незрячих детей требуется длительное время. И динамика у каждого будет разная. Но мы должны понимать и радоваться каждому маленькому достижению. Если соблюдать особенности коррекционной работы с незрячими детьми, то объязательно будет хоть маленький, но результат. Давайте, теперь рассмотрим, какие же эти особенности:
Рассказывайте, кто с ребенком говорит.
Когда вы обращаетесь к ребенку, называйте его по имени.
Не оставляйте ребенка одного в незнакомом месте.
Говорите, перед тем, как прикасаетесь к нему рукой. Ребенку может быть неприятно, если кто – нибудь неожиданно прикоснется к нему.
Описывайте ребенку ближайшую окружающую среду.
Давайте ему возможность ощупывать, нюхать, пробовать на вкус, слушать и, таким образом, получать информацию с помощью разных анализаторов.
При обучении по возможности применяйте настоящие предметы. Например: если вы хотите объяснить ребенку, что такое яблоко? Будет лучше, если вы будете использовать для этого само яблоко, чем пластмассовую игрушку-муляж. Это намного легче воспринимается.
Когда вы намерены отойти от ребенка, предупреждайте его об этом.
Стимулируйте ребенка использовать свои руки для обследования разных материалов.
Когда вы показываете ребенку что – то, управляйте его руками, ставя на них ваши руки. Одновременно рассказывайте, какого цвета предмет, какая его форма и как им пользоваться.
Обучайте ребенка обследовать предметы систематически, а так же способом «вспомогательной и активной рук» (одна рука держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду).
Предупреждайте ребенка перед тем, как он дотрагивается до чего – то горячего, холодного или липкого. Он может испугаться неожиданного незнакомого ощущения и начать побаиваться использовать свои руки для рассматривания окружающего мира.
Стойте за ребенком, когда учите его какому – то движению. Делайте движение вместе с ребенком. Если вы стоите напротив него, движение получается зеркальным и ребенку трудно воспринять его.
Употребляйте настоящие названия разных направлений. Ребенок не может понимать такие неопределенные понятия, как «Там», «Тут», «Эта рука» и т.п.. Правильнее будет, если вы скажете «Правая рука», «Слева от тебя», «На столе» и т.д..
Не бойтесь употреблять слова «Смотреть» и «Видеть» относительно к незрячим детям. Они знают, смотреть – значить осязать руками.
Держите предметы на своих определенных местах. Рассказывайте ему, когда переставляете что – то. Покажите новое местоположение предмета.
Давайте ребенку самостоятельно отыскивать вещи, упавшие на пол. Направляйте, говоря где они находятся. Например: ручка лежит слева от тебя, под столом.
Если у ребенка есть остаток зрения, широко используйте его (цветные контрасты, увеличенные изображения, освещение).
Давайте ребенку время, чтобы он добился положительных результатов, и укрепились усвоенные им навыки.
В ходе занятия или игры все движения должны быть сверху вниз и слева на право. Это подготовка для обучения по системе Брайля.
Соблюдайте правильную величину игрушек. Например: Слон больше, чем мышка. Яблоко меньше, чем арбуз.
Нужно выходить с ребенком на природу. Несмотря на погоду. Если вы с ребенком не будете гулять под дождем, он не сможет понять, что такое дождь.